За новую пятилетку
Борьба за светлое будущее России превратилась в многоголосицу прогнозов: пессимистичных и утопических. Стало важным декларировать и повторять как мантру слова о стабильности и недооцененном инвестиционном имидже России, на деле ничего не предпринимая. Какие виды на будущее открывает правительство и что до него пытаются донести эксперты?
Пессимизм в Давосе
В конце января не слишком реальные, по оценке Дмитрия Медведева, сценарии развития России были представлены на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Олег Цывинский из Йельского университета предложил ситуацию, в которой снижение цен на нефть ослабит федеральный бюджет и разбалансирует российские регионы, в результате чего одни регионы проведут институциональные реформы и встроятся в мировую экономику, а другие останутся на прежнем уровне. Таким образом, произойдет еще большая дифференциация, чем сегодня, когда большинство регионов находятся в списке дотационных, инвестиционно-непривлекательных и испытывают отток человеческого капитала.
Вечный оппонент Медведева экс-министр финансов Алексей Кудрин представил вариант «хрупкой стабильности», под которой он подразумевает резкое падение цен на традиционный российский экспорт энергоносителей. Так как приоритетом для государственной политики является вовсе не модернизация инфраструктуры и запуск инновационных кластеров микроэлектроники, биоинженерии и информационных технологий, а стабильность основной электоральной базы в лице работников бюджетной сферы и пенсионеров, то правительство будет тратить деньги Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на социальные выплаты. Вчерашние сверхдоходы от экспорта будут «проедены» в течение нескольких лет, а экономика так и не будет диверсифицирована. Поэтому ВВП страны и производительность труда резко деградируют. По мнению Кудрина, мировая конъюнктура сырьевых рынков позволяет проводить структурные изменения в России, но у правительства на это не хватает политической воли.
Сергей Гуриев из Высшей школы экономики, наоборот, представил, что цены на углеводороды будут сохраняться на текущем уровне. Через время это усилит требования расширяющегося среднего класса провести политические реформы. Представители этого класса предпочтут взять контроль над социальной политикой, захотят принимать в ней активное участие. Но в отличие от процесса формирования среднего класса в других странах, в России его буржуазность сильно отстала от образованности, поэтому насколько он будет радикален, трудно предположить – прямых аналогий в истории этому нет. Ясно, что запрос на перемены снизу всегда болезнен для российской власти. Несмотря на практические советы и стратегическое мышление сценариев (над ними работало более 300 экспертов), в Давосе они оставили по себе ощущение обреченности российской экономики.
Медведев сразу оговорился – ни в один сценарий он не верит. Российская экономика развивается, в том числе, и за счет производства потребительских товаров, поэтому зависимость от экспорта сырья несколько завышена. В Давосе Медведев повторил вызвавшую бурю эмоций на Гайдаровском форуме фразу о необходимости поднятия темпов роста ВВП до 5% в год. Для этого, по его словам, инвестиции в Россию должны ежегодно увеличиваться на 10%. К сожалению, никаких конкретных шагов Медведев не предложил, а сама сессия вызвала у инвесторов замешательство – негативные сценарии довлели над желанием поверить премьер-министру России и все-таки инвестировать в страну. Но не прошло много времени, как Минэкономразвития представило свои прогнозы до 2030 года, на этот раз на контрасте чересчур позитивные.
Чрезмерный оптимизм министерства
Документ из 350 страниц призван быть «одним из основных в системе стратегического планирования». Так, в нем содержится три варианта будущего: консервативный, инновационный и форсированный. Первый предполагает углубление сырьевой специализации при высоких темпах роста экономики, второй рассчитан на увеличение инвестиций и доли технологического производства в экономике страны, а третий вытекает из инаугурационных указов Владимира Путина – создание 25 млн рабочих мест, рост инвестиций до 25% от ВВП к 2015 году, вхождение в 20-ку рейтинга Doing business до 2018 года и повышение производительности труда в 1,5 раза. По консервативному сценарию экономика будет расти на 3,2% в год, население сократится до 141,3 млн человек, зарплата будет увеличиваться на 3,8% в год, но к 2030 году она удвоится, а пенсии вырастут в три раза. При этом никаких высоких технологий – их заменит импорт. Собственные же вложения в этот сегмент не превысят 1,3% от ВВП. Но уже при поступлении прямых иностранных инвестиций этот показатель может вырасти до 3% ВВП в 2030 году. Соответственно, и в образование с наукой инвестиции помогут вкладывать больше – до 7-7,1% ВВП. Пока же это невозможно из-за нужд военно-промышленного комплекса, к 2020 году готовящего модернизацию военных сил России.
Инвестиции в инновационную экономику увеличат рост ВВП до 4,1%, а производительность труда вырастет в 2,5 раза до 2030 года. Помимо этого отечественная экономика ровно на четверть станет менее энергоемкой. В Минэкономразвития ожидают, что по ВВП Россия уже в 2021 году обгонит Германию и займет 5-е место по этому показателю в мире. Россия наконец-то будет производить 4,3% мирового валового продукта и увеличит зарплаты до ¾ от среднеевропейских. Правда, если следовать указам Путина, то будет еще лучше. ВВП уверено будет расти на 5,4% в год, к 2030 году население России увеличится до 150,5 млн человек, а заработная плата к 2030 году повысится в три раза. Если же цены на сырье упадут на 30-35%, то ВВП сократится при консервативном сценарии на 2-2,5%, а при инновационном на 0,5-1%. Очевидно, что в Минэкономразвития не учитывают макроэкономическую ситуацию и практически не обращают внимания на риски мировой экономики, в частности на рецессию. Более того, провозглашение создания 25 млн высокопродуктивных рабочих мест не решает реальную проблему. Если российская экономика из-за своей голландской болезни воспроизводится всего 20 млн рабочих мест, а население массово стареет и выходит на пенсию, то каким образом президент и правительство собираются реализовать этот проект, остается непонятным даже для них.
Также в прогнозах Минэкономразвития чувствуется потребность стать тихой гаванью, но нет рецептов борьбы с коррупцией и излишней бюрократией. На расширенном заседании правительства 31 января Дмитрий Медведев сказал о необходимости «пятилетки эффективного развития». Это подразумевает, что деятельность министров до 2018 года будет направлена на то, чтобы воплотить в экономические показатели предвыборные обещания Владимира Путина. Таким образом, правительство пойдет по форсированному сценарию Минэкономразвития, но планируется, что ВВП до 2018 года вырастет всего лишь на 19% – это примерно 3,5% в год. Самое интересное, что указы Путина скорее подходят под консервативный вектор развития, так как предполагают сковывающую бюджетную политику, о которой так много говорит Алексей Кудрин. Эксперты отметили «застойность» речи Медведева. Поприветствовать возвращение в язык слова «пятилетка» никто не спешит.
Но чтобы не рассчитывать на экспорт сырья и не проводить сложных институциональных реформ, правительство носится с идефиксом о притоке большого количества инвестиций. Недавно стало известно, что инвестиционный имидж России на Западе будет улучшать глобальный инвестбанк Goldman Sachs. Контракт с ним на три года стоимостью $500 тыс. будет подписан правительством. В Минэкономразвития надеются, что банку удастся более эффективно доносить информацию о плюсах и преимуществах российской экономики до рейтинговых агентств и потенциальных инвесторов. Пока же отток капитала и предостережения агентств от капиталовложений в Россию не оставляют выбора: рассчитывать приходится только на бюджет, а значит, действует консервативный сценарий, обещающий, что правительство простоит еще «пятилетку». Простоит и страна.
Написать комментарий
Вероятнее всего Гражданин страны это Оксанов. Он любит здесь выступать под разными никами. То он кирим, то он Рождённый в СССР, то он наблюдатель. То он Березовский.Слава богу понимает, что учить нашего Премьер министра жить он не имеет права, коль давно уже не гражданин России. А в материальной помощи Медведев явно не нуждается, тем более в помощи от человека из-за бугра. А учить всех так болезнено хочется. *
Опять Медведев что-то поручает сделать. Когда же он начнет не только лозунги изрекать, но и эффективно контролировать исполнение своих поручений, то есть ответственно работать?