С 1 марта у россиян начнут изымать земельные участки. На каких основаниях?
С 1 марта 2025 года в России вступает в силу закон об освоении земельных участков, предусматривающий санкции за неиспользование
С 1 марта 2025 года в России вступает в силу новый федеральный закон, устанавливающий правила освоения земельных участков (ЗУ), расположенных в населенных пунктах и садоводствах. В соответствии с положениями закона, владельцы земельных участков обязаны приступить к их освоению в течение трех лет. В противном случае, им грозят штрафные санкции и возможность изъятия земельного участка.
Целью нового закона является стимулирование правообладателей к эффективному использованию земли и обеспечению надлежащего ухода за ней. Данный закон направлен на решение проблемы неиспользуемых и заброшенных земельных участков, которые препятствуют развитию населенных пунктов и садоводств. По данным, актуальным на 2024 год, в России зарегистрировано 12,5 миллиона садовых и 540 тысяч огородных земельных участков, из которых, по оценкам, от 10 до 15 процентов находятся в заброшенном состоянии.
Старший партнер юридической фирмы «Ляпунов, Терехин и партнеры» Филипп Терехин в интервью агентству «Прайм» отметил, что основная цель закона заключается в том, чтобы стимулировать владельцев использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и поддерживать их в надлежащем состоянии. В частности, для земельных участков, выделенных под садоводство, достаточным является осуществление деятельности по выращиванию различных сельскохозяйственных культур. Терехин подчеркнул, что новый закон позволит эффективно решить проблему неиспользуемых земель.
Основания для изъятия земельных участков
Основания для изъятия земельных участков (ЗУ) в России регламентируются действующим законодательством и могут быть связаны с различными обстоятельствами.
Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд
Процедура изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд может быть инициирована федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Также, данная процедура может быть запущена по ходатайству заинтересованных лиц.
Земельные участки могут быть изъяты для целей строительства или расширения объектов, предусмотренных утвержденными документами планировки территории, международными договорами Российской Федерации или лицензиями на пользование недрами. Собственник земельного участка должен быть уведомлен о предстоящем изъятии в письменной форме не менее чем за один год до запланированного мероприятия.
Законодательство предусматривает обязательное возмещение стоимости изымаемого земельного участка, которое включает в себя рыночную стоимость участка, а также компенсацию за понесенные убытки, включая упущенную выгоду. В случае наличия на территории земельного участка объектов недвижимости, принадлежащих собственнику, их стоимость также подлежит учету при определении размера возмещения.
В случае недостижения соглашения между собственником и органом, осуществляющим изъятие, может быть проведена процедура принудительного изъятия земельного участка. В этом случае условия, включая размер возмещения, определяются судом. Принудительное изъятие допускается только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право собственности на земельный участок прекращается после выполнения всех необходимых процедур и выплаты возмещения.
Изъятие земельных участков в целях комплексного развития территории
Процедура изъятия земельных участков в целях комплексного развития территории регламентируется соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации. В соответствии с установленными требованиями, процедуры, связанные с изъятием земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, должны осуществляться исключительно с согласия органов местного самоуправления.
Основанием для изъятия земельного участка в целях комплексного развития территории являются утвержденные проекты планировки и межевания территории, на основании которых орган местного самоуправления принимает соответствующее решение. Орган местного самоуправления обязан направить правообладателю земельного участка копию решения и проект соглашения об изъятии в течение семи рабочих дней с момента принятия решения. Соглашение об изъятии должно содержать информацию о выкупной цене земельного участка и размере убытков, подлежащих возмещению.
В случае, если правообладатель земельного участка не заключает соглашение об изъятии в течение одного месяца, процедура изъятия осуществляется в принудительном порядке через суд. Денежные средства в счет возмещения перечисляются на банковский счет правообладателя в течение семи дней со дня вынесения судебного решения. Решение суда подлежит немедленному исполнению, однако может быть обжаловано только в части, касающейся размера возмещения.
Изъятие земельных участков из-за ненадлежащего использования
Изъятие земельного участка может быть инициировано не только для государственных или муниципальных нужд, но и в случае ненадлежащего использования земельного участка. Ненадлежащим использованием считается ситуация, когда использование участка приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, причинению вреда окружающей среде, или если земельный участок, предназначенный для строительства, не используется по назначению в течение трех лет.
В соответствии со статьей 286 Гражданского кодекса Российской Федерации, органы государственной власти или органы местного самоуправления уполномочены принимать решения об изъятии земельных участков в случае их ненадлежащего использования. Земельное законодательство предусматривает обязательное предварительное предупреждение собственников земельных участков о допущенных нарушениях.
В случае, если собственник земельного участка согласен с решением об изъятии и письменно уведомляет об этом соответствующий орган, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов. В случае несогласия собственника с решением об изъятии, орган, принявший решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с требованием о продаже земельного участка с публичных торгов.
Изъятие земельного участка в порядке реквизиции
Изъятие земельного участка в порядке реквизиции представляет собой особый случай временного изъятия имущества государством у собственника с обязательной выплатой его стоимости. Реквизиция применяется только в исключительных обстоятельствах, таких как стихийные бедствия, эпидемии, аварийные ситуации или эпизоотии, когда необходимо немедленное реагирование и использование ресурсов для устранения последствий или предотвращения угроз.
Исполнительный орган государственной власти, принимающий решение о реквизиции земельного участка, обязан выдать собственнику документ, подтверждающий факт реквизиции. Данный документ гарантирует собственнику право требовать возврата земельного участка после прекращения действия чрезвычайной ситуации, либо получения компенсации.
В случае, если возврат земельного участка в его первоначальном виде невозможен (например, из-за изменений или повреждений), собственнику выплачивается рыночная стоимость участка или предоставляется равноценный участок в другом месте по его желанию.
Конфискация земельного участка
Конфискация земельного участка представляет собой безвозмездное изъятие собственности у владельца на основании решения суда, как правило, в качестве санкции за совершение преступления. Конфискация может применяться как основная, так и дополнительная мера наказания, в зависимости от тяжести и характера совершенного преступления.
Процесс конфискации всегда осуществляется на основании судебного решения. В соответствии со статьей 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, конфискация может быть применена за преступления, связанные с хищением, мошенничеством, незаконной коммерческой деятельностью и другими серьезными правонарушениями.
После конфискации земельный участок, как правило, выставляется на торги для продажи новому владельцу. Процедура продажи включает переоформление всех прав на землю на нового собственника, гарантируя легитимность передачи прав собственности.
Действия собственника при невозможности освоения земельного участка по объективным причинам
Собственникам земельных участков, которые по объективным причинам не могут освоить свою землю в установленные сроки, предоставлены определенные возможности. В случае выявления признаков неиспользования участка, каждый конкретный случай будет тщательно рассмотрен в рамках административного процесса. Владелец участка имеет право предоставить доказательства обстоятельств, препятствующих выполнению обязательств по освоению участка.
После получения предписания об устранении нарушений, собственник вправе обратиться в контрольный орган с ходатайством о продлении срока для исправления ситуации. Кроме того, владельцы могут рассмотреть возможность передачи участка в аренду или безвозмездное пользование третьим лицам для поддержания участка в надлежащем состоянии. Также возможен вариант привлечения сторонних организаций или индивидуальных предпринимателей для выполнения работ по уходу за территорией на коммерческой основе.
Написать комментарий