Отвечает ли процедура проверки сведений о доходах и активах служащих целям борьбы с коррупцией?
Кафедрой «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве РФ в 2023 году была выполнена прикладная научно-исследовательская работа на тему «Анализ и оценка порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе, соблюдения запретов и ограничений, исполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции».
До настоящего времени большинство публикаций по антикоррупционной проблематике были направлены на то, чтобы, в конечном счете, еще больше усилить борьбу с коррупцией и расширить соответствующие ограничения и запреты. Вместе с тем, более глубокий анализ сферы государственной гражданской службы позволяет уяснить, что необходим разумный баланс между ограничениями, с одной стороны, и возможностями формирования, привлечения и удержания высокопрофессиональных, мотивированных и креативных кадров государственных и муниципальных служащих, не боящихся принимать самостоятельные решения и брать за них ответственность.
Антикоррупционная политика в настоящее время осуществляется в двух регистрах: как элемент правоохранительной деятельности – и эта деятельность реализуется более или менее успешно и дает определенные результаты, и как часть кадровой политики. Во втором случае, безусловно, важно профилактическое направление и противодействие возникновению конфликта интересов, однако под сомнение можно поставить действующую процедуру (именно процедуру, а не факт!) декларирования доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера служащими, поступающими на службу гражданами и отдельными категориями работников организаций, а также процедуру проверки представляемых сведений.
Выявленное по результатам исследования проблемное поле состоит в том, что представление сведений до сих пор осуществляется в бумажном виде (хотя документ готовится с помощью специальной программы). Далее эти сведения вручную обрабатываются и проверяются, включая направление запросов в различные органы и организации. И это несмотря на глобальные тренды цифровизации управления! Вывод исследователей состоит в том, что такие траты времени сегодня неоправданны, так как ограничивают возможности кадровых служб непосредственно заниматься кадровым развитием.
Чтобы продекларировать свои доходы, служащие должны фактически переписать и так имеющиеся в официальных источниках сведения, что нередко приводит к техническим ошибкам, в том числе по вине банков. За подобные ошибки (например, при неуказании банковского счета с нулевым либо минимальным остатком, по которому не было движения средств, неуказании детского пособия даже в небольшом размере, отсутствии декларирования даже угнанного или разукомплектованного автомобиля и т.п.) в отношении служащих предусмотрена серьезная дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения. Такой расклад снижает престиж публичной службы в глазах профессионалов.
Декларирование доходов, активов и расходов перегружает всю систему госслужбы, касается практически каждого чиновника, требует многомиллионных затрат на ее администрирование и при этом не особо мешает тем, кто встал на путь коррупции и берет взятки наличными средствами либо действует через подставных лиц. При этом отметим еще одну диспропорцию: сегодня не считается коррупцией, когда руководители организаций государственного сектора выписывают себе и затем официально декларируют премии размером в десятки миллионов рублей.
По результатам исследования предложено преодолеть ситуацию, когда при акценте на процедурах представления и проверки деклараций ускользает из виду истинная цель антикоррупционной политики – собственно борьба с коррупцией, будучи замещена целью серьезно наказать добропорядочных служащих за формальные нарушения.
Исследование показало, что цифровизация данной сферы должна состоять в том, чтобы большая доля сведений в отношении служащих (и, как предложено авторами, более широкого круга работников бюджетного сектора) заполнялась автоматически и подавалась через портал Госуслуг. Точно так же можно было бы контролировать соответствие между доходами и расходами на недвижимость и автотранспорт у широкого круга лиц.
По итогам исследования предполагается проведение обсуждения предложенных рекомендаций с представителями ФНС России, Минтруда России и других заинтересованных сторон.
17 Май: | |
16 Май: | |
16 Май: |
15 Май: | |
14 Май: | |
13 Май: |
13 Май: | |
8 Май: | |
6 Май: |
Здравствуйте!
Похоже, что наша публикация Вас заинтересовала.
Рады предложить Вам выгодное сотрудничество с нашим Интернет Изданием.
Получите условия выгодного сотрудничества
Заполните форму ниже и мы предоставим Вам специальные, выгодные условия сотрудничества:
Благодарим за обращение!
В ближайшее время ожидайте выгодного предложения от нашего менеджера.
Написать комментарий