Эксперт ТПП РФ Игорь Потоцкий: В регулировании вещания в цифровой сфере наблюдается правовой дисбаланс

За последние несколько лет, когда были приняты законы, ограничивающие распространение информации, содержащей бранные слова, сцены курения, употребления алкоголя, пропаганду ЛГБТ и педофилии и т.п., возник ряд сложностей в правоприменении, вызванных отсутствием четких, универсальных определений и критериев, которые позволяли бы безошибочно интерпретировать нормы законодательства.
Об этом сообщил председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Игорь Потоцкий.
По его словам, одна из наиболее болезненных тем, с которыми сталкиваются региональные вещатели, – распространение информации, содержащей нецензурную лексику и бранные слова. Основная сложность заключается в отсутствии единого регламентированного списка запрещенных слов. Существует четыре рекомендованных Роскомнадзором словаря, однако трактовки одних и тех же слов в них могут существенно различаться.
В качестве другой проблемной зоны следует выделить демонстрацию сцен курения. Данный вопрос регулируется сразу двумя законами: один направлен на защиту детей, другой – на защиту населения от воздействия табака и табачных средств. До сих пор нет четкого ответа на вопрос о допустимости демонстрации сцен курения в кадрах документальной хроники и в художественных произведениях. Закон также не содержит четкого определения термина «художественный замысел», которым можно было бы обосновать наличие подобных сцен, что делает правоприменительную практику неоднозначной. Вместе с тем, произведение, демонстрирующее сцены курения, созданное до 1 июня 2014 года, может демонстрироваться без ограничений (эти сцены не нужно вырезать или делать размытыми), но если аналогичная сцена присутствует в произведении, созданном позднее, это уже является основанием для штрафа. При этом проблема заключается еще и в том, что наказание следует не за присутствие «неразмытых» сцен курения, а за нарушение возрастной маркировки информационной продукции. По закону возрастная маркировка устанавливается производителем или прокатным удостоверением Министерства культуры России, однако в телерадиовещании ответственность за маркировку фактически возлагается на самих вещателей.
Схожие трудности возникают и в отношении сцен употребления алкоголя. Различные законодательные акты трактуют этот вопрос по-разному: один запрещает демонстрацию всего, что может вызвать у несовершеннолетних интерес к употреблению алкоголя, другой ограничивает только рекламу алкогольной продукции. Судебная практика также неоднородна: существуют случаи, когда за демонстрацию баннера пивоваренной компании налагаются штрафы, а в других ситуациях сюжет о визите автора фильма на пивоваренный завод не влечет за собой санкций.
Также стоит упомянуть проблему, связанную с маркировкой кинолент, где демонстрируются сцены жестокости и насилия. Закон требует устранения сцен с кадрами натуралистического изображения насилия, где фиксируется внимание на деталях, анатомических подробностях и т.д., относя их к категории 18+. Однако в возрастной маркировке 18+ речь идет о сценах, склоняющих или побуждающих к насилию, что, по сути, является другим критерием. На практике эти понятия смешиваются, что приводит к возможным нарушениям и следующим за ними санкциям.
Также вызывает вопросы вступающий в следующем году в силу Федеральный закон от 08.08.2024 N 224-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 46 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который определяет употребление наркотических веществ в художественном произведении как их пропаганду, за исключением случаев, если это оправдано жанром или если произведение создано до 1990 года. Таким образом, вещателям придется каждый раз сверяться с датой производства материала, чтобы избежать нарушений. Остро стоит и вопрос о формулировании понятия «традиционных ценностей». Формального определения этого термина нет, но уже зафиксированы случаи, когда определенные материалы признаются не соответствующими этому критерию.
В вопросах регулирования вещания в цифровой сфере наблюдается правовой дисбаланс. Телерадиовещание подчиняется жестким нормам, в то время как в интернет-пространстве их применение значительно слабее, хотя статистика показывает, что аудитория проводит больше времени в сети. Это приводит к тому, что значительная часть контента, строго регулируемого в телеэфире, остается без аналогичного контроля в онлайн-среде.
Все вышеперечисленные моменты создают значительные трудности для большого числа российских теле- и радиовещателей, в связи с чем регуляторы отрасли должны обратить на это внимание и помочь систематизировать как само правоприменение, так и, главным образом, процесс формулирования тех норм, которые потом расширительно толкуются, создавая большое количество проблем.
*Международное общественное движение ЛГБТ признано в РФ экстремистским и запрещено
13 Май: | |
13 Май: | |
13 Май: |
13 Май: | |
12 Май: | |
12 Май: |
12 Май: | |
10 Май: | |
7 Май: |
Здравствуйте!
Похоже, что наша публикация Вас заинтересовала.
Рады предложить Вам выгодное сотрудничество с нашим Интернет Изданием.
Получите условия выгодного сотрудничества
Заполните форму ниже и мы предоставим Вам специальные, выгодные условия сотрудничества:
Благодарим за обращение!
В ближайшее время ожидайте выгодного предложения от нашего менеджера.
Написать комментарий