Сибирские ученые опровергли миф о Тунгусском метеорите, образовавшем озеро в 1908 году

29.05.2023 20:20

Гипотеза о том, что озеро Чеко (расположено примерно в 760 км к северо-востоку от Красноярска) является кратером, образовавшимся при падении Тунгусского метеорита, не подтвердилась

Другие водоемы, схожие по своей природе, были обнаружены в этом же районе и возникли задолго до известной катастрофы, произошедшей 30 июня 1908 года над рекой Подкаменная Тунгуска в Восточной Сибири. На тот момент огромный огненный шар пронесся над ней около семи часов утра, после чего последовал взрыв, действие которого зафиксировали сейсмические станции во всем мире. Началось расследование катастрофы, возникло предположение, что это был метеорит, однако экспедиция, отправленная на место происшествия, не обнаружила ударного кратера. В результате происшествия, лес был повален в разных направлениях, деревья, находившиеся в эпицентре событий, остались стоять без коры и ветвей. Была выдвинута другая гипотеза, что на высоте около 10 км в атмосфере произошел взрыв космического тела. Вероятнее всего, произошло падение каменного астероида, который разлетелся на микрочастицы под давлением газов. Ледяная комета не смогла бы достичь поверхности Земли, и ни один фрагмент характерный для металлических метеоритов в районе не был обнаружен.

В 1999 году группа ученых из Италии прибыла на место падения Тунгусского метеорита. Их внимание привлекло озеро, находящееся в восьми километрах от места падения небесного тела. Эксперты были убеждены в том, что при падении небесного тела обязательно должны оставаться следы.

Совместно с другими специалистами из Болонского университета они провели исследование дна озера Чеко, использовав методы гидроакустических, радиотехнических и гидрологических исследований. Они также изучили осадочные породы на дне и разработали стратиграфическую модель его формации. Используя метод годичных колец, был определен возраст деревьев, растущих в окружении озера. Согласно результатам акустического зондирования, дно озера имеет воронкообразную форму, напоминающую кратер. Глубина достигает 50 м, что отличается от типичной глубины местных водоемов, таких как болота и топи. Кроме того, сейсмический профиль показал признаки деформации в подстилающих горных породах на расстоянии до 100 м ниже уровня озера и повторяющие очертания его формы. Исследователи предположили, что в центре озера на глубине около 10 м ниже дна, расположен крупный объект неопределенного происхождения, вероятно фрагмент каменного астероида, благодаря которому и образовалось Чеко.

Для подтверждения метеоритной гипотезы Тунгусского события необходимо было доказать, что озеро образовалось в 1908 году.

Но результаты изучения осадков, пыльцы, торфа и годичных колец деревьев, а также радиоуглеродного анализа были противоречивыми. Использование методов датирования по изотопам свинца и цезия озерных отложений позволило определить скорость накопления осадков - около одного сантиметра в год. Кроме того, выяснилось, что самой озерной толще всего около 100 лет. При проведении дендрохронологического анализа также было обнаружено, что некоторые деревья на берегу росли до 1908 года. Считается маловероятным то, что эти растения пережили удар космического объекта после которого образовалась воронка диаметром 300 метров. В то же время итальянские ученые заметили изгиб стволов на большинстве этих деревьев, который образовался в ту пору.

7 лет назад российские исследователи взяли со дна озера Чеко два керна (пробы) и провели анализ, используя активность изотопов цезия, свинца и радия для определения возраста образцов. Результаты, полученные исследователями, не соответствовали данным, полученным итальянскими коллегами. С помощью трех независимых методов была определена скорость накопления осадков - от 3,2 до 4,5 миллиметров в год. Кроме того, возраст осадочных пород составил от 280 до 390 лет.

Не так давно ученые из Сибири провели исследование формы дна и толщины донных отложений озер Заповедного и Пеюнгда, используя эхолокацию и сейсмоакустическое профилирование. Оказалось, что по морфологии эти озера почти неотличимы от Чеко, а возраст донных осадков превышает несколько тысяч лет. Ученые отмечают, что форма и расположение трех озер указывает на их общность и противоречит гипотезе об импактном происхождении озера Чеко. По всей видимости, озера возникли в результате термокарстовых процессов, вызванных обвалом подстилающих пород.

По словам исследователей, их целью не было ни подтверждение, ни опровержение «метеоритной гипотезы». Они считают, что для полного понимания природы тунгусского феномена необходимо провести комплексное исследование. Прежде всего, требуется датировать и подробно изучить донные отложения озер региона на предмет наличия в них геохимических аномалий, пишет ria.ru.