27 АПР, 07:00 МСК
USD (ЦБ)    82.6549
EUR (ЦБ)    94.3593

Мотивация подростков: что мы можем сделать, чтобы они поднялись с дивана и отложили гаджеты

Мар 23
"КАПИТАЛ СТРАНЫ"
Мотивация подростков: что мы можем сделать, чтобы они поднялись с дивана и отложили гаджеты


Ответственным родителям всегда хочется, чтобы их ребёнок рос активным, заинтересованным и целеустремлённым. И потому, когда неугомонные любознательные малыши вдруг превращаются в вялых циничных подростков, родители нередко пытаются хоть как-то убедить их встать с дивана и отложить смартфон: «Займись же чем-нибудь полезным!» В ход идут уговоры, подкуп, даже угрозы, часто – безрезультатно. Так что же мы можем сделать, чтобы повысить мотивацию подросших детей?

Первое и главное – мотивация у каждого человека своя. Это внутренний импульс, стремление что-то делать, чего-то достичь. Именно поэтому родительские увещевания или принуждение могут заставить подростка выполнить конкретные действия – сделать домашнее задание или сесть готовиться к ЕГЭ, но его мотивацию это никак не повысит. Ребёнок – не автомат, выполняющий требования и команды родителей, которые «знают, как ему будет лучше». А учитывая ершистость подростков и их стремление ниспровергать авторитеты, чтобы самоутвердиться, некоторые способы замотивировать тинэйджеров могут не только не помочь, но и вызвать у них протест.

Не стоит использовать, например, следующие распространённые приёмы:

– «Капание на мозги». Не надо ежедневно повторять что-то, вроде: «Ну пойди уже на пробежку, это так полезно, и погода отличная, а ты совсем не двигаешься…» У подростка вполне может взыграть нежелание делать то, к чему принуждают, даже если он и рад был бы прогуляться.

– Давление на эмоции: «Умоляю тебя, ради меня, запишись на подготовительные курсы, я так за тебя переживаю, посмотри, как давление подскочило!» Иногда таким эмоциональным шантажом подростка можно загнать в ловушку, и он выполнит то, о чём умоляет любимая мама. Но тем самым ребёнок лишится собственной воли и, принуждённый исполнять чужие желания, вряд ли добьётся хороших результатов, зато может привыкнуть подчиняться чужим манипуляциям.

– Обесценивание и унижение: «Так и будешь у меня на шее нахлебником сидеть до старости?», «Танцор – это разве профессия?», «Хоть бы с мальчиком каким познакомилась, а то не дождусь я внуков от такой тюфячки!» Подобные заявления от важного близкого человека могут разрушить самооценку чувствительного подростка, фрустрировать его или разозлить, но не замотивировать.

– Предсказание мрачного будущего: «Смотри, не будешь нормально учиться, никуда не поступишь – без образования дворником придётся работать!» Такие клишированные пророчества не звучат для подростков убедительно.

– Различные посулы: «Закончишь без троек – будет тебе новый ноут», «Вот поступишь – тогда и квартиру тебе купим». Тут происходит подмена целей, ведь на самом деле подростку нужно хорошо учиться или поступить в вуз вовсе не ради материального вознаграждения.

– И, конечно, совершенно недопустимо опускаться до насилия, как физического, так и эмоционального, вроде прямых оскорблений и злых насмешек, криков и слёз. Это может лишить подростка уверенности в себе («я ни на что не гожусь») и внушить ему, что на близких нельзя полагаться.

Так что же мы можем сделать, чтобы не подавлять волю подростка, а вдохновлять и поддерживать его?

– Разберитесь, в чём причина бездеятельности вашего ребёнка. Возможно, он просто устал – изнурён учёбой и замучен вашими требованиями. А может быть, лёжа на диване, подросток пытается понять себя, сформулировать, чего же он хочет – для этого нужно и самосозерцание, и время. Ещё бывает, что заняться чем-то подросткам мешает повышенная тревожность, забирающая все силы и внимание. Не исключено и то, что апатичность подростка – протест против родительского давления: «Вставай и делай что-нибудь!» Задумайтесь, захотелось бы вам самим какой-то активности «из-под палки».

– Поддержите силы подростка, создайте благотворные условия для его активности. Дайте подростку возможность отдыхать – не занимайте абсолютно всё его свободное время репетиторами и секциями. Старайтесь следить, чтобы он высыпался, регулярно и сбалансированно питался. Если стрессы от учёбы или отношений со сверстниками слишком сильны – стоит организовать подростку разговор с психологом или психотерапевтом. И, по возможности, не грузите ребёнка своими переживаниями или дополнительными активностями в сложные для него периоды.

– Сделайте тот процесс, на который хотите подростка замотивировать, интересным и приятным для него. В этом нет ничего невозможного, даже если речь идёт об изучении «унылой» математики, физики или химии. Здесь можно, например, посмотреть вместе учебные видеоролики, а потом оборудовать домашнюю лабораторию и поставить увлекательные опыты или посоревноваться в решении задач. Главное, чтобы подросток почувствовал себя не прикованным к учебному столу каторжанином, а добровольным участником интересного дела. Пригодится тут и комфортная обстановка – помогите ребёнку создать себе удобное рабочее место с модными учебными принадлежностями, устраивайте ему кофе-брейки с любимыми онигири и пиццей.

Можно воспользоваться и эффектом ретрита – временного ухода от повседневности. Например, предложите подростку «учебный интенсив» где-нибудь на турбазе, где ничего не отвлекает от учёбы, или просто посоветуйте позаниматься в тишине библиотеки или на пару с другом.

Научите подростка вознаграждать себя за выполненные дела, и не препятствуйте этим наградам. Час сосредоточенно занимался? Теперь можно пятнадцать минут поиграть в любимую «стрелялку». Взялась каждый день бегать по утрам? После этого вполне можно полчаса отдохнуть на диване, пролистывая ленту соцсети. Такие приятные бонусы помогут подростку и дальше мотивировать себя самому, чтобы получить заслуженную и тем особенно приятную награду.

И главное, постарайтесь занудными упрёками не создать у подростка ощущение, что то, что его побуждают делать, – это его наказание, скучное и утомительное занятие.

– Старайтесь ненавязчиво вдохновлять подростка на достижение результатов. Конечно, подростки и сами уже начинают понимать, что получить профессию, создать семью, позаботиться о своём самочувствии, здоровье, внешности – важно. Но, так как мозг подростка до конца ещё не сформировался, вашему ребёнку трудно установить связь между тем, что он сейчас делает, с тем, чего может достичь. Вдобавок, подросткам серьёзно не хватает жизненного опыта, а на родительский опыт опираться им не хочется, ведь это время переоценки возможностей своих родителей, сепарации от них.

Что остаётся родителям? Говорить с детьми не о себе и своём опыте, а о самих подростках, о том, что им интересно. Непредвзято интересоваться их идеалами и примерами для подражания, исподволь побуждая детей тянуться за этими идеалами, не бросать важные дела.

Помогите подростку создать «дорожную карту» того, ради чего он занимается музыкой или изучает иностранные языки. Спросите, кем ваш ребёнок видит себя через 5, 10, 20 лет. Вместе создайте на основе этой истории вдохновляющий коллаж, который будете показывать ребёнку, когда ему захочется «всё бросить». Не давите, не обвиняйте («так много труда вложил – и сдаёшься…»), а лучше спросите: «Посмотри, вот, что тебя вдохновляло. Тебе всё ещё этого хочется? Тогда давай продолжать, я тебя поддержу. А если эта цель уже не актуальна – время подумать о новой».

Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок видел свои успехи – они будут поддерживать его на пути к цели. Пусть медали, грамоты, творческие работы ребёнка украсят его комнату. Заручитесь поддержкой других значимых взрослых в жизни подростка – учителей, тренеров, просто людей, которых они уважают. Например, если ребёнком доволен репетитор – попросите его записать это, присовокупив напутствие, чтобы подросток помнил – у него всё замечательно получается.

Иногда очень важно, чтобы что-то сказал подростку не отец или мама, а тот, кто не давит на ребёнка своими ожиданиями и поучениями. Непринуждённый, высказанный мимоходом совет от такого взрослого может замотивировать подростка куда действеннее, чем год ежедневных родительских нотаций. «Собираешься стать дизайнером? Здорово! Тогда стоит поучиться рисунку и композиции, вот как раз хорошие курсы».

Помните, что нашу мотивацию образуют интерес к процессу и желание результата. Лишь то, что нам интересно и важно, мы будем делать увлечённо, азартно, вкладывая максимум своих сил. Старайтесь не мешать детям раскрывать собственный потенциал, стремления и желания, а лучше поддержите их на этом пути, придайте уверенности и сил. И тогда пущенная вами стрела обязательно долетит до своей цели.



Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
16:54, 25.03 0 0
Александр Н:

У меня(христианина) есть одна знакомая бабушка-еврейка которая для равного общения с внуком(15лет) читает те же книги что и он что бы понять и откорректировать ход его развития и после совместного обсуждения прочитанной книги рекомендует прочитать книгу такой же тематики, но уже из своего списка и немного другой "тональности" что бы внучок мог сравнивать одни впечатления с другими и сделать свои выводы не из того что он сам себе напридумывал, а из сравнения Всем бы таких бабушек и дедушек

 
«Узнай, страна!» / ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ ФЕДЕРАЦИИ
Вне региона (Федерация):
Вне округа (Федерация):
РОССИЯ:


▪ Последние публикации на сайте ▪

Здравствуйте!

Похоже, что наша публикация Вас заинтересовала.

Рады предложить Вам выгодное сотрудничество с нашим Интернет Изданием.

Получите условия выгодного сотрудничества

Заполните форму ниже и мы предоставим Вам специальные, выгодные условия сотрудничества:

Очистить
Очистить
Очистить

Благодарим за обращение!

В ближайшее время ожидайте выгодного предложения от нашего менеджера.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more