Китайский дракон летает выше американского орла Китай наращивает STEM отрыв от США

С недавних пор принято считать, что технологическое и инновационное будущее страны зависит от количества и качества выпускников вузов по программам STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) наук. Дисциплины STEM обычно относятся к естественным наукам (биологии, физике и химии) и точным наукам (математике, логике и статистике).
При всем почтении к социально-гуманитарным наукам, которые терпеливо присутствовали в программах STEM-обучения и в СССР, и в сокращенном виде в современной России и мире, все-таки суть инженерной профессии формируется в изучении математики и точных наук, а вся эта «гуманитарщина» может поспособствовать творческому мышлению инженера, но не сформировать его. Талантливые специалисты в области STEM играют ключевую роль в экономическом росте и конкурентоспособности страны, особенно в передовых отраслях, где наука и технологии являются основой. Такие передовые отрасли, как производство полупроводников, биотехнологий, искусственный интеллект и системы вооружения, зависят от наличия обширного кадрового потенциала мирового уровня в области STEM.
Страна, претендующая на научно-техническое лидерство, должна обладать развитой университетской системой подготовки в области STEM наук. США долгое время считались безусловным лидером в этом направлении, а их университеты самыми лучшими в мире, занимающими передовые позиции во всех международных университетских рейтингах. Однако как-то незаметно в последние годы Китай совершил впечатляющий рывок в STEM обучении и существенно опережает Штаты с их всемирно прославленными университетами.
Например, с 2007 года Китай опережает США по числу докторов наук в области STEM. В 2000 году США выпустили 17 830 докторов наук в области STEM, в то время как Китай — 7 520. Но к 2007 году Китай вырвался вперёд, получив 24 430 докторов наук против 23 940 в США, и с тех пор разрыв только увеличивался. К 2022 году в Китае было присуждено более 50 970 докторских степеней в области STEM — более чем на 50% больше, чем в США (33 820) (см. рисунок 1). Отчасти это можно объяснить тем, что население Китая в четыре раза превышает население США, по последние давно уже являются всемирной «фабрикой» подготовки научных кадров, так что явно не проигрывают в планетарном эффекте масштаба.

Будущие PhD начинают свой путь с бакалавриата. И здесь Китай давно обогнал США по количеству выдаваемых университетских дипломов в области естественных наук и инженерии. В 2011 году в Китае было выдано 1,39 миллиона таких дипломов, что более чем вдвое превышает 653 341 диплом, выдаваемый в США. К 2020 году в Китае ежегодно выдавалось почти 2 миллиона дипломов бакалавра, в то время как в США этот показатель составлял чуть менее 900 000 (см. рисунок 2).

Накопленный китайскими университетами научный багаж в области STEM-наук отражается и на «валовом выпуске» научной продукции в виде публикаций. Nature Index показывает, что китайские университеты с мая 2024 по 2025 год доминировали в мировом научном «производстве». Международный рейтинг ведущих Семь из десяти ведущих учреждений с наибольшим объёмом научных публикаций, опубликовавших в совокупности 19 151 статью, занимают китайские вузы. В то же время, только три американских вуза вошли в первую десятку, что свидетельствует о переходе мирового научного лидерства к Китаю.
Таблица. Первая десятка университетов мира по количеству научных статей в области STEM-наук
Университет | Страна | Кол-во статей |
---|---|---|
1. University of Chinese Academy of Sciences (UCAS) | China | 4,112 |
2. Harvard University | USA | 3,888 |
3. Peking University (PKU) | China | 3,274 |
4. University of Science and Technology of China (USTC) | China | 2,782 |
5. Tsinghua University | China | 2,693 |
6. Zhejiang University (ZJU) | China | 2,279 |
7. Massachusetts Institute of Technology (MIT) | USA | 2,202 |
8. Shanghai Jiao Tong University (SJTU) | China | 2,073 |
9. Stanford University | USA | 2,021 |
10. Fudan University | China | 1,938 |
Источник: nature.com/nature-index/inst...
Между делом, лучший российский вуз в этом списке, конечно, МГУ, находится на 417 месте из 3771 вузов с 151 публикацией в области естественных и точных наук, соседствуя с такими «гигантами» мировой науки как университет города Бат (Великобритания) и университет Любляны (Словения). Для справки: Университет Бата — государственный образовательный и исследовательский университет, расположенный в городе Бат, графство Сомерсет, Великобритания. Город Бат (или «баня» по-русски) известен с античности знаменитыми целебными источниками как бальнеологический курорт. Население города — 94 тыс. человек.
Однако МГУ на своей ступеньке этого рейтинга окружен еще и массой китайских вузов: Renmin University of China, Chinese University of Hong Kong, Xidian University, Xiangtan University, Harbin Medical University, Tianjin University of Technology. Словом, китайские университеты не только взросли в качественном отношении, но еще и невиданно размножились в количественном плане. Всего в данном списке 764 китайских университета, 650 американских, 85 российских.
Таким образом, китайский научный дракон не только взлетел, но и уверенно летает, намного выше, чем американский орёл, еще недавно считавшийся недосягаемым по научной высоте для всего мира. Это еще одно свидетельство завершения американского мирохозяйственного уклада и перехода к новой мировой системе, где Китай и другие страны Юго-Восточной Азии будут занимать лидирующие места. Последствия сложившегося отставания для будущей технологической конкурентоспособности США весьма существенны. Если США не смогут идти в ногу с Китаем в подготовке следующего поколения исследователей, они рискуют уступить позиции в тех самых секторах, которые будут определять экономическое и геополитическое лидерство в XXI веке.
Написать комментарий