|
Инновационные эксперименты над наукой и образованием – явление отнюдь не сугубо российское. Это, можно сказать, общемировой тренд. Вот, например, соседняя с нами Украина предпринимает еще более решительные шаги к светлому Болонскому будущему. Чего стоит только Министерство образования и науки, молодежи и спорта? Что все это означает?
|
Перенимая передовой западный опыт, в 2000 году Украина ввела в школах 12-летний срок обучения и 12-балльную систему оценки. Если к баллам все скрепя сердце привыкли, то против 12-летнего школярства до сих пор выступают более 79% населения – отличный ресурс для политиков, стремящихся завоевать популярность.
С 2004 года продвигается система внешнего независимого оценивания (ВНО) – аналог российского ЕГЭ. С 2008 г. прохождение тестов ВНО стало обязательным условием поступления в вузы. Как и в случае с ЕГЭ, планировалось, что ВНО искоренит коррупцию и обеспечит равный доступ к получению высшего образования – независимо от материального положения и места жительства абитуриентов. На деле, конечно, все оказалось иначе: коррупция никуда не делась, а правила приема в вузы меняются каждый год, так что важнее оказываются не результаты ВНО, а перечень льготных категорий, поступающих вне конкурса.
При этом ВНО служит мощным инструментом по принудительному овладению украинским языком, поскольку тестирование по украинскому языку и литературе является обязательным для всех абитуриентов. Поначалу планировалось и все тесты по всем предметам проводить исключительно на украинском, однако с этим пока пришлось повременить из-за массовых протестов. Особенно сильно возмущались жители Крыма, где 95,6% школьников обучаются на русском языке, 6,3% - на крымско-татарском и только 3,2% - на украинском языке. Так что в 2011 г., например, тесты для ВНО по истории Украины, математике, биологии, географии, физике, химии были переведены на крымско-татарский, молдавский, польский, русский, румынский и венгерский языки. Языковая стратегия государства в сфере образования – это еще один ресурс для политиков и во многом зависит от "личного фактора".
Ну и, конечно, основным трендом остается сокращение, укрупнение и оптимизация. По мнению нынешнего президента Януковича, чем меньше школа, тем хуже образование. Маленькие школы продолжат закрывать, переводя учеников в более крупные, пусть и подальше от дома. В зону риска попадает почти четверть сельских школ. Возможно, на Украине ситуация с транспортом и дорогами все же лучше, чем в России. Президент, например, утверждает, что почти все школы обеспечены школьными автобусами.
Некоторые итоги реформ можно подвести уже сегодня. За два десятилетия количество школ на Украине уменьшилось более чем на 10%, только за последние пять лет было закрыто около 1000 школ. Качеством образования недовольны более 60% жителей страны. Зарубежные оценки украинских школ противоречивы. Так, председатель Комитета Организации Объединенных Наций по правам ребенка Жан Зерматтен отмечает, что степень охвата школьным образованием на Украине "выше, чем в Европе, и качество образования в школах высокое". В то же время по результатам тестов ТIMSS (знание точных и естественных наук) украинские школьники занимают лишь 40-е место в мире. Отчасти об уровне образования свидетельствуют и результаты ВНО. По данным Украинского центра оценки качества образования, максимально возможное количество тестовых баллов по математике в 2011 году набрали всего 232 из 145 тыс. выпускников, проходивших экзамен. По гуманитарным дисциплинам результаты и того хуже: по истории Украины максимальные 84 очка получили всего три абитуриента из 161 тыс., а высший балл по украинскому языку и литературе не набрал никто.
В сфере высшего образования, вопреки обещаниям инициаторов "болонских реформ", качество образования тоже ухудшилось, так и не поднявшись до европейского уровня (неизвестно, правда, кто и когда определил этот самый уровень и каковы его точные параметры). Но западные черты у системы вузов появились.
Например, знания студентов оценивают не только по привычной 4-балльной шкале, но и по 100-балльной системе. Введена трехуровневая система высшего образования:
-бакалавр – базовое высшее образование, приравнивается к выпускникам техникумов;
-специалист – полное высшее образование, имеет право занимать первые должности "в определенном виде экономической деятельности";
-магистр – полное высшее образование, может не только занимать высшие должности в компаниях, но и вести научную деятельность.
Надо отдать должное украинскому правительству: ради экономии бюджетных средств оно идет на самые решительные меры. Так, например, слиты воедино министерства спорта, науки и молодежи. Итогом стало уникальное Министерство образования и науки, молодежи и спорта, возникшее в декабре 2010 г. Мало того, специалисты в области спорта и молодежи унаследовали и функции упраздненного в 2011 г. Высшего аттестационного комитета (ВАКа). На новом посту они, в свою очередь, стремятся к экономии – видимо, чтобы не было перепроизводства докторов наук. Теперь для защиты докторской диссертации соискателю на Украине нужно представить 20 публикаций, из них "не менее четырех публикаций в зарубежных изданиях, включенных в международные наукометрические базы". Точного перечня изданий не утверждено – возможно, тоже в целях экономии. Для сравнения: в России для защиты докторской диссертации основная ее часть (не меньше 80%) должна быть опубликована в журналах из перечня ВАК, включающего почти 2,5 тысячи изданий.
Читайте полную версию статьи здесь.
|
4736
|
Написать свой комментарий к этой статье...
|