10 ДЕК, 18:57 МСК
USD (ЦБ)    99.4215
EUR (ЦБ)    106.3040


«Зарплата уменьшится на 2%». Как правительство собирается повысить налоги и для чего

26 Марта 2018 9670 4 Интервью и комментарии
«Зарплата уменьшится на 2%». Как правительство собирается повысить налоги и для чего

Как и ожидалось, сразу после выборов правительство вернулось к обсуждению изменения налоговой системы, в частности увеличения налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Среди целей возможного увеличения налога называется выполнение новых поручений президента Владимира Путина. По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, 13% НДФЛ – это не фетиш, и нет никакой разницы между 13, 14 или 15%. При этом он подчеркивает, что в правительстве сложился консенсус против прогрессивной шкалы. Ударит ли такое повышение налога по доходам граждан? Какой эффект окажет повышение НДФЛ на федеральный и региональные бюджеты? Решит ли это проблемы, сохраняющиеся в сферах образования и здравоохранения?

Наталья Мильчакова, замдиректора-аналитического департамента «Альпари» Александр Шустов, генеральный директор МФО «Мани Фанни» Кирилл Яковенко, аналитик «Алор Брокер» Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ» Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент»


 

Наталья Мильчакова, замдиректора-аналитического департамента «Альпари»: Принципиальная разница между 13%-ным и 15%-ным НДФЛ, конечно, есть, так как, кроме НДФЛ, работающий россиянин платит еще массу других фактических «налогов» и сборов – от повышенных тарифов ЖКХ и повышения акцизов на бензин до сборов за платную парковку и грабительского налога на недвижимость, который теперь исчисляется по кадастровой стоимости. В этом контексте, конечно, повышение НДФЛ окажется очень чувствительным для реальных доходов. Приведет это и к снижению розничных продаж и потребительского спроса, стагнации экономики, которая в 2017 году росла за счет потребительского сектора, росту теневой экономики. Скорее всего, понизятся «белые» зарплаты, остальной ФЗП во многих частных компаниях уйдет в «тень».

В СМИ приводились оценки, что повышение НДФЛ до 15% позволит получить в бюджеты дополнительных доходов ежегодно на 600 млрд руб. Но ценой этого станет замедление экономического роста. Введение прогрессивной шкалы налогообложения может получить в народе больше популярности, однако сейчас это преждевременно – в послекризисных условиях последствием повышения налогов станет снижение платежеспособного спроса. Что касается контроля за собираемостью налогов, его необходимо усилить. По оценкам Всемирного банка, оборот теневой экономики в России может достигать 300 млрд долларов в год, и эти цифры выглядят тревожными.

Если дополнительные доходы будут расходоваться на здравоохранение и образование, это, конечно, хорошо. Но всех проблем этих отраслей они решить не смогут, например, благодаря росту налогов может увеличиться количество современных больниц и поликлиник, хорошо оборудованных школ, но в ряде поселков и деревень по-прежнему закрывают единственные больницы и школы. Использование этих доходов на другие цели вероятно, но вряд ли на оборону или безопасность, скорее, либо на инфраструктурные проекты, либо на латание дыр в Пенсионном фонде, если в этом будет потребность.

 

Александр Шустов, генеральный директор МФО «Мани Фанни»: Эти дополнительные 2% НДФЛ нельзя назвать «несущественными», это реальные, осязаемые деньги, которые каждое домохозяйство будет вынуждено отдать государству из своих доходов сверх той суммы, которую уже отдает. Лучше всего не концентрироваться на ставке НДФЛ, а считать общую налоговую нагрузку, которая в России составляет около 47-52%. Ведь, уплатив, например, НДФЛ, вы идете в магазин и покупаете продукты, а в цену продукта продавец заложил и НДС, и акциз на топливо, и многие другие налоги и сборы, о которых вы и не подозреваете. Получается, что налоги платятся несколько раз, и все это и создает общую налоговую нагрузку, которую можно сравнить, например, с аналогичным показателем в Европе — там он составляет около 40,3%. А в Южной Америке он еще выше, чем в России — более 52%. Исходя из того, что российский ВВП показывает минимальные темпы роста, около 1-1,5% в год, и того факта, что реальные доходы населения снижались 3 года подряд на 5-6% в год, время для повышения налогов выбрано не самое удачное. Рост НДФЛ может снизить его собираемость, еще сильнее загнать малый и средний бизнес в тень, потому что дополнительных доходов, с которых можно платить дополнительные налоги, не появилось. С точки зрения собираемости и взыскиваемости, гораздо дальновиднее было бы повышать НДС, который гораздо легче собрать, в отличие от НДФЛ и налога на прибыль. Но, скорее всего, нас ждет повышение обоих этих налогов, и НДФЛ до 15% с введением прогрессивной шкалы, и НДС до 22%. С моей точки зрения, прогрессивная шкала налогообложения демотивирует граждан и бизнес зарабатывать больше, а когда исчезают стимулы такого рода, экономике еще сложнее показать рост. Сейчас нефть торгуется высоко, гораздо выше цены отсечения в 40 долларов, заложенной в бюджете, и можно было бы дополнительные нефтяные доходы направить не в Фонд национального благосостояния, а заместить ими выпадающие доходы бюджета и, наоборот, снизить налоги для стимуляции экономического роста. В условиях санкций перед Россией стоит сложная задача воспроизводства некоторых технологий, особенно нефтедобычи и нефтепереработки, внутри страны, собственными силами, и для этого просто необходимы экономические стимулы. Одна из проблем высокой налоговой нагрузки на каждого гражданина заключается в том, что налоги за гражданина платит работодатель, и средний гражданин не задумывается о том, какую часть его дохода удерживает работодатель, чтобы перечислить в виде налогов в бюджет. Поскольку нет этого осознавания, то нет и общественного контроля за тем, куда тратятся дополнительные растущие налоговые поступления.

 

Кирилл Яковенко, аналитик «Алор Брокер»: Конечно, такое повышение болезненно, зарплата многих россиян просто уменьшиться на 2% и реальные располагаемые доходы снизятся. Вряд ли работодатели повысят зарплату, чтобы компенсировать повышение налога, скорее они предложат работникам перейти на «серую» схему. То есть произойдет рост теневой экономики приблизительно на 0,5-1%.

Многие западные страны уже пришли к прогрессивной системе налогообложения, которая позволяет затормозить расслоение населения по имущественному признаку. Однако в России чиновники держаться за плоскую шкалу, так как прогрессивная сильно ударит по ним самим. Доходы бюджета это вряд ли существенно увеличит, а обнищание населения гарантирует.

Учитывая качество расходования средств госструктурами, лучше оставить эти 2% у людей, которые сами напрямую доплатят за медицинские и образовательные услуги, которые им нужны.

 

Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets: Я полагаю, что даже небольшое повышение НДФЛ способно оказать негативное влияние на российский рынок труда. Однако в условиях фактической стагнации российской экономики это самый простой путь наполнить региональные и местные бюджеты. Следует сразу отметить, что поступления от НДФЛ идут именно туда, а не в федеральный бюджет.

Отрицательное влияние роста НДФЛ связано с тем, что налоговая нагрузка в России будет все больше и больше отличаться от стран ЕАЭС в худшую сторону. В рамках единого экономического пространства, это может привести к перетоку производств в соседние государства. Например, в Казахстане индивидуальный подоходный налог равен 10%, а налог на добавленную стоимость – всего 12%. Понятно, что это намного привлекательнее российского уровня. В качестве еще одного важнейшего фактора можно отметить психологическую несправедливость одинакового повышения НДФЛ для бедных и богатых россиян. Это может оказать негативное влияние на социальную стабильность в долгосрочном периоде. Практически во всех развитых странах имеется шкала налогообложения в зависимости от доходов. Нашей стране имеет смысл прислушаться к мировому опыту и рассматривать не прямое увеличение НДФЛ, а прогрессивное.

Очевидно, что прогрессивное налогообложение является намного более социально ориентированным. Однако в нашей стране его введение пока блокируется на законодательном уровне. Доля НДФЛ в государственном бюджете сравнительно невелика и составляет порядка 10%. Увеличение его ставки с 13% до 15%, по моим подсчетам, способно увеличить поступления примерно на 60 млрд руб. в год.

Я не думаю, что распределение этой суммы на социальные нужды регионов способно как-то кардинально улучшить ситуацию в здравоохранении или образовании. В России наблюдается сильное неравенство доходов в сравнении со средним мировым уровнем. В других странах данная проблема решается введением прогрессивной шкалы НДФЛ и налога на наследство крупных капиталов и средств производства.

 

Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ»: Увеличение НДФЛ с 13% до 15% не приведет к пропорциональному увеличению доходной части бюджета, как полагают многие эксперты (т.е. доля НДФЛ в доходах консолидированного бюджета не увеличатся механически до 11,5 – 12,7%). Причин тому несколько, но главные, пожалуй, эти: во-первых, предполагается параллельно с увеличение налога на доходы физических лиц ввести минимальны необлагаемый налогом уровень дохода. И пока правительство не озвучило официально свои планы по тому, какая будет минимальная необлагаемая налогом планка дохода, мы не может точно оценить, какая доля доходов выпадет из-за данного налогового маневра. Во-вторых, нет сомнений, что увеличение НДФЛ приведет и к некоторому увеличению доли трудящихся, скрывающих реальны уровень своих доходов. Так что, если данные налоговые реформы и будут в итоге реализованы, вряд ли доля НДФЛ в доходной части бюджета увеличится более чем до 11,2 – 12,1%. Что касается распределения денежных средств от данного вида налогов, то согласно статьям 56 и 61 бюджетного кодекса большая часть НДФЛ — 85% — поступает в бюджет субъекта федерации. Остальные 15% распределяются в местные бюджеты. Если в Бюджетный кодекс не будут внесены изменения, пропорции сохранятся. Таким образом, некоторого улучшения финансового положения регионов можно ожидать, но вряд ли оно будет существенным. Столь же не критичным мы оцениваем и влияние на бизнес в целом. На розничных ценах нововведение скорей всего скажется умеренно негативно. Насколько – заранее сказать трудно. В абсолютных величинах повышение ожидается не столько уж значительным – всего на 2%. Однако, в совокупности со множеством иных влияющих факторов, связанных со ставкой НДФЛ косвенно, рост цен может оказаться более значительным. Массовый уход в тень зарплат также не состоится – повышение НДФЛ планируется не радикальное. Безусловно, какие-то организации пересмотрят свой подход к выплате заработка, увеличив долю «серых» зарплат. Однако есть множество куда более значимых для бизнеса факторов, так или иначе влияющих на долю теневых выплат.

 

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Может быть, разница и не так велика, но при нашем уровне жизни она существенна. Платить больше, если у тебя есть деньги, трудно, а если у тебя их нет – невозможно. Во-вторых, в рыночной системе деньги, изъятые из карманов граждан, это деньги, изъятые из экономики: люди покупая товары, финансируют экономику. Поэтому повышение налогов ударит по отечественному производителю, а значит, приведет к сокращению налогооблагаемой базы, то есть, в конечном счете, тех самых налоговых поступлений, которые пытаются увеличить.

В том-то и беда, что повышение налогов не означает автоматического повышения доходов государства. Чем выше налог, тем больше число тех, кто не платит. Кстати, именно этим обосновывается плоская школа налогов: если повысить налоги с богатых они их вообще перестанут платить – говорит правительство. Но видимо, боясь, что богатые не будут платить, правительство не боится, что не будут платить бедные, а зря.

Если средства пойдут на медицину и образование, то они там лишними не будут. Но я бы сосредоточился не на увеличении средств, а на эффективности их использования. Но, естественно, эффективность должна быть не в логике бизнеса – эффективны те вложения, которые приносят большую прибыль, а эффективность, понимаемая как польза для человека. А иначе любые средства будут освоены, и даже польза будет, только не для нас с вами.

Что касается военных расходов, то правительство вроде бы собирается их сокращать. Но нужно понимать, что это процесс инерционный: если вы остановите программы, в которые вложены огромные средства, то вы просто потеряете эти деньги. Кроме того наши «партнеры» вряд ли позволят нам сократить эти расходы. И если экономическая ситуация будет ухудшаться, деньги придется брать отовсюду.

 

Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент»: По словам вице-премьера Аркадия Дворковича увеличение ставки НДФЛ с 13 до 15% обременительным не будет, взимание этого налога не будет сложным, в отличие от прогрессивного. Общий приток за следующий год может добавить около 120 млрд руб., но сопоставимая сумма не придет по другим статьям, поэтому делить эти деньги на различные статьи расходов не имеет смысла, пока в общем бюджете есть дефицит даже на необходимые нужды. В то же время, такой рост должен быть обоснован чем-то еще, кроме понятного желания заработать на населении. Более 85% населения имеет небольшую зарплату, и 2% для них будут исчисляться в несколько сотен рублей, но общий потребительский спрос упадет на сопоставимую цифру, поэтому правительство должно обосновать свое видение повышения налогов с тем, что оно же потеряет на снижении потребления. Работодателю изменения в зарплатах сотрудников не окажут серьезного влияния на прибыль, а вот снижение общего потребительского спроса уже окажет. Уходить в «тень» или просить «серую» зарплату сотрудники не будут, но оттуда их вывести будет существенно сложнее, ведь теперь появится новая «страшилка» у работодателя – «если буду платить все налоги, то зарплата снизится». Общий итог пока трудно прогнозируем, данные для расчета не представлены, и разговоры ведутся в основном о самой целесообразности введения НДФЛ с новой ставкой, а также поступлении средств в бюджет, о прямых и косвенных потерях упоминаний пока нет. Повысить налоги можно будет безболезненно, если их администрирование повысится до 95%, но сейчас эта мера не станет эффективной, как и прогрессивная шкала именно из-за сложности сбора средств со всех граждан. Говорить о том, что принесет бюджету повышение, когда его сборы снова лягут на плечи тех, кто платит все налоги и создавать перекос в пользу тех, кто не платит – недальновидно с точки зрения поддержки бизнеса и добросовестных плательщиков.

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
Л
28.03.2018 1 0
Леонид:

Неспособность правительства к эффективному управлению экономикой всегда выливается в административные меры по наполнению бюджета. Давно уже пора это правительство отправить в отставку, особенно таких его членов как Дворкович, не сделавшего ничего полезного для страны и для людей.

А
27.03.2018 0 0
Аркадий Оксанов:

Я не знаю, есть потусторонние силы, или нет, но "плоский налог" - точно чей-то юмор, чёрный юмор. Flat tax - только плоский в плоских мозгах российскмх экономических гуру. Это можно было назвать и "квартирный налог" и "шинный налог" и ещй десяток всякой всячины.Гуру учились в школах с усиленным английским, но им хотелось показать - и показали... Пропорциональный налог - это для тех, кого учили арифметике. Вот и получилось.. . А они до сих пор хвастают,что сделали экономическое открытие. Им бы хоть шнобелевку дали... Оксанов

В
27.03.2018 3 0
Виктор Алексеев:

Какое–то сборище балбесов(или корыстолюбцев?). Прогрессивная шкала в развитых экономиках существует уже более 100 лет и наглядно показывает свою эффективность. Почему бы не перенять передовой и бесценный опыт? Наши горлопаны вопят о сложности администрирования и уходе в тень. О сложности администрирования: Всего 5-7% населения РФ являются богатыми людьми – неужели так тяжело их администрировать? При этом бедные слои из-под налогового администрирования необходимо вывести – вот вам уменьшение нагрузки на налоговые органы. Про «уход в тень» - налоговая система РФ давно находится в тесной связке с банковской системой. Все финансовые перетекания как на ладони. К тому же есть и РосФинМониторинг, и силовые структуры. Неужели этого недостаточно для эффективной собираемости прогрессивного налога? Всех горлопанов болтающих об «уходе в тень» надо в срочном порядке взять под контроль дабы указывали на эти схемы ухода. Кто неэффективен –того под арест как потенциального укрывателя и коррупционера

А
26.03.2018 3 1
Аркадий Оксанов:

Единственный прогресс - это понимание экспертами, что лучше не будет - растёт экономическая грамотность! "С моей точки зрения, прогрессивная шкала налогообложения демотивирует граждан и бизнес зарабатывать больше, а когда исчезают стимулы такого рода, экономике еще сложнее показать рост." - бедные экономисты всего мира, они и не знают, несчастные, что сами в течение десятков лет "демотивирует граждан" с помощью прогрессивного подоходного налога! Ну и конечно - собираемость! Эксперты тоже кое-что не знают: собираемость - это всего лишь технология, а не "что хочу, то и делаю". В США, например, всего два технологических инструмента: приём на работу без оформления - уголовное преступление, а выплата любого заработанного автоматически означает социальные отчисления в банковском счёте, и ... знание налоговой службой всего, что заработал всюду, до цента - жутко сложно ! Что до НДС - то это не налог, это дань, вроде белки с дыма. В Европе НДС - камуфлирующий налог: при громадных расходах государства на социальные программы пришлось бы увеличить прогрессивный подоходный налог выше 60%. Европейцы могли "обидеться", поэтому их "обманули" с помощью НДС. Но при этом в Европе и минимум оплаты выше, и социального намного больше. В США нет НДС - в результате платная медицина и высшее образоваение, не говоря уж о налоге на прибыль - 35%. Всё это известно в России больше 30-ти лет, что несомненно, слишком мало для того, чтобы это могли усвоить экономисты и правители. Усвоят - и столетие не пройдёт. Оксанов



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more