Нефть ударила по доходам России: «Меры по девальвации рубля. Нужно минимизировать дефицит»


Российский бюджет столкнулся с вызовами в начале года: поступления от продажи нефти и газа сократились почти на 10% в первом квартале, а в апреле нефтяные котировки достигли многолетних минимумов.
Несмотря на это, эксперты сохраняют сдержанный оптимизм. Они указывают на наличие у правительства резервных механизмов, способных компенсировать снижение доходов, хотя и признают неопределенность относительно дальнейшей динамики рынка.
Согласно официальным данным, за первые три месяца года нефтегазовый сектор принес в казну 2,64 триллиона рублей, что на 9,8% ниже прошлогодних показателей. В Минфине связывают это с рядом факторов, включая разовые выплаты по налогу на добычу полезных ископаемых и общее снижение цен на нефть.
Параллельно с этим, на мировых рынках наблюдается тенденция к снижению цен на нефть. Стоимость барреля Brent опустилась до 60 долларов, а российская Urals торгуется в диапазоне 50-53 долларов.
Эксперты предупреждают, что при сохранении текущей рыночной конъюнктуры, достижение запланированных годовых показателей по нефтегазовым доходам (10,9 трлн рублей) может оказаться под вопросом. Бюджетные расчеты исходили из экспортной цены российской нефти в 69,7 долларов за баррель и курса доллара в 96,5 рублей, рассказал аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко.
Эксперты отмечают, что снижение нефтяных доходов создает определенное давление на бюджет, который изначально был сверстан с дефицитом. Однако, по их мнению, ситуация не является критической.
«Бюджет уже был сверстан с дефицитом. Это не катастрофа. Прошел только первый квартал, поэтому посмотрим, что будет дальше», — отметил ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.
Дудченко напомнил, что в качестве стабилизирующего фактора выступает действующее бюджетное правило, которое предусматривает использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в случае падения цен на нефть ниже 60 долларов за баррель.
Кроме того, правительство может прибегнуть к другим мерам, таким как активизация заимствований на рынке, девальвация рубля (как крайняя мера) или пересмотр бюджетных параметров. В перспективе, окончание СВО в 2025 году позволит сократить оборонные расходы, что существенно облегчит нагрузку на бюджет.
«Возможны какие-то меры по девальвации рубля, что будет, очевидно, крайней и последней мерой. Может быть просто секвестр бюджета, то есть пересмотр параметров бюджета. <…> Это очень сильно поможет бюджету, потому что оборонные расходы очень большие. И даже частичное их сокращение уже позволит минимизировать дефицит», — добавляет Юшков.
Нефтяной рынок переживает непростые времена. Эскалация торговой войны, спровоцированная американскими пошлинами, и решение ОПЕК+ нарастить добычу в мае оказали серьезное давление на котировки. Эксперты обеспокоены не столько глубиной падения цен, сколько его продолжительностью.
На ситуацию влияют два противоположных фактора, подчеркивает Дудченко. С одной стороны, возможно смягчение торговой политики США, если другие страны пойдут на компромисс. С другой, американские сланцевые компании уже реагируют на снижение цен WTI до 57 долларов за баррель.
«Пока мы не пересматриваем наш базовый прогноз по средней цене на нефть марки Brent в текущем году и ожидаем, что она сложится в пределах $74-$75 за баррель. Cчитаем, что рынку требуется некоторое время на адаптацию к ситуации. Кроме этого, поддержку цене на нефть в текущем году может оказать геополитика, в частности, ситуация вокруг Ирана. Конечно, в случае дальнейших изменений ситуации и появлений новых обстоятельств наша оценка может быть пересмотрена как в меньшую, так и в большую сторону», — добавляет эксперт.
При этом Дудченко подчеркивает, что прогноз может быть скорректирован в зависимости от дальнейшего развития событий. Он также допускает возможность восстановления цен Brent выше 70 долларов за баррель после недавнего падения во втором квартале, пишет EADaily.
В целом, эксперты сходятся во мнении, что у России есть инструменты для смягчения негативных последствий снижения нефтегазовых доходов, хотя многое будет зависеть от внешних факторов, на которые страна не может повлиять.
Читайте также: «Прошлый рекорд был перед дефолтом»: грозное предупреждение Делягина
Спасибо, что читаете «Капитал страны»! Получайте первыми самые важные новости в нашем Telegram-канале или вступайте в группу в «ВКонтакте» или в «Одноклассниках»

Написать комментарий