Конкурентоспособность России и ее конкурентная стратегия
Россия продолжает оставаться аутсайдером во всех международных рейтингах конкурентоспособности. Почему такое происходит? Чего не хватает нашей стране для повышения своего статуса? Что должно сделать правительство в сложившейся ситуации? Какие меры принять?
1. Лукавство международных рейтингов конкурентоспособности. Проблема конкурентоспособности государства, его экономики, жизнестойкости общества в целом становится все более актуальной. Это ее значение возрастает вместе с ужесточением глобальной конкурентной среды. Глобализации свойственно не только расширение и углубление кооперации, интеграции и сотрудничества, но и наличие конкуренции, которая неразрывно сопутствует глобализационным процессам, ведь конкуренция – спутник глобализации.
В условиях нарастающей глобализации залогом жизнеспособности развития является достижение конкурентного преимущества, поскольку ни одна страна и ни одна экономика или отдельная компания не могут противостоять влиянию конкуренции, т.к. за благовидной витриной глобализации с ее красивыми лозунгами о кооперации усилий и взаимовыгодном сотрудничестве стоит жесткая конкурентная глобальная среда. Особенное звучание вопрос жизнеустойчивости, конкурентоспособности государства приобретает в наши дни – в условиях глобального финансово-экономического кризиса, охватившего, как кажется, все уголки Земного шара, и «проверяющего» на прочность общественно-государственные конструкции многих стран.
Сегодня наша страна занимает весьма низкие места в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности. Имеются в виду, прежде всего, два наиболее известных рейтинга: рейтинг конкурентоспособности IMD (Международного института развития менеджмента, г. Лозанна, Швейцария) и Индекс глобальной конкурентоспособности WEF (Всемирного экономического форума). В рейтинге IMD за 2008 г., включающем 55 стран, наша страна заняла 47-е место [1]. В Индексе глобальной конкурентоспособности WEF за 2008 г., включающем 131 страну, Россия заняла 58-е место [2].
Если брать отдельные параметры, то Россия в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности входит в десятку лидирующих стран лишь по двум показателям: 1-е место по запасам сырьевых ресурсов (30 трлн. долл. США) и 7-е место по средней продолжительности школьного образования (10,5 лет). Российская Федерация заметно проигрывает в уровне качества государственных институтов, профессиональности управления (качество и прозрачность управления), стабильности и предсказуемости законодательства, обеспечении безопасности граждан, по основным экономическим показателям, по показателям эффективности бизнеса (степень соответствия принципам инновационности, рентабельности и социальной ответственности, производительности труда, развития рынка труда, качеству менеджмента), показателям инвестиций в традиционную и технологическую инфраструктуру, в образование и непрерывное повышение квалификации рабочей силы, взаимообусловленности заработной платы, производительности труда и налогов, показателям сокращения неравенства между богатыми и бедными, показателям состояния инфраструктуры (степень соответствия инфраструктуры потребностям бизнеса, развитость базовой, технологической, научной, информационной и социальной инфраструктуры), показателям состояния образования, здравоохранения и окружающей среды.
Столь низкие места России объясняются как объективными российскими трудностями в данной области, так и определенной условностью и ангажированностью существующих рейтингов [3].
О недостаточной корректности, к примеру, свидетельствует тот факт, что в рейтингах не учитывается геополитический фактор, имеющий немаловажное значение для реальной конкурентоспособности государств, поскольку от уровня конкурентоспособности геополитики страны в немалой степени зависит создание необходимых условий для конкурентоспособности экономики и в целом государства в жесткой конкурентной среде глобализирующегося мира. На наш взгляд, в отсутствии этого и некоторых других значимых параметров заключается некая условность и недостаточная объективность существующих рейтингов.
Например, в первую десятку могут не попасть такие страны, как Франция, Германия, Великобритания, но может попасть Исландия или Эстония. Даже если брать во внимание только экономический аспект, то непопадание Китая даже в число 20 первых стран рейтинга вовсе не говорит о том, что его товары, все больше заполняющие полки американских и европейских супермаркетов, не конкурентоспособны. Тогда возникает вопрос, почему США вводят неэкономические методы запрета на китайские товары?
2. Геополитический фактор и конкурентоспособность. Такими подходами к составлению рейтингов глобальной конкурентоспособности национальная конкурентоспособность сводится даже не к конкурентоспособности экономики государства, а к конкурентоспособности какого-либо сегмента экономики государства, что представляется методологически неверным. По крайней мере, такой подход вызывает сомнения в методологической правильности. Скорее, он свидетельствует о том, что в условиях глобализации, в угоду развитым странам, контролирующим глобализационные процессы, составляются рейтинги, ориентирующие, «подтягивающие» экономики развивающихся стран под удобные для управления в своих интересах критерии, признаки и форматы.
Как справедливо отмечает Д.Е.Сорокин, заместитель директора Института экономики РАН, национально-организованный социум, государственно-организованный социум это все-таки не просто система, а система органической целостности. И специфическое свойство системы органической целостности – то, что система органической целостности обладает так называемыми эмерджентными свойствами, которые не могут быть выведены из свойств отдельных элементов. Цели системы органической целостности не сводятся к некой равнодействующей из целей отдельных составляющих элементов. Это собственные цели системы. Глобализация не отменяет особенности национальных государственных интересов. Так, в Стратегии национальной безопасности США для нового столетия прямо говорится: «Наш стратегический подход основан на признании того, что мы должны лидировать в мире, мы должны четко проявлять свою волю и способность к глобальному лидерству» [4].
Иными словами, геополитический фактор в практике соперничества государств, как говорится, никто не отменял, он по-прежнему оказывает серьезное воздействие на уровень конкурентоспособности государства, какими бы глобалистскими лозунгами о снижении роли государств в эпоху глобализации, о неких общих для всех благах глобализирующегося мира, он ни прикрывался.
Следует заметить, что конкурентоспособность геополитики конкретного государства напрямую зависит от геополитического статуса этого государства. Под геополитическим статусом государства понимается роль и значение государства в мировых делах, его место в глобальной системе миропорядка. Геополитический статус включает, кроме пространственно-географических характеристик, международный вес, экономическую, технологическую и военную мощь, динамику народонаселения, природный ресурс, степень цивилизационно-культурного влияния на соседей и другие параметры.
Вне всякого сомнения, геополитическое влияние России в мире в значительной мере определяется ходом ее экономического развития, технологическим состоянием, стратегией в выборе геоэкономических сфер и четко сформулированным геополитическим кодом (геополитической идентичностью), соответствующим реальному экономическому, социально-политическому и культурному потенциалу страны. Кстати, по мнению того же Д.Е.Сорокина, «исторический опыт показал, что как только Россия начинала руководствоваться общечеловеческими ценностями, она откатывалась назад, но как только она делала ставку на приоритет национальных интересов, она совершала соответствующие прорывы» [4, с.73].
Геополитический статус России в силу кардинальных глобальных трансформаций претерпел значительные изменения, которые свелись к тому, что, имея во второй половине прошлого века статус, сопоставимый лишь со статусом США, наша страна его утеряла, снизилась ее геополитическая и геоцивилизационная безопасность [5].
Не стоит забывать, что Россия занимает исключительное место на геополитической карте мира, что не раз отмечалось Х.Макиндером, К.Хаусхофером, Н.Я.Данилевским, евразийцами и другими классиками геополитики [6]. Россия, располагаясь в центре Евразии, с одной стороны, занимает центральное, ведущее место на геополитической карте, от которого напрямую зависит возможность контроля всего глобального пространства, а с другой – по отношению к ней всегда будут проявляться претензии со стороны других геополитических акторов.
Геополитическое положение государства должно адекватно обеспечиваться его экономическим состоянием. Однако, располагая восьмой частью мировой суши и третью мировых природных богатств, интеллектуальным потенциалом и достижениями в развитии науки, техники и культуры, страна из экономической державы (в 1989 г. ВВП соответствовал занимаемому геополитическому положению – был вторым в мире, 57% от ВВП США), производящей высокотехнологичную продукцию, трансформировалась в рядовое в экономическом плане государство, не выдерживающее конкуренции на мировом рынке по большинству видов товаров (0,5% мирового рынка наукоемкой продукции).
Резко ослаб один из сегментов геополитического статуса – российский демографический ресурс. Как отметил В.Путин в июне 2006 г., за последние 13 лет население России уменьшилось на 11 млн. человек. Специалисты заговорили о демографической безопасности, находящейся под серьезной угрозой.
В качестве главных причин низкой конкурентоспособности российской экономики, а также трудностей, возникающих в процессе ее укрепления, экспертами, как правило, отмечаются: отсутствие стабильного законодательства и его несовершенство; бюрократия и коррупция; сырьевая направленность экономики; неразвитость институциональной системы инвестирования; несбалансированная экспортно-импортная структура; слабость банковской и финансовой инфраструктуры; отсутствие надежных механизмов трансформации финансовых активов в инвестиционные проекты; недостаточный инновационный потенциал; отсутствие качественной национальной инновационной системы (НИС); слабость информационной инфраструктуры; недостаточное финансирование образования и науки и др.
3. Два пути к мировой конкурентоспособности. Здесь уместно отметить, что, согласно существующей международной классификации, включающей два пути к мировой конкурентоспособности стран, – «верхний» и «нижний» – Россия, к сожалению, идет по «нижнему пути к конкурентоспособности», ведущему к экономическому тупику, дальнейшему разрушению имеющегося инновационного потенциала. Главная причина этого заключается не в отсутствии интеллектуального капитала и каких-либо конкурентных преимуществ в российском государстве, а в отсутствии долгосрочной стратегии, основанной на трезвой оценке исторической роли страны, ее интеллектуального потенциала и учета современных тенденций глобального мира.
К сожалению, в российском обществе, особенно в его элите, пока не сформировалось должное отношение к вопросу конкурентоспособности, который можно назвать ключевым вопросом устойчивого развития. Приходится констатировать, что Россия еще не приступила к реформированию, ориентированному на конкурентоспособность. В отличие от развитых стран, задачи повышения конкурентоспособности государства в условиях жесткой конкурентной глобальной среды еще не стали приоритетными в среде политического руководства и российского общества, чему свидетельством продолжающиеся процессы «утечки» умов и капитала, снижения инновационного потенциала, доли страны на мировом рынке наукоемкой продукции, старение основных фондов и человеческого потенциала, хронической нерешенности вопросов профессионализации управления, «ком» социально-демографических проблем.
Согласно данным С.В.Степашина, несмотря на определенные экономические успехи последних лет, «среднедушевой объем и структура нашего ВВП заметно отличаются от тех же показателей развитых стран. Структура экспорта за несколько десятилетий практически не изменилась. 57% в нем занимают топливно-энергетические товары, в том числе 32% – сырая нефть. Доля машин, оборудования и транспортных средств составляет менее 8%. Мы по-прежнему позиционируемся на мировом рынке, прежде всего, как поставщики даже не полуфабрикатов, а сырья. Структура нашего экспорта вполне адекватно отражает структуру российской экономики и может служить показателем реальной конкурентоспособности» [7, с.13].
Справедливости ради следует отметить усилия российского политического руководства, пытающегося направить созидательную энергию государственных, общественных и бизнес-структур в соответствующем направлении. В Послании Президента РФ Д.Медведева Федеральному Собранию РФ, сделанному 5 ноября 2008 г. в условиях начавшегося глобального финансового кризиса, подчеркивается, что «именно сейчас нам нужно создавать основы национальной конкурентоспособности там, где мы можем получить будущие выгоды и преимущества. Надо быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши. Создавать новые эффективные предприятия. Внедрять самые передовые технологии. Такой подход – это и есть одно из лучших антикризисных «лекарств» и, с другой стороны, неотъемлемая часть идеологии современного развития России» [8].
Серьезные надежды эксперты связывают со Стратегией-2020, принятием Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. В Стратегии-2020 предусматривается пятикратный рост зарплат, трехкратный рост жилищного строительства, удвоение расходов на исследования и разработки, а также рост численности населения России до 145 млн. человек и увеличение продолжительности жизни до 70 лет. Стратегия предполагает увеличение расходов на образование с 4,1% ВВП до 5,5-6,0% ВВП, на здравоохранение – с 3,6% до 5,2-5,5% ВВП, а объем выпуска инновационной продукции к 2020 году планируется нарастить в 5-6 раз.
Вместе с тем, в сложившейся ситуации представляется целесообразным фокусирование разрозненных усилий в формате конкурентной стратегии российского государства. Совершенно очевидно, что в российском обществе, если оно хочет выжить в жесткой глобальной конкурентной среде, назрела необходимость формирования конкурентной стратегии и конкурентной политики государства, определяющей стратегические векторы и приоритеты развития частным политическим стратегиям – экономической, инновационной, социальной, демографической, информационной, военной, культурной и др.
4. Есть ли позитивные образцы? Если обратиться к зарубежному опыту формирования и реализации государственной конкурентной политики, уместно привести два примера.
Пример первый. В 2006 г. Соединенные Штаты Америки, серьезно обеспокоенные тенденцией снижения своей конкурентоспособности по ряду позиций, а также резким подъемом других государств (прежде всего, Китая), приняли стратегическую программу под названием «Американская инициатива по конкурентоспособности» (American Competitiveness Initiative). Стратегическая программа была изложена в очередном послании президента Дж.Буша и практически взята под президентский контроль, и поставлена в число национальных приоритетов [9]. В результате широкомасштабной работы, в которую были вовлечены солидные интеллектуальные силы, был подготовлен ряд законопроектов («О защите конкурентных преимуществ Америки» Protecting America’s Competitive Edge, «О национальных инновациях» (National Innovation Act и др.), которые позволили организовать работу по серьезному укреплению национальной конкурентоспособности [10].
Второй пример – пример Финляндии, которую IMD и WEF регулярно включают в число лидеров в рейтингах наиболее конкурентоспособных стран. Проблема конкурентоспособности экономики Финляндии была решена за 10 лет (1993-2003 гг.) за счет создания качественной национальной инновационной системы. За это время экспорт электронных продуктов вырос почти в 3 раза – с 5 млрд. до 14 млрд. евро. Финляндия лидирует по доле расходов на душу населения, вложенных в НИОКР, при этом в числе приоритетов – информационные технологии, которые приносят стране 45% ВВП, а 85% производимого информационно-технологического продукта идет на экспорт. Благодаря успешной политике в сфере инноваций Финляндии с населением 5,5 млн. человек и небогатыми природными ресурсами удалось стать одним из лидеров международных рейтингов конкурентоспособности.
Таким образом, в современных условиях, чтобы выдерживать конкуренцию в условиях наращивания мировыми лидерами усилий по повышению своей конкурентоспособности, России также необходима государственная конкурентная стратегия, направленная на достижение стратегической конкурентоспособности, создание необходимых условий для реализации национальных интересов в условиях жесткой глобальной конкурентной среды. Конкурентная стратегия как неотъемлемая часть государственной стратегии позволит эффективно использовать имеющиеся у государства конкурентные преимущества и конкурентные ресурсы.
Несомненно, российское государство наряду с существенными конкурентными недостатками обладает значительным ресурсом для повышения своей конкурентоспособности и пока неиспользованными серьезными преимуществами в плане конкурентоспособности. К российским конкурентным преимуществам можно отнести: уникальное евразийское геополитическое положение российского государства; сохранение статуса великой державы по некоторым признакам; богатейшие природные ресурсы (при условии существенного повышения эффективности их использования); историко-культурные традиции, единую полиэтническую и многоконфессиональную цивилизационную общность, закаленную в историческом процессе.
В качестве конкурентных ресурсов мы вправе рассматривать: сохранившийся достаточно высокий образовательный и научный уровень; наметившийся после периода экономического кризиса 1990-х некоторый экономический рост (в настоящий момент «приторможенный» мировым кризисом); ряд уникальных производств, прежде всего, в оборонной отрасли; потенциал повышения эффективности государственного управления; потенциал региональной интеграции. К этому можно добавить потенциал повышения конкурентоспособности российской геополитики, потенциал решения проблемы российской идентичности, потенциал создания информационной инфраструктуры и информационного общества, потенциал укрепления российского имиджа.
И, конечно, ключевым механизмом повышения уровня конкурентоспособности России видится конкурентная стратегия и конкурентная политика государства, которая посредством стратегически верного определения векторов и приоритетов реформирования, ориентированных на жизнеустойчивость, позволит эффективно использовать российские конкурентные преимущества и ресурсы, и достичь уровня конкурентоспособности страны, необходимого для достойного существования в сложных условиях жесткой глобальной конкурентной среды. Тогда задачи восстановления статуса державы в экономико-технологическом плане, перехода российского государства с «нижнего» на «верхний путь к конкурентоспособности», возвращения утраченных и завоевания новых, более высоких, позиций в сфере образования и науки, социальной сфере не будут восприниматься экспертами как несбыточные мечты.
Литература
1. IMD. World Competitiveness Yearbook. 2008.
2. The Global Competitiveness Report. World Economic Forum. 2007-2008.
3. Алиев З.Т., Киселев С.Г. Геополитический фактор конкурентоспособности России// Новое в экономике и управлении: Сб. статей. Вып. 19. – М.: МАКС Пресс, 2008.
4. Сорокин Д.Е. Проблемы конкурентоспособности России как национально-государственной целостности// Конкурентоспособность России в условиях глобализации. Под общ. ред. В.К.Егорова, С.В.Степашина. М.: Изд-во РАГС, 2006.
5. Киселев С.Г. Трансформация геополитической и геоцивилизационной безопасности России// Многовекторность безопасности международных отношений. Научные доклады Института стратегических исследований. М.: ЭНДИСИ. 2006. № 1.
6. Макиндер Х. Географическая ось истории// Геополитика: Хрестоматия/ Сост. Б.А. Исаев. СПб.: Питер, 2007.
7. Степашин С.В. Конкурентоспособность России в условиях глобализации: взгляд Счетной палаты// Конкурентоспособность России в условиях глобализации. М.: РАГС, 2006.
8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 5.11.2008 г. М., 2008.
9. State of the Union: American Competitiveness Initiative. The White House, President Georg W. Bush, For Immediate Release, Office of the Press Secretary, 31.01.2006.
10. Кочетков Г.Б. Конкурентоспособность США// США*Канада. 2007, №10.
Написать комментарий
Оксанов! Ворчишь ты опять глупости, старик. Не надо строить из себя умного, будучи глупым. О какой перемене системы говоришь? Ты что хочешь нас вернуть в СССР или сделать как США или ЕС, с их гигантскими финансовыми пирамидами? Если ты такой умный, как всегда это ты подчеркиваешь и преподносишь читателям, не стесняясь, заявляя, что ты чуть ли не экономист, то давай нам, покажи это, хорошенько проанализировав статьи Е.Балацкого и все его математические формулы: где что правильно у него, а что у других. Я имею в виду статьи Е.Балацкого, которые сейчас находятся на главной странице сайта: "Отношение населения к неравенству доходов", "Принципы управления государственной задолженностью" и "Прогнозирование динамики внешнего долга: модели и оценки". Давай, действуй, подожду, а потом подискутируем. Договорились?
Хороший анализ... Но относительно категорий виден излишний оптимизм. Приведенная категорийность скорее относится к позднему СССР, чем к нынешней России. Для нынешней России следовало бы опустить вниз все категории хотя бы на два пункта. Потому что в первых двух категориях конкурентные преимущества России относятся лишь к ресурсной сфере, добыче ресурсов для продажи их в другие страны, а современная переработка этих ресурсов в России находится на предельно низком уровне. Об остальном и говорить не приходится. Не надо забывать о том, что если по душевому ВВП РСФСР в 1990 году находилась в положении США конца 50-х - начала 60-х, т.е. отставание было 30-40 лет ((и чем это закончилось?), то ныне Россия находится по этому показателю в положении США перед Великой депрессией - отставание 70-80 лет. История не знает, чтобы такое отставние при неизменной политической и экономической системе позволяло стране выбраться в конкурентные лидеры. И вместо оптимистических прогнозов и успокаиващих "рецептов" необходимо набраться смелости и предлагать революционное. Для России это - смена ПОЛИТИЧЕСКОЙ и ЭКОНОМИЧЕСКОЙ систем. И так и будет. Но не будет ли поздно? Оксанов.
Одной из важнейших предпосылок экономического возрождения России является стабилизация и рост производства во всех отраслях и на каждом отдельно взятом предприятии. Однако в условиях рыночной экономики нужен рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентоспособного. Сегодня в России проблема конкурентоспособности и участия в ее решении государства стоит очень остро. Поэтому нужно провести анализ и оценку конкурентоспособности России.Оценка конкурентоспособности позволяет решить следующие важные задачи: определить свое положение на определенном рынке; разработать стратегические и тактические мероприятия эффективного управления; выбрать партнеров для организации совместного выпуска продукции; привлечь средства в перспективное производство; составить программы выхода на новые рынки сбыта и др. Однако, это возможно только при наличии объективных методик оценки уровня конкурентоспособности и эффективных организационно-экономических мероприятий по управлению конкурентоспособностью с целью ее повышения. Очевидно что хозяйственный комплекс России функционирует в сложной экономической ситуации. Ухудшение технического и технологического состояний производства, кризис платежей, пассивная инвестиционная и инновационная деятельность, утрата традиционных рынков сбыта, медленная структурная перестройка - все это приводит к простаиванию большого количества предприятий. В связи с этим, экономика страны характеризуется стагнацией промышленного производства, низким потребительским спросом, высоким уровнем убыточности предприятий, перешедшим за 40% и в конечном итоге, низкой конкурентоспособностью промышленной системы страны в целом и предприятий в частности. В свое время конкурентоспособность государства в значительной мере зависела от наличия в ней трех основных факторов производства - капитала, природных и трудовых ресурсов. С развитием технического прогресса конкурентоспособность стали больше определять факторы более высокого уровня, прежде всего, инфраструктура страны, ее научный потенциал, уровень образования населения. В нашей стране проблемы конкурентоспособности стоят весьма остро и, безусловно, нуждаются в подробном анализе для выработки конструктивной позиции государства и принятия на ее основе продуктивных конкретных решений субъектами внутренней и внешней экономической политики. Интегральными показателями успешного функционирования хозяйственной системы в целом являются темпы экономического роста и экспортной экспансии страны на мировых рынках. Если с этих позиций подходить к оценке нынешнего положения нашей страны, то на протяжении длительного периода времени Россия демонстрировала неуклонное общее сокращение производства, снижение эффективности работы всей экономической системы. Происходило прогрессирующее уменьшение доли страны в мировом экспорте, деградировала структура ее экономики и внешней торговли. В течение короткого периода на месте сверхдержавы появилось экономически отсталое государство с резко ослабленными позициями в мире. Среди отдельных отраслей российской экономики наиболее конкурентоспособными на мировом рынке являются отрасли, которые базируются на передовых технологиях и высокопрофессиональных кадрах. Это подтверждается результатами исследований, проведенных Российским центром реструктуризации промышленности, по проекту ТАСИС. Оценивалась конкурентоспособность ряда отраслей промышленности на внутреннем и мировом рынках. Основные отрасли российской экономики по степени конкурентоспособности были разделены на четыре категории: - очень сильная конкурентная позиция - черная металлургия; - сильная конкурентная позиция - цветная металлургия, электроэнергетика, нефтехимическая, лесная, оборонная отрасли, связь и телекоммуникации; - посредственная конкурентная позиция - химическая, автомобильная, судостроение, машиностроение, приборостроение; - слабая конкурентная позиция - авиационная (гражданская), электронная, текстильная. Мировой опыт свидетельствует о том, что наличие факторов производства является необходимым, но не достаточным условием успешной конкуренции. Для этого еще нужны: определенный спрос на продукцию; требовательные потребители и конкурентоспособные поставщики; добросовестное ведение конкуренции; соответствующая стратегия предприятий относительно развития и повышения конкурентоспособности. К сожалению, наличие недобросовестной конкуренции на внутреннем рынке, его незначительная емкость и неприхотливое поведение потребителей не дают возможности создания условий для роста конкурентоспособности отечественных предприятий и продукции. Предприятия не могут производить конкурентоспособную продукцию для внешних рынков, если она имеет низкое качество на внутреннем рынке. Страны, являющиеся сегодня лидерами мирового рынка, всегда отталкивались от внутреннего спроса, и их экспансия вначале шла через насыщение внутреннего рынка. Считается общепризнанным, что низкая конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей и страны в целом – это проблема экономической безопасности государства. В связи с этим повышение конкурентоспособности - стратегическая задача любого объекта отечественного рынка, решение которой возможно на основе проведения глубокого анализа конкурентоспособности как экономической категории и показателя экономической деятельности. Необходимость сравнения конкурентоспособности субъектов рынка определяет в свою очередь актуальность ее количественной оценки. Поэтому разработка методов количественного измерения конкурентоспособности – одно из условий управления ею. В ряде источников справедливо отмечено, что конкурентоспособность государства количественно определяется на основе ее количественных и качественных характеристик. Если в первой половине ХХ века богатство государств определялось занимаемой площадью, запасами полезных ископаемых, численностью населения, то в середине столетия сформировались условия для создания преимуществ у производителей, нацеленных на полное удовлетворение потребностей рынка на основе высокого технического уровня и качества изделий, ресурсосбережения и использования человеческого интеллекта. Данное обстоятельство, еще один неоспоримый аргумент в пользу необходимости проведения количественной оценки уровня конкурентоспособности.
Полностью солидарна с Вами, Борис Андреевич
Господи, какой бред? Можно по косточкам разобрать всю эту чушь которую живописует автор, но просто жалко терять время. Продемонстрированы все штампы совковой наукообразной демагогии: тут и цитаты наших "генеральных секретарей", и обвинения "буржуазных фальсификаторов", и пустые разглогольствования на тему по сути лженауки - "геополитики". И ни слова о качестве жизни наших граждан! Вот он главный критерий конкурентоспособности государства! Лучше обратил бы внимание, что наш нациоанльный лидер Путин все еще произносит "конкурентНоспособность". Автору мало, что качество жизни российских граждан - одно из позорнейших в мире, несмотря на ботатейшие сырьевые ресурсы. Ему подавай "геополитические" критерии! Оставьте их для своей диссертации. которую мы, надеюсь, никогда не увидим.
Надежды могут быть связаны с двумя поворотными точками в отношении к конкурентоспособности России: элиты меняют отношение к собственной стране - для них большей частью актуален пока лишь вопрос, что страна может дать им, а не вопрос, что я могу дать своей стране. Второе - бизнес меняет свое отношение к человеческому и интеллектуальному капиталу своих компаний
Вопросы конкуренции поднимают в газете www.overworldnews.com № 22 и в последующих выпусках.
Я не считаю возможным списывать Россию со счетов в международной конкуренции. Мы обладаем огромным неисчерпанным потенциалом роста и нам есть куда двигаться. Важно только правильно определить эти "точки роста", которые впоследствии эффективно составят основу национальной конкурентоспособности. Сейчас еще рано говорить о каких-то отдельных отраслях и видах продукции, пока мы остаемся ресурсоориентированной страной. Однако хочется верить в светлое будущее инновационного развития страны и поднятие высокотехнологичных отраслей из тени сырьевого сектора.
Я считаю у нас другое население и другая производственная культура. Мы не можем конкурировать с ведущими западными странами по различным сложным системам. Но есть ниша, где точно можем. Это там, где китайцы не могут освоить сложность, потому что они хороши на копирование. И где мы можем сделать дешевле какие-то сложные приборы, рынки которых достаточно велики, но тем не менее они требуют высокого интеллекта. Мы сможем это сделать дешевле, чем европейцы или американцы.
Международная конкуренция в XXI в. — это прежде всего борьба между странами и их группами за распоряжение ограниченными ресурсами: людскими, природными и материальными. В ходе процессов глобализации повышается мобильность населения и капитала, товаров, информации и технологий. Разрыв в эффективности использования ресурсов будет все неотвратимее караться их утечкой. Россия в силу размеров и геополитического наследия будет по-прежнему чрезвычайно важна для мирового сообщества. Это означает, что в случае нашей неспособности организовать эффективную инфраструктуру жизни и экономической деятельности данная роль будет исполняться различными зарубежными и/или наднациональными структурами. Между тем у России есть возможности для завоевания более прочных конкурентных позиций за счет проведения поддерживаемой обществом активной государственной модернизационной политики. В этом смысле последние годы были растрачены впустую, и выработка такой политики должна стать первоочередной задачей следующего политического цикла.
Проблему конкуренции точно нельзя решать закрытием рынка импортной продукции - это шаг в советское прошлое, только конкуренция с хорошими товарами может помочь в создании чего - то по - настоящему достойного. На мой взгляд, что касается производства, нам не хватает маркетинга. Но тем не менее, потенциал РФ очень велик, мы идём в правильном направлении. Конечно бюрократия и не совсем должное отношение к самим себе тормозят успехи. Стратегические программы, геополитический фактор, олимпиада в сочи и растущий авторитет к нашей стране позволят выйти России на достойный мировой уровень.
Естественным видится переход экономического потенциала в военно-политический и их взаимная обусловленность. При всех конкурентных преимуществах России: географическом положении, природных ресурсах, полиэтнической цивилизационной общности, статусе и великих традициях - приоритет в вопросах международной конкурентоспособности остается за экономикой и производством. Политические и социальные недостатки СССР безусловно способствовали развалу державы, но коренной причиной, на мой взгляд, стоит считать несовершенство экономических институтов: плановый режим ведения хозяйства, преобладающую сугубо военную ориентацию производства, хронический дефицит товаров народного потребления. Возможно своевременное осознание системных проблем в экономике страны и постепенное реформирование устаревших институтов повлекло бы и социально-политические изменения эволюционного характера, подобно тому как данный процесс протекал в КНР. Касаясь инноваций как залога конкурентоспособности, стоит отметить необходимость инвестиций в производственную инфраструктуру, так как плачевное состояние российской промышленности может поставить вопрос об отсутствии какой-либо базы для внедрения самых передовых разработок... У России безусловно есть огромный потенциал и определяющим фактором его использования является "должное отношение к вопросу конкурентоспособности" населения и элиты, с чем невозможно не согласиться.
По моему мнению, РФ не надо вступать в мировую глобализацию. Нам надо закрыть рынок от импортной продукции. Тем самым, мы будем конкурировать сами с собой, и никак не сможем оказаться в проигрыше. Ведь на данный момент мы действительно не конкурентноспособны с развитыми странами, в связи с дороговизной факторов производства.
Если говорить о конкурентоспособности России в мировой экономике,то следует уточнять в какой области. Сегодня почти вся наша внешняя торговля основана на добыче и продаже сырья, а перерабатывающая промышленность не развита. Сегодня промышленная продукция РФ слабо может конкурировать не только в мире, но и на территории России. В российской экономике практически отсутствует финансовая, организационная и информационная инфраструктура поддержки конкурентоспособности российского конкурентоспособного экспорта и рационализации структуры импорта,отсутствуют законодательная, нормативно-методическая и ресурсная база, соответствующие государственные и общественные структуры, занимающиеся системным обеспечением конкурентоспособности различных объектов. Но есть и ряд возможностей для формирования конкурентоспособности: дешевая рабочая сила в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации; низкая капиталоемкость сектора НИОКР при относительно развитой инфраструктуре;наличие уникальных передовых технологий в ряде секторов промышленности.
В международных рейтингах конкурентоспособности Россия традиционно относится к группе развивающихся стран, характеризующихся повышенной политической и экономической нестабильностью, неблагоприятным инвестиционным климатом, а также чрезвычайно высокими рисками хозяйственной деятельности. В докладах Всемирного экономического форума рейтинг роста конкурентоспособности страны складывается из следующей укрупненной группы факторов: экономическая креативность, инновации, передача технологии, состояние финансовой системы, интеграция в мировое хозяйство, условия для начала нового бизнеса. Так, по мнению экспертов Всемирного экономического форума и Гарвардского университета, Россия имеет очень сильные международные позиции в черной металлургии; сильные - в цветной металлургии, электроэнергетике, нефтехимии, лесной и оборонной промышленности; посредственные - в химии, в авто- и судостроении, общем машиностроении, приборостроении; слабые - в авиапромышленности, электронике, в текстильной промышленности. Таким образом, в России имеются необходимые предпосылки для создания конкурентоспособной по качеству и ценам на мировом рыке продукции. Однако дальнейшее укрепление экспортного потенциала тесно связано с решением общих проблем экономического развития России, осуществлением мероприятий по улучшению торгового, страхового и кредитного сервиса, совершенствованием условий для проведения НИОКР и внедрения их результатов в конкретную технологию производства.