|
История человечества насчитывает более шести тысяч лет. Доктор исторических наук, профессор Владимир Фортунатов представил ее экстракт на 520 страницах – в книге «История мировых цивилизаций», вышедшей в 2012 г. в издательстве «Питер». Насколько удалось автору передать биение «пульса истории»? Причем не просто истории, а креативной истории.
|
История человечества, если верить традиционной хронологии, насчитывает более шести тысяч лет. Доктор исторических наук, профессор Владимир Фортунатов представил ее экстракт на 520 страницах – в книге "История мировых цивилизаций", вышедшей в 2012 г. в издательстве "Питер". Насколько удалось автору передать биение "пульса истории"? Причем не просто истории, а креативной истории – как позиционируется в аннотации.
1. Креативности маловато
Задача, за которую взялся автор, далеко не из легких. Масштабность материала нелегко ограничить объемом книги, который не отпугнул бы потенциальных читателей, да при этом еще и провести сквозь все повествование "нить креативности". К сожалению, "творческая история" человечества, которая обещается в аннотации, представлена все же весьма эпизодически. Больше всего книга напоминает компиляцию из современных пособий по истории различных стран и эпох. Библиографический список в конце включает целых 160 наименований. Труд автор проделал титанический, но весь этот громадный материал представлен в "полусыром виде". Стиль изложения большей частью довольно энциклопедичен и суховат.
Возможно, своеобразными "вехами креативной истории" можно считать таблицы, описывающие позиции всех основных цивилизаций в отношении человека и его места в природе и обществе. Однако все эти таблицы написаны языком еще более энциклопедичным, чем основной текст, и приводятся без какой-либо строгой системы. Для индийской цивилизации, например, такая таблица составлена, а для японской почему-то нет. Выискивать их по всему тексту крайне неудобно, так что с их помощью проследить "разматывание" какой-то "креативной нити" представляется маловероятным.
Еще одна дань "моде на креативность" – приводимые в книге мини-очерки с подзаголовком "инновации". Похоже, этот термин автор употребляет в основном, чтобы следовать общероссийскому вектору, провозглашаемому нашим креативным правительством в последние годы. Непонятно, почему инновациями называется, например, строительство пирамид или гробницы Тадж-Махал. Инновация – это просто новшество, оно должно положительно влиять на какую-то сферу или отрасль, где оно применяется. Вот колесо, деньги и налоги инновациями названы вполне справедливо.
2. Вставные новеллы
Основной текст книги сопровождается вставными очерками по различным темам. Кроме уже упоминавшихся "Инноваций", есть также "Имена" и "Мужчина и женщина в истории цивилизаций". Часть из этих мини-справок довольно любопытна, а часть, к сожалению, суховата. При таком жестком ограничении объема в эти вставки, по идее, должно войти только самое-самое интересное. Но очерк про Клеопатру, например, заканчивается общей фразой о том, что ее образ "широко отражен в литературе и изобразительном искусстве, а также в кинематографе" – что нового узнаем мы из такой концовки?
Зато очень оживляют текст цитаты из древних книг и документов. Вот только не хватает алфавитного указателя и указателя имен – без них множество интересных сведений как-то теряется и "размывается".
3. Скорее стимул, чем справочник
Обширный материал, приводимый автором, служит, скорее, наводящим ориентиром, чем исчерпывающими сведениями о той или иной эпохе. Тем более, что некоторые факты вызывают сомнения – возможно, из-за некоторой неаккуратности в формулировках.
Например, родословную масонов автор возводит к каменщикам, строившим пирамиды. Вообще-то, сами масоны в качестве первоисточника упоминали строительство храма царя Соломона.
Про знаменитого исследователя Африки Давида Ливингстона сообщается, что после того, как тот умер от тропической лихорадки на территории современной Замбии, "африканцы несли тело своего друга на плечах 1200 км и передали английским властям". Сразу удивляешься – сколько же времени они на это потратили и в каком виде передали это тело. Однако на самом деле, прежде чем отправиться в путь с мертвым Ливингстоном в багаже, африканцы его забальзамировали – автор просто счел эту деталь несущественной.
Впрочем, в качестве стимула эта книга довольно полезна: она помогает составить некое общее представление и затем уже более конкретно вести поиски в том направлении, которое заинтересовало.
|
4024
|
Написать свой комментарий к этой статье...
|