04 МАЙ, 00:43 МСК
USD (ЦБ)    92.0538
EUR (ЦБ)    98.6447


Как эффективно учиться в любом возрасте

27 Января 2024 8810 0 Бизнес и психология
Как эффективно учиться в любом возрасте

В нашем многообразном, сложном, стремительно меняющемся мире нам всю жизнь необходимо получать новые знания и осваивать новые навыки, то есть – бесконечно учиться, осознаём мы это или нет. И в наших силах сделать так, чтобы процесс учёбы стал контролируемым и гораздо более эффективным, помог нам в достижении наших целей.

Все мы учились в средней школе, но, к сожалению, далеко не все вынесли из её курса не только знание математических формул и значимых исторических дат, но и самое важное – понимание того, как нам следует учиться в дальнейшей жизни. Конечно, базовых технических навыков сегодня достаточно, чтобы получить доступ к Интернету – хранилищу знаний невообразимых масштабов. Тем важнее для нас уметь не просто запоминать, но классифицировать, анализировать, оценивать информацию, делать выбор и принимать решения. И чем раньше мы разберётся, какие способы обучения эффективны для нас, тем больше пользы для себя извлечём.

Поймите для себя, чему и для чего вам нужно и хочется научиться. Случается, нам лишь необходимо «вызубрить» скучную информацию, чтобы сдать экзамен и забыть о предмете, который нам не близок и точно больше не пригодится. Но в большинстве случаев цель обучения важнее – реализовать себя, повысить свой профессионализм или статус, получить важные навыки, признание и одобрение. Понимание конечной цели обучения поможет мотивировать себя, составить план, разбить его на посильные этапы и гибко придерживаться графика.

Найдите подходящий именно вам стиль, способ, методики обучения. Прислушайтесь к себе: как вам удобнее и проще учиться: сидя за столом, лёжа на диване с ноутбуком, а может быть и вовсе на беговой дорожке со смартфоном? В тишине или под любимую музыку? С утра или вечером? Поможет ли вам написание конспекта, составление схемы, подбор ассоциаций? Предпочтёте ли вы прочесть статью, послушать подкаст или посмотреть обучающий ролик в сети? Специалисты условно делят людей на «визуалов», получающих большую часть информации при помощи зрения, «аудиалов», которые воспринимают основную информацию на слух, «кинестетиков», для которых важнее всего движение и ощущения, и «дискретов», для которых во главе угла логическое осмысление информации. Чтобы сделать восприятие и усвоение новых знаний максимально эффективным, важно понимать, какой канал получения информации является основным лично для вас.

Давайте своему мозгу время на обработку информации. Ненадолго отвлекаться в процессе обучения может быть очень полезно – это помогает мозгу усвоить информацию, сформировать решение, выдать новую идею. Чтобы повысить продуктивность работы, стоит делать короткие перерывы, например, на пятнадцать минут через каждый час. Полезно и переключаться с умственной работы на физическую и обратно. А заучивать что-то наизусть эффективно вечером. Пока мы спим, выученное «зафиксируется» – переместится в долговременную память. А утром новые знания стоит повторить вслух.

Держите мозг в тонусе. Так же как и нашему телу, мозгу необходимы тренировки – регулярные посильные нагрузки. Причём расслабляться не стоит даже на пенсии – учёные доказали, что интенсивная умственная работа улучшает память и снижает риск развития деменции. Так что если вы, например, всегда подумывали выучить французский, написать книгу или поднатореть в кулинарии – обязательно осуществите свои планы, не пытаясь оправдаться тем, что уже «слишком поздно». Пробуйте новое, меняйте обстановку, слушайте непривычную музыку, читайте сложные книги.

Тренируйте память, внимание, воображение, концентрацию, умение оценивать ситуацию и принимать решения, переключаться на новые задачи. Для этого существует множество методик, забавных игр, которые можно применять в любую свободную минуту. Например, рассмотрите соседей в общественном транспорте, а затем закройте глаза и постарайтесь описать их внешность, одежду и позы по памяти. А потом вспомните снова – через час, через день. Повторяя это упражнение, старайтесь запоминать всё больше пассажиров и их внешних признаков. Или, например, представьте, кем бы мог работать каждый из этих людей, какой у них характер, куда они едут? А можно попробовать посмотреть на себя и мир глазами других людей. Такое времяпрепровождение будет для мозга заметно полезнее, чем большинство мобильных игр.

Не останавливайте свой «поток сознания». Бесцельные размышления могут быть вовсе не бесполезными. Многократно доказано, что освобождённый от рутины мозг способен подкинуть нам самые гениальные озарения.

Старайтесь не «замусоривать» свой мозг. Нам кажется, что мы посмотрели глупое шоу или прочли плохую книгу и забыли о них, но наш мозг не выбросит, а сохранит эту информацию как и любую другую. Так же как не стоит питать своё тело некачественной, вредной пищей, так и мозг не стоит нашпиговывать некачественной, вредной информацией.

Учитывайте своё физическое состояние во время учёбы, умственной работы. Если вы голодны, не выспались или у вас что-то болит, эффективность обучения предсказуемо снизится. Не стоит рисковать здоровьем даже ради самой важной лекции.

Не подгоняйте искусственно развитие и обучение детей – это может быть опасно и вредно для них. Помните, что мозг созревает и учится постепенно, и некоторые задачи, например, логические, могут быть для ребёнка просто непосильными. А вот тренировать память, учиться языкам и музыке полезно с самого раннего возраста – это помогает выстраивать нейронную систему мозга более качественной и пластичной, сохранять её работоспособной до глубокой старости.

Учитывайте, что мальчики и девочки и, соответственно, мужчины и женщины, зачастую учатся по-разному. Специалисты установили, что для мальчиков, например, особенно важны конкуренция и состязательность, похвала, возможность активно подвигаться, сбрасывая напряжение. А девочкам помогут в обучении яркие цвета и тепло, зрительный контакт и апеллирование к чувствам. Им важно доверять преподавателю и учиться контролировать риски, нравится работать в группах и помогать учителю.

В процессе обучения не сравнивайте себя или своих детей с другими и не ругайте, например, за медлительность. Разная скорость мышления и усвоения информации вовсе не говорит о том, что один человек умный, а другой – глупый. Альберта Эйнштейна в детстве обзывали «тугодумом» и не хотели брать в школу, и теме не менее именно он признан одним из величайших мыслителей всех времён. Кроме того, важно учитывать свои способности и интересы. Если, скажем, математика вам просто не даётся, но стихи рождаются будто сами собой, то и мотивация, и отдача от к этих занятий у вас будет разная, не стоит осуждать себя за это.

Не пренебрегайте тренировкой мелкой моторики. Ссылки и перепосты, смайлики и стикеры, возможность надиктовать сообщение или запрос поисковой системе почти вытеснили не только письмо от руки, но и необходимость набирать тексты. Но это удобство одновременно лишает нас тренировки мелкой моторики, которая напрямую связана с нашей речью, развитием мозга. И детям, и взрослым, и пожилым людям полезно тренировать пальцы – это могут быть специальные упражнения для рук или хобби вроде каллиграфии или лепки.

Помните, что в обучении всё очень индивидуально – ни одна модная методика не может подходить разом для всех. Прежде всего, учитесь слушать и понимать себя – кем вы хотите быть, чем хотите заниматься, чего хотите достичь. В современном мире мы можем самостоятельно получить практически любые знания, которые нам необходимы и интересны. Важно лишь научиться определять свои цели и расставлять приоритеты, находить и грамотно анализировать информацию, не позволять мозгу лениться.

Наталия Красовская

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more