Слезла ли Россия с нефтегазовой иглы? Анализируем данные
Небывалые санкции, СВО — все это, казалось бы, должно было сократить долю нефтегазовых доходов в бюджет России. Обозреватель КС Артемий Аброськин постарался выяснить, как ситуация выглядит на практике.
По данным газеты Ведомости, доля нефтегазовых доходов в январе-сентябре 2024 года составила 31,7%, тогда как в аналогичный период прошлого года - 28,3.
Безусловно, показатели двух последних лет значительно ниже, чем в 2014 году. До введения первых антироссийских санкций, доля нефтегазовых доходов составляла более 50 процентов (классическая сырьевая экономика).
Однако не стоит радоваться избавлению от сырьевой зависимости.
В 2015–2019 годах доля нефтегаза составляла 36–46,4%, а в 2020 году упала до 28%. Затем показатель восстановился до 35,8% в 2021 и 41,6% в 2022 годах. В прошлом году он вернулся на уровень в 30%, составив 30,3%.
Конечно, за счет налогов, например, повышения НДС с 18 до 20 процентов, развития сельского хозяйства в условиях санкций, а также в рамках программы импортозамещения, которая, в отличии от 2014 года, сейчас реально пытается решить задачу локализации промышленного производства в России, плюс активная работа ВПК в условиях СВО, в сумме дают промышленный рост, позволяющий закрыть бюджет России более чем на половину не сырьевыми доходами. Тем не менее, даже сейчас уровень зависимости от нефтегазового сектора крайне высокий.
Подводя итоги, стоит отметить, что если бы не внешние вызовы, структура экономики, вероятно, не претерпела бы даже таких изменений. Воистину, в России пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Ранее эксперт дал совет, что делать россиянам в условиях роста цен и процентных ставок на ипотечное жилье.
Написать комментарий