25 АПР, 20:16 МСК
USD (ЦБ)    93.2918
EUR (ЦБ)    99.5609


Основные тренды реформирования ООН

21 Апреля 2010 9736 8 Политика
Основные тренды реформирования ООН

ООН была и остается чрезвычайно авторитетной международной организацией. Однако солидный престиж может держаться только на прочной организационной основе. Как же ООН пытается поддержать свое реноме? Как она реформирует себя? Насколько этот процесс эффективен?

«Организация Объединенных Наций существует не как статичный памятник чаяниям ушедшей эпохи, а как меняющийся механизм, несовершенный, как и все человеческие творения, но способный перестраиваться и совершенствоваться». Так Кофи Аннан охарактеризовал ООН в своем докладе по программе дальнейших преобразований в 2002 году. Эти слова отражают основную суть процесса реформирования данной международной организации. Она меняется вместе с тем, как меняется мир, его проблемы и потребности.

В ст.1 Устава ООН закреплены четыре важнейшие цели. Они сформулированы универсально, на все времена, но конкретные задачи, которые в наши дни решает ООН, требуют повышения эффективности ее деятельности, изменений в структуре и аппарате, иных подходов к финансированию и контролю за расходованием средств.

Эволюция Организации Объединенных Наций шла постоянно с момента ее создания в 1945 году, но целенаправленный процесс реформирования начался только в 1997 году с доклада Генерального секретаря «Обновление Организации Объединенных Наций: программа реформы». В первой части доклада содержится тематический обзор основных элементов реформы, а во второй части – более подробное описание всего комплекса мер по реформе, в том числе конкретные предложения и рекомендации.

8 сентября 2000 года Генеральной Ассамблеей был принят знаковый документ – «Декларация тысячелетия ООН». В нем государства отметили ценности и принципы, которые должны являться фундаментальными в XXI веке. Но самое главное, были сгруппированы по четырем основным блокам конкретные задачи, в отношении которых государства «преисполнены решимости».

Данная декларация задала вектор для дальнейшего преобразования системы и деятельности ООН, потому что конкретные задачи позволяют выработать реальные инициативы для повышения эффективности. Это нашло свое отражение в докладе Генерального секретаря «Укрепление Организации Объединенных Наций: программа дальнейших преобразований» и создании Группы высокого уровня для подготовки доклада по угрозам, вызовам и переменам, работа над которым была закончена в декабре 2004 года.

Данный доклад стал одним из наиболее проработанных и конкретных за все время целенаправленного реформирования ООН. Он содержал 101 рекомендацию, непосредственно связанную с деятельностью и структурой организации, и ряд мер по повышению эффективности.

В 2005 году была создана Комиссия по миростроительству. Она стала новым межправительственным консультативным органом Организации Объединенных Наций, который поддерживает усилия в пользу мира в странах, переживших конфликты, и представляет собой важное дополнение того механизма, который используется международным сообществом для решения более широких задач по обеспечению мира.

К функциям комиссии относятся:

1) сведение вместе всех соответствующих сторон, включая международных доноров, международные финансовые учреждения, национальные правительства, страны, предоставляющие войска;

2) мобилизация ресурсов;

3) выработка рекомендаций и предложений по комплексным стратегиям постконфликтного миростроительства и восстановления и при необходимости, привлекая внимание к любым проблемным областям, способным подорвать мир.

Принятые одновременно резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, на основании которых была учреждена Комиссия по миростроительству, предусматривали также создание Фонда миростроительства и Управления по поддержке миростроительства. Данные учреждения весьма важны, потому что они помогают наладить мирную жизнь и стабилизировать обстановку после конфликта, что позволит по-настоящему закончить его и предотвратить его повторение в будущем.

Комиссия по правам человека, утратив доверие, была расформирована. Она была слишком политизирована и использовалась государствами для избирательной критики друг друга, а не для решения реальных проблем. Более того, в комиссию входили страны с порочной историей в области нарушения прав человека (КНР, Сирия, Ливия, Зимбабве, Вьетнам и другие), которые использовали свое положение, чтобы защититься. На смену комиссии пришел Совет по правам человека.

Члены Генеральной Ассамблеи избирают его членов, которые занимают 47 мест. Срок полномочий каждого члена составляет три года и ни один из них не может занимать его дольше двух сроков подряд. Места распределяются между региональными группами ООН следующим образом: 13 – Африке, 13 – Азии, 6 – странам Восточной Европы, 8 – странам Латинской Америки и Карибского бассейна, 7 – группе западноевропейских и других государств.

Резолюция о создании Совета по правам человека ООН гласит, что "члены Совета должны поддерживать самые высокие стандарты в области поощрения и защиты прав человека". Генеральная Ассамблея уполномочена путем голосования в две трети его членов приостанавливать права и привилегии члена Совета, если он настойчиво совершал грубые и систематические нарушения прав человека.

В Совете безопасности была внедрена новая система  «индикативного голосования», в рамках которой члены Совета Безопасности могут потребовать публичного указания позиций по предлагаемым мерам. При таком индикативном голосовании голоса «против» не будут иметь эффекта вето, а окончательный подсчет голосов не будет иметь никакой юридической силы. Второе, официальное голосование по любой резолюции будет происходить в соответствии с нынешними процедурами. Эта мера должна усилить подотчетность, в частности в отношении права вето.

Однако, несмотря на колоссальные объемы проделываемой работы, процесс движется медленно по различным, в том числе политическим, причинам. Например, идея реформирования Совета Безопасности, получив развитие во многих рекомендациях, приобрела форму двух возможных новых моделей состава совета.

Модель А предусматривает увеличение постоянных членов совета безопасности и создание новых предлагаемых невозобновляемых мест сроком на два года. В свою очередь модель Б предполагает создание новой категории предлагаемых возобновляемых мест сроком на четыре года и увеличение предлагаемых мест сроком на два года. Обе модели стремятся достичь равного представительства региональных зон, чтобы от каждого региона участвовало по 6 стран, а общее число участников было равно 24. Однако наделение других участников правом вето не планируется, что кажется логичным. Новые вето наверняка усложнят процесс принятия наиболее важных решений, и Совет Безопасности утратит свою мобильность. Но этот весьма важный вопрос так и не получил развития ни по одному из путей.

Устав ООН также остается неизменным даже в части Совета по опеке, который долгое время находится без работы; по-прежнему упоминаются «враждебные нации». Это вызвано опасениями дальнейших изменений устава, что может подорвать веру в стабильность и уважение – основные ресурсы ООН.

Кроме того, противостояние между странами Севера и Юга, их политические трения и подозрения не позволяют принимать даже взаимовыгодные документы по развитию управления в ООН. Как отмечал Кофи Аннан: «чувство разочарованности и отстраненности побуждает многие государства использовать единственную имеющуюся у них в распоряжении прерогативу – прерогативу блокировать другие реформы, такие как обеспечение более эффективного управления, поскольку некоторые рассматривают даже это как попытку тех, кто посильнее, захватить еще больше власти для себя».

Но, к счастью, процесс реформ идет и преобразования неизбежны. При новом Генеральном секретаре Пан Ги Муне особое внимание уделяется налаживанию эффективного инвестирования ООН, создания внутренних механизмов контроля и надзора, ибо ООН занимается не только конференциями и докладами, а управляет сложными, многомиллиардными по стоимости операциями, чтобы помочь сохранить мир и вести борьбу с нищетой и гуманитарными бедствиями.

Нельзя не отметить высокую степень проработанности и взвешенности всех решений, но хочется пожелать, чтобы они были более быстрыми и своевременными.

Андрей Миронов

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
Г
12.04.2023 0 0
Григорий Дмитриевич Самолов:

Автор МД АФС: восхищён работой юного Андрея, но цивилизацию строить будем другим способом!

Щ
27.04.2011 0 0
Щеховцов Денис Владимирович:

учитывая важность взаимодействия стран мира в рамках международных организаций само продолжение существования ООН как универсальной международной организации дает основания говорить о новом международном порядке, вопрос реформирования организации обсуждается с 1999 года, конкретных результатов пока нет, пальма первенства должна оставаться за отечественными дипломатами которые в свое время работали в структурах международных организаций, штаб-квартире ООН...

Т
02.06.2010 0 0
Тихонов Евгений:

Реформа ООН предполагает расширение участия в процессе принятия решений стран, обладающих соответствующей политической волей, но с ограниченными институциональными возможностями. В последние годы предложения о реформе Совета Безопасности ООН все чаще звучат со стороны различных государств ООН, не входящих в число пяти постоянных, наделенных правом вето участников Совбеза (Россия, КНР, США, Великобритания, Франция).

К
31.05.2010 0 0
Карпов Кирилл:

Я считаю что ошибочно изображать ООН созданием биполярного мира, не приспособленным к новым вызовам международной безопасности. Создание ООН предшествовало "холодной войне". Объединённые Нации были построены на фундаменте непреходящих ценностей национального суверенитета и прав человека. Принципы, заложенные в Устав ООН могут во всё возрастающей степени служить интересам людей в момент, когда мир всё дальше уходит от ядерного противостояния и вступает на территорию многополярности. До тех пор, пока ООН вновь не утвердит себя как безальтернативная высшая инстанция международного права, правила поведения старого/нового мира останутся прежними - право силы вместо силы права. Всё большее признание получают идеи эволюционности, неотрывности принципов преемственности и модернизации в деле адаптации мирового сообщества к процессам глобализации. Время как политических романтиков, так и "реалистов" прошло. Преемственность в международной политике должна заключаться в сохранении универсальных и региональных организаций, основанных после второй мировой войны, в первую очередь ООН. Одинаково важен принцип модернизации для укрепления их легитимности, демократичности и эффективности. В отличии от многополярной модели мира начала 20 века, новая многополярность должна основываться на культуре мира, а преследование национальных интересов не выходить за рамки международного права. Решение этой задачи не меньше, чем в прошлом, требует применения мощного механизма сотрудничества для налаживания плодотворного взаимодействия между различными центрами силы. ООН является единственной существующей международной структурой глобального охвата, способной обеспечить верховенство права в международных делах цивилизованными средствами.

Л
31.05.2010 0 0
Левашов Михаил:

Очевидно то что многие страны мира в последнее время достаточно часто критикуют ООН за ее неспособность влиять на международные процессы. Проблема в том, что организация постепенно утрачивает свой статус «последней инстанции». Дискуссионным по-прежнему остается вопрос о реформировании ООН. Подчеркнуто «проамериканские взгляды» Пан Ги Муна обусловливают его нежелание расширять Совбез ООН (помимо Германии на статус постоянного члена СБ претендуют Италия, Испания, Пакистан, Индия) и делают его объектом жесткой критики со стороны «альтернативных» государств.

А
26.04.2010 1 0
Агаева Лейла:

По моему мнению ООН не является уж такой достаточно авторитетной организацией. Большинство ее норм носит лишь декларативный характер. Можно привести в пример политику одной из мировых держав, такой как США. ООН не имеет никакого «влияния» на эту страну, за многие нарушения, которые допускало руководство Соединенных Штатов Америки (взять хотя бы их политику в Ираке), США не несла никакой ответственности, многие ее поступки остаются «безнаказанными». Хотя нельзя отрицать роль этой организации, она является самой существенной международной общепризнанной структурой. Я думаю, что реформы, помогут устранить недостатки в ее политике и ее деятельность будет более существенной.

А
25.04.2010 1 0
Амвросова Анна:

ООН - достаточно влиятельная мировая структура, но сейчас ее влияние не достает того уровня, который был после ее создания в 1945 году. Я считаю, что реформирование организации имеет большое значение сейчас, оно должно вернуть ей былые позиции на мировой арене путем улучшения деятельности комиссий, увеличения инвестирования в различные проекты, нужно сглаживать политические конфликты между государствами. Комиссия по микростроительству - это серьезный шаг в вопросах сохранения мира, и, по моему мнению, ее роль велика в современном нестабильном обществе. Собственно, как и роль совета по правам человека. Так как основной процесс реформирования начался не так давно, рано говорить об эффективности, но мне кажется можно рассчитывать на качественное улучшение ООН.

В
22.04.2010 0 0
Волобуева Надежда:

Прочитав данную статью, я сделала несколько выводов: 1)ООН-общепризнанная глобальная структура мира, которая способна всеми доступными в международном праве средствами служить интересам мирового сообщества. 2)Её разрушение таит в себе массу опасностей, её модернизация и демократизация может принести явные плоды. 3)ООН является единственной существующей международной структурой глобального охвата, способной обеспечить верховенство права в международных делах цивилизованными средствами. Исходя из вышенаписанного очень хочется надеятся, что процесс реформ положительно повлияет на дальнейшую деятельность ООН.

Показать еще комметарии (1)


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more