04 МАЙ, 06:19 МСК
USD (ЦБ)    92.0538
EUR (ЦБ)    98.6447


Знакомьтесь, К-3 «Ленинский комсомол»: Первая атомная подводная лодка СССР

12 Января 2024 9094 0 Редакционные статьи
Знакомьтесь, К-3 «Ленинский комсомол»: Первая атомная подводная лодка СССР

К-3 «Ленинский комсомол», построенная в 1957 году, была первой в Советском Союзе атомной подводной лодкой. Она была разработана в рамках усилий по противодействию американской подводной лодке «Наутилус» (SSN-571) ВМС США, первой в мире атомной подводной лодке.

История создания

В проектировании и строительстве подводной лодки совершенно нового типа в 1952–1958 годах участвовало более 135 советских организаций, в том числе 20 конструкторских бюро, 35 научно-исследовательских институтов и 80 заводов.

Интересно, что прототип головного судна проекта 627 «Кит» был деревянным, причем каждый из пяти сегментов был разбросан по пяти различным местам Ленинграда, включая гостиницу «Астория». Подводная лодка К-3 впоследствии была построена в Молотовске и спущена на воду в августе 1957 года. В следующем году она была введена в состав Северного флота ВМФ СССР.

Лодка-торпеда имела водоизмещение более 4000 тонн под водой, а ее длина составляла более 100 метров. Экипаж лодки состоял из 74 моряков и 30 офицеров, размещенных в девяти отсеках.

Достижения и недостатки

Одним из серьезных недостатков лодок было отсутствие мер безопасности в части радиационной защиты. На протяжении многих лет на различных подводных лодках класса «Ноябрь» происходили многочисленные инциденты.

Несмотря на существующие проблемы, К-3 достигла под водой Северного полюса в июне 1962 года, став первой советской лодкой, совершившей этот подвиг – всего через четыре года после военного корабля США «Наутилус».

Хотя пять лет спустя подводная лодка пострадала от пожара при переходе через Норвежское море, в результате чего погибли 39 членов экипажа, она была отремонтирована и оставалась в строю до 1988 года, проработав три десятилетия.

К-3 послужила прототипом для 12 подобных подводных лодок (проект 627А), которые были построены впоследствии, включая К-159, затонувшую севернее Мурманска в 2003 году.

Подводные лодки проекта 627 считались отличными ударными кораблями. Оказавшись на нужном расстоянии, одна из этих лодок могла нанести удар 533-мм торпедами СЭТ-65 или 53-65К; тем не менее, хотя они были технически более мощными, чем их американские коллеги, советские подводные лодки были чрезвычайно шумными. В результате суда проекта 627 были легко обнаруживаемыми и поэтому не могли быть использованы в охоте за вражескими кораблями.

Усилия по сохранению

К-3 вывели из эксплуатации в 1988 году. А в 2005 году списанную подводную лодку перевели на судостроительный завод «Нерпа», где через несколько лет начались работы по вырезке реакторного отсека. Ядерный реакторный отсек убрали, в результате чего восстановленная лодка стала немного короче.

На заводе К-3 готовилась к последнему плаванию, включавшему установку в плавучий док Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны России, где она отплыла от побережья Баренцева моря через Белое море и внутренние водные пути в Кронштадт. Плавучий док, сданный в эксплуатацию на Зелеодольском судостроительном заводе на берегу Волги в 2015 году, был специально спроектирован для плавания по внутренним водным путям России, в том числе по Беломорканалу.

В октябре 2022 года К-3 провезли по улицам Кронштадта. Лодку пришлось осторожно перемещать по улицам, и теперь ее планируется сохранить как музей – свидетельство первой советской атомной подводной лодки.

Редакция
Редакция "Капитала Страны" (соавторы: Алина Николаева )

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more