18 МАЙ, 20:21 МСК
USD (ЦБ)    63.5643
EUR (ЦБ)    66.6135


Росияне, кто они: потребители или инвесторы?

12 Июля 2007 9112 0 Архив
Росияне, кто они: потребители или инвесторы?

НАФИ проводит множество опросов, связанных с изучением финансовой грамотности россиян. Скажите, финансовое поведение граждан России можно охарактеризовать как потребительское или инвестиционное?

Сегодня, к сожалению, наших граждан можно назвать потребителями. Количество кредитов, которые берут россияне, особенно проживающие в регионах, постоянно увеличивается. Причем люди, как правило, не читают договор и не вникают в тонкости финансовой сделки. Они рассматривают только ту кредитную ставку, которую банк рекламирует. Зачастую она оказывается намного выше озвученной, так как включает и штрафы за несвоевременное погашение задолженности (иногда 0,5% ежедневно), и издержки страховых компаний, и многое другое, о чем рядовой потребитель даже не подозревает. Так, если за каждый день просрочки платить полпроцента ставки, то в результате выйдет колоссальная сумма – 180 % годовых.

То же самое относится и к приобретению пластиковых карт. Большой кредитный лимит – это очередная ловушка. Граждане начинают осознавать, что это такое, когда им приходится отдавать задолженность из расчета 50% в год. Финансовая грамотность – это, в первую очередь, осознание юридической ответственности и возможных рисков при заключении того или иного договора. Например, когда люди стали активно скупать акции компании «Роснефть», они с трудом отдавали себе отчет в том, что их цена может значительно снизиться. В результате – сердечные приступы у пожилых людей в период падения курса. Чтобы подобного не было, необходимо подробно и детально объяснять гражданам, что их может ожидать. В первую очередь этим вопросом должно озаботиться государство.

Мы провели несколько исследований, и результаты озвучили на совещании по вопросу финансовой грамотности, проходившем в начале этого года в Министерстве финансов РФ. Дело даже не в недостатке знаний у людей, проблема заключается в том, что граждане не доверяют финансовым институтом в целом. По-прежнему, россияне предпочитают хранить деньги дома, не используя банковские услуги в своих интересах. А пластиковой карточкой зачастую пользуются один или два раза в месяц только для того, чтобы получить заработную плату.

Однако не все так безнадежно. Конечно, мы фиксируем существенные изменения поведения россиян на финансовом рынке. Если несколько лет назад люди покупали акции, например, АО «МММ», не задаваясь вопросом, что это за фирма, чем обусловлено ее финансовое благополучие, то сегодня многих, кто пришел на рынок, интересуют активы компаний, их деятельность, планы. Причем, граждан интересуют перспективы развития не только конкретного производства, но и отрасли в целом. Они инвестируют в бизнес, в профессионализм людей, в будущее. Таким образом, россияне сегодня покупают, руководствуясь скорее здравым смыслом, а не эмоциями. А это большой шаг вперед.



Дудницкий Владимир Вячеславович,

 Генеральный директор НАФИ.

«МЕТАЛЛООБРАБОТКА-2022»: 23—27 мая ЦВК «Экспоцентр». Посетить бесплатно keyboard_double_arrow_right
Иван Мнацаканян

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter