Юридические аспекты глобализации
Что означает термин глобализация? Дословно это процесс превращения локальных явлений в глобальные, всеобъемлющие. Но каковы его правовые составляющие? Как глобализация отражается в правовых документах? Какие подводные камни здесь имеются?
Термин глобализация часто используется в отношении экономической глобализации - объединению национальных экономик в международную экономику как единое целое через торговлю, прямые иностранные инвестиции, миграцию капиталов, распространение технологий. Но правовая сфера так же находится под влияние данного явления, потому что право предназначено для обеспечения мирного и гармоничного развития общественных отношений между всеми субъектами.
Различные ученые используют свои собственные определения глобализации, потому что они используют различные методы исследования и опираются на разные идеологические императивы. Другой причиной существования многих концепций глобализации является отсутствие комплексного подхода. Каждый исследователь обычно работает в определенной сфере и оперирует отдельными аспектами глобализации, как, например, экономика, политика, культура, глобальные проблемы (терроризм, экология), пытаясь отыскать основные факторы и движущие силы этого процесса. Всё это приводит к плюрализму мнений. Так же нет определенности в том, если у данного процесса некая направленность или он хаотичен. Некоторые ученые полагают, что обе эти тенденции присутствуют одновременно.
Но у глобализации есть черты, характерные для всех сфер, включая право и систему управления. На данный момент единой цивилизации на Земле нет и процесс глобализации не завершен, и поэтому система глобального управления еще не сформирована. Нет единого механизма согласования мнений и организации власти, подобного тому, который существует в государствах. Однако его формирование кажется мне целесообразным, потому что государство является универсальной формой организации общества, необходимой для достижения общих целей, которые требуют значительных ресурсов и организованных усилий многих людей, у которых существует множество субъективных и объективных различий. Именно поэтому должны быть сформированы глобальные институты для решения новых всемирных проблем с учетом их «количественных» и «качественных» особенностей.
Что касается «количественного» проявления или масштаба глобальных проблем, то описать его очень легко, так как любая глобальная проблема влияет на мир в целом и каждого, живущего в нем, независимо от того, кто он и где родился. Каждый человек выбирает свои собственные приоритеты и цели в жизни, но цель человечества - выжить. При этом любой глобальный процесс без надлежащего контроля может иметь серьёзные, порой непоправимые последствия.
«Качественные» отличия данных проблем заключаются в том, что для их успешного разрешения требуется приложение согласованных усилий индивидов, юридических лиц и, конечно же, государств. Это действительно сложная задача, потому что происходит столкновение огромного числа интересов, которые порой исключают друг друга, и очень трудно найти компромиссное решение, которое будет реализовано на практике, если учесть, что над государствами ни у кого нет верховной власти.
Если обозначать круг проблем, которые связаны с глобализацией и должны найти свое решение в праве, то следует начать с экономики, которая является движущей силой интеграции с древнейших времен. Экономический рост, кооперация и свободная торговля привели к образованию высокоинтегрированной системы, и кризис, захлестнувший США в 2008 году доказал это, беспрепятственно распространившись на другие регионы, не обращая внимания на географические границы государств. И, когда проблемы начинаются в других странах, ситуация эволюционирует как рак или лесной пожар. У кризиса больше не существует единого центра, а местное улучшение ситуации будет очень быстро нивелировано негативными процессами в других регионах, и кризис продолжит непрерывно циркулировать по всем вовлеченным в него странам.
Другая проблема была обозначена в докладе ООН 1999 года о развитии человека. Различие между 20% богатейших людей в мире и всеми остальными достигло соотношения 74 к 1, что ведет к несбалансированному развитию мира, социальной нетерпимости и эксплуатации.
Окружающая среда так же находится в опасности. Недальновидные действия отдельных физических и юридических лиц, чья деятельность создаёт выбросы в атмосферу и иные загрязнения, разрушает экосистему, но им нет до этого дела, потому что негативный эффект никак не проявляется в обозримой перспективе и они не осознают себя частью глобального мира. Они не думаю, что это имеет какое-либо значение или просто ставят личные интересы на первое место. Однако ресурсы земли ограничены, и экология не сможет справляться нарастающими темпами загрязнения вечно. И если с нехваткой ресурсов можно справиться путем использования заменителей или повторной переработки, то искусственно восстановить окружающую среду в первозданном виде невозможно.
Кроме того, мы должны помнить, что преступный мир так же развивается. Создаются новые пути совершения преступлений и ухода от ответственности. Международная торговля такими запрещенными товарами как наркотики, оружие, люди, органы, произведения искусства становится все более и белое распространенной и хорошо организованной. Преступники используют банки и создают собственные компании, они могут прятаться в различных странах, используя несовершенство механизмов экстрадиции или даже влиять на политику используя деньги и силу, которые они приобрели.
В то же время, помня историю войны, следует избегать конфликтов. Глобальные процессы сделали любую войну, независимо от того где она происходит, гораздо более опасной, в силу того что многие страны и народы связаны различными соглашениями, которые гораздо обширней и крепче, чем были до Второй мировой войны. Участи в войне сразу многих государств с учетом современного уровня технологий может повлечь фатальные последствия. Поэтому поддержание мира является жизненно необходимым.
Наряду с другими явлениями в процесс глобализации вовлечена культура. Рост инфраструктуры, информационные технологии и другие способы взаимодействия между людьми по всему миру в глобальном масштабе приводят к столкновению культур невиданному ранее. Любое подобное столкновение само по себе требует времени, чтобы все пришло в норму и стало обычным. Но, когда их так много и они происходят так часто, человеческий разум может быть неспособен справиться с ними и будет сопротивляться, что приведет к национализму. Хорошо, когда люди стремятся сохранить свое национально и культурное самосознание, но подобные эмоции могут быть использованы некоторыми недобросовестными политиками или заинтересованными группами людей в целях манипуляции общественным мнением. Что является особенно опасным, когда любое проявление нетерпимости находит свое выражение в агрессивных формах, потому что люди, сражающиеся за идею, опаснее всего.
Все вышеназванные и многие другие проблемы глобальны и влияют на мир в целом, поэтому для их решения особенно важна роль государств как основных субъектов международного права. Каждое государство - это особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом. Оно существует, чтобы выполнять различные функции по организации и контролю различных процессов и взаимоотношений в обществе и в общении с другими государствами. Международные отношения регулируются обычаями, соглашениями между государствами и некоторыми международными организациями, как, например, ООН (по всем видам вопросов) или ВТО (вопросы торговли), но в глобальном мире этого недостаточно, потому что большинство внутренних и внешних решений любого государства (особенно, если оно сильное и высокоинтегрированно в международное сообщество) влияют не только на это государство, но и на мир в целом. Международное право и организации создаются государствами, которые принимают на себе различные обязательства на основе свободного волеизъявления, чтобы поддерживать эффективное взаимодействие между государствами членами соглашений или организаций, для урегулирования споров и поддержания мира и безопасности. Но подобное регулирование в наши дни считается многими учеными недостаточным, чтобы справиться с глобальными проблемами и регулировать процесс глобализации, поэтому они полагают, что должна быть создана система глобального права и управления, а современные международные институты могут стать её основой. Это кажется весьма логичным, потому что на смену примитивной самоорганизации на начальных этапах развития общества приходит государство, а на смену обычаю и договору, как формам выражения права, приходит закон.
Структуры глобального управления должны быть созданы на наднациональном уровне и обладать достаточной властью и возможностями для принуждения любых субъектов и объектов глобального мира к исполнению решений и предписаний. Чтобы предотвратить тиранию подобная система должна регулировать специальными нормами, которые должны: 1) отражать наиболее общие идеалы морали и права, выработанные в процессе взаимодействия культур и правовых систем; 2) описывать внутреннюю структуру и цели существования системы; 3) регулировать отношения между глобальным управлением и национальными государствами и 4) решать проблему суверенитета. Но в тоже время должны быть оговорены особые условия применения возможных санкций против нарушителей и механизм принуждения, чтобы система могла работать эффективно.
Это только одна из многочисленных теорий и точек зрения на то, как должна работать подобная структура. Более того многие уважаемые специалисты верят, что подобная конструкция невозможна и развитие международных отношений должно быть основано на принципе суверенного равенства государств и других принципах, выработанных международным правом.
В наши дни в правовой, государственной и политической сферах мы можем наблюдать несколько тенденций глобализации, и некоторые из них заслуживают более детального рассмотрения. Первая из них может быть обозначена как «имперская» модель, вторая выражена в Европейском союзе, третья тенденция охватывает право транснациональных корпораций и четвертая связана с эволюцией международного права.
«Имперская» модель описывается такими старым термином как «империя», но в новом содержании. Размышляя об империи зарубежные вторы подразумевают некую систему контроля мира как единого целого, которое состоит из подструктур, работающих на национальном, региональном и глобальном уровнях.[1] И глобальное (имперское) право должно развиваться в соответствии с данной моделью. В частности, правовая система США должна стать ядром «имперского» права, в силу того, что она «трансформировалась под идеологией неолиберализма и распространилась на огромную периферию, оставшуюся открытой после окончания холодной войны».[2]
С другой стороны, Европейский союз представляет собой «единственный пример организованной передачи власти наднациональному правительству»[3]. Право Европейского союза объединяет наднациональные, международные и национальные элементы и делает правую систему ЕС уникальной. Европейское сообщество и Европейский союз были сформированы на основе соглашений и конституции Европейского союза, а так же Лиссабонского договора, её заменившего. На основе этих документов продолжает формироваться система норм, имеющих прямое применение и приоритет над национальным правом. Более того они интегрируются и национальное право и пользуются судебной защитой. Однако, многие ученые не считают, что Европейский союз обладает элементами наднационального правительства, и полагают, что подобные интеграции, это только разновидность конфедерации. С этим трудно не согласиться, но нужно учитывать, что подобные новые конфедерации обладают своими особенностями, вызванными глобализацией.
В то же время, кроме наднациональной правовой глобализации существует «транснационально» право, формируемое международными корпорациями. В процессе взаимодействия транснациональные корпорации, государства и другие институты, которые с ними сотрудничают, формируют свои собственные согласованные правила поведения, которые становятся новым автономным промежуточным правопорядком, основанном на обычае.
И, наконец, существует еще одна тенденция, которая проявляется в эволюции международного права и организаций на нем основанных. Когда всё большее число государств вступает в международные организации и заключает многосторонние соглашения, они медленно, но поступательно развивают взаимные связи и унифицируют существующие понятия и правила. Они учатся разрешать конфликты и вырабатывать способы их решения путем мирного взаимодействия. В ходе подобного сотрудничества они могут формировать общие ценности и идеалы, чтобы источником глобального права была не просто воля суверенных государств, но так же воля людей, представляющих разные культуры. Этот путь развития является наилучшим, но медленным, в то время как некоторые проблемы должны решать здесь и сейчас безотлагательно.
В заключении хочется отметить, что люди никогда не знают, что ждет их в будущем, но в развивающемся глобальном мире они должны всегда верить, что их поступки действительно имеют значение. Необходимо понимать, что каждое действие влияет на мир в целом. Все люди являются его частью, в то время как понимание и воля являются ключами ко всему.
[1] Marks S. Empire's law // Indiana Journal of Global Legal Studies. 2003. Vol. 10, N 5. P. 462.
[2] Mattei U. A theory of imperial law: a study on U.S. hegemony and the Latin resistance // Indiana Journal of Global Legal Studies. 2003. Vol. 10, N 5. P. 383.
[3] Иноземцев В. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль - XXI. 2000. N 1. С. 35.
Различные ученые используют свои собственные определения глобализации, потому что они используют различные методы исследования и опираются на разные идеологические императивы. Другой причиной существования многих концепций глобализации является отсутствие комплексного подхода. Каждый исследователь обычно работает в определенной сфере и оперирует отдельными аспектами глобализации, как, например, экономика, политика, культура, глобальные проблемы (терроризм, экология), пытаясь отыскать основные факторы и движущие силы этого процесса. Всё это приводит к плюрализму мнений. Так же нет определенности в том, если у данного процесса некая направленность или он хаотичен. Некоторые ученые полагают, что обе эти тенденции присутствуют одновременно.
Но у глобализации есть черты, характерные для всех сфер, включая право и систему управления. На данный момент единой цивилизации на Земле нет и процесс глобализации не завершен, и поэтому система глобального управления еще не сформирована. Нет единого механизма согласования мнений и организации власти, подобного тому, который существует в государствах. Однако его формирование кажется мне целесообразным, потому что государство является универсальной формой организации общества, необходимой для достижения общих целей, которые требуют значительных ресурсов и организованных усилий многих людей, у которых существует множество субъективных и объективных различий. Именно поэтому должны быть сформированы глобальные институты для решения новых всемирных проблем с учетом их «количественных» и «качественных» особенностей.
Что касается «количественного» проявления или масштаба глобальных проблем, то описать его очень легко, так как любая глобальная проблема влияет на мир в целом и каждого, живущего в нем, независимо от того, кто он и где родился. Каждый человек выбирает свои собственные приоритеты и цели в жизни, но цель человечества - выжить. При этом любой глобальный процесс без надлежащего контроля может иметь серьёзные, порой непоправимые последствия.
«Качественные» отличия данных проблем заключаются в том, что для их успешного разрешения требуется приложение согласованных усилий индивидов, юридических лиц и, конечно же, государств. Это действительно сложная задача, потому что происходит столкновение огромного числа интересов, которые порой исключают друг друга, и очень трудно найти компромиссное решение, которое будет реализовано на практике, если учесть, что над государствами ни у кого нет верховной власти.
Если обозначать круг проблем, которые связаны с глобализацией и должны найти свое решение в праве, то следует начать с экономики, которая является движущей силой интеграции с древнейших времен. Экономический рост, кооперация и свободная торговля привели к образованию высокоинтегрированной системы, и кризис, захлестнувший США в 2008 году доказал это, беспрепятственно распространившись на другие регионы, не обращая внимания на географические границы государств. И, когда проблемы начинаются в других странах, ситуация эволюционирует как рак или лесной пожар. У кризиса больше не существует единого центра, а местное улучшение ситуации будет очень быстро нивелировано негативными процессами в других регионах, и кризис продолжит непрерывно циркулировать по всем вовлеченным в него странам.
Другая проблема была обозначена в докладе ООН 1999 года о развитии человека. Различие между 20% богатейших людей в мире и всеми остальными достигло соотношения 74 к 1, что ведет к несбалансированному развитию мира, социальной нетерпимости и эксплуатации.
Окружающая среда так же находится в опасности. Недальновидные действия отдельных физических и юридических лиц, чья деятельность создаёт выбросы в атмосферу и иные загрязнения, разрушает экосистему, но им нет до этого дела, потому что негативный эффект никак не проявляется в обозримой перспективе и они не осознают себя частью глобального мира. Они не думаю, что это имеет какое-либо значение или просто ставят личные интересы на первое место. Однако ресурсы земли ограничены, и экология не сможет справляться нарастающими темпами загрязнения вечно. И если с нехваткой ресурсов можно справиться путем использования заменителей или повторной переработки, то искусственно восстановить окружающую среду в первозданном виде невозможно.
Кроме того, мы должны помнить, что преступный мир так же развивается. Создаются новые пути совершения преступлений и ухода от ответственности. Международная торговля такими запрещенными товарами как наркотики, оружие, люди, органы, произведения искусства становится все более и белое распространенной и хорошо организованной. Преступники используют банки и создают собственные компании, они могут прятаться в различных странах, используя несовершенство механизмов экстрадиции или даже влиять на политику используя деньги и силу, которые они приобрели.
В то же время, помня историю войны, следует избегать конфликтов. Глобальные процессы сделали любую войну, независимо от того где она происходит, гораздо более опасной, в силу того что многие страны и народы связаны различными соглашениями, которые гораздо обширней и крепче, чем были до Второй мировой войны. Участи в войне сразу многих государств с учетом современного уровня технологий может повлечь фатальные последствия. Поэтому поддержание мира является жизненно необходимым.
Наряду с другими явлениями в процесс глобализации вовлечена культура. Рост инфраструктуры, информационные технологии и другие способы взаимодействия между людьми по всему миру в глобальном масштабе приводят к столкновению культур невиданному ранее. Любое подобное столкновение само по себе требует времени, чтобы все пришло в норму и стало обычным. Но, когда их так много и они происходят так часто, человеческий разум может быть неспособен справиться с ними и будет сопротивляться, что приведет к национализму. Хорошо, когда люди стремятся сохранить свое национально и культурное самосознание, но подобные эмоции могут быть использованы некоторыми недобросовестными политиками или заинтересованными группами людей в целях манипуляции общественным мнением. Что является особенно опасным, когда любое проявление нетерпимости находит свое выражение в агрессивных формах, потому что люди, сражающиеся за идею, опаснее всего.
Все вышеназванные и многие другие проблемы глобальны и влияют на мир в целом, поэтому для их решения особенно важна роль государств как основных субъектов международного права. Каждое государство - это особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом. Оно существует, чтобы выполнять различные функции по организации и контролю различных процессов и взаимоотношений в обществе и в общении с другими государствами. Международные отношения регулируются обычаями, соглашениями между государствами и некоторыми международными организациями, как, например, ООН (по всем видам вопросов) или ВТО (вопросы торговли), но в глобальном мире этого недостаточно, потому что большинство внутренних и внешних решений любого государства (особенно, если оно сильное и высокоинтегрированно в международное сообщество) влияют не только на это государство, но и на мир в целом. Международное право и организации создаются государствами, которые принимают на себе различные обязательства на основе свободного волеизъявления, чтобы поддерживать эффективное взаимодействие между государствами членами соглашений или организаций, для урегулирования споров и поддержания мира и безопасности. Но подобное регулирование в наши дни считается многими учеными недостаточным, чтобы справиться с глобальными проблемами и регулировать процесс глобализации, поэтому они полагают, что должна быть создана система глобального права и управления, а современные международные институты могут стать её основой. Это кажется весьма логичным, потому что на смену примитивной самоорганизации на начальных этапах развития общества приходит государство, а на смену обычаю и договору, как формам выражения права, приходит закон.
Структуры глобального управления должны быть созданы на наднациональном уровне и обладать достаточной властью и возможностями для принуждения любых субъектов и объектов глобального мира к исполнению решений и предписаний. Чтобы предотвратить тиранию подобная система должна регулировать специальными нормами, которые должны: 1) отражать наиболее общие идеалы морали и права, выработанные в процессе взаимодействия культур и правовых систем; 2) описывать внутреннюю структуру и цели существования системы; 3) регулировать отношения между глобальным управлением и национальными государствами и 4) решать проблему суверенитета. Но в тоже время должны быть оговорены особые условия применения возможных санкций против нарушителей и механизм принуждения, чтобы система могла работать эффективно.
Это только одна из многочисленных теорий и точек зрения на то, как должна работать подобная структура. Более того многие уважаемые специалисты верят, что подобная конструкция невозможна и развитие международных отношений должно быть основано на принципе суверенного равенства государств и других принципах, выработанных международным правом.
В наши дни в правовой, государственной и политической сферах мы можем наблюдать несколько тенденций глобализации, и некоторые из них заслуживают более детального рассмотрения. Первая из них может быть обозначена как «имперская» модель, вторая выражена в Европейском союзе, третья тенденция охватывает право транснациональных корпораций и четвертая связана с эволюцией международного права.
«Имперская» модель описывается такими старым термином как «империя», но в новом содержании. Размышляя об империи зарубежные вторы подразумевают некую систему контроля мира как единого целого, которое состоит из подструктур, работающих на национальном, региональном и глобальном уровнях.[1] И глобальное (имперское) право должно развиваться в соответствии с данной моделью. В частности, правовая система США должна стать ядром «имперского» права, в силу того, что она «трансформировалась под идеологией неолиберализма и распространилась на огромную периферию, оставшуюся открытой после окончания холодной войны».[2]
С другой стороны, Европейский союз представляет собой «единственный пример организованной передачи власти наднациональному правительству»[3]. Право Европейского союза объединяет наднациональные, международные и национальные элементы и делает правую систему ЕС уникальной. Европейское сообщество и Европейский союз были сформированы на основе соглашений и конституции Европейского союза, а так же Лиссабонского договора, её заменившего. На основе этих документов продолжает формироваться система норм, имеющих прямое применение и приоритет над национальным правом. Более того они интегрируются и национальное право и пользуются судебной защитой. Однако, многие ученые не считают, что Европейский союз обладает элементами наднационального правительства, и полагают, что подобные интеграции, это только разновидность конфедерации. С этим трудно не согласиться, но нужно учитывать, что подобные новые конфедерации обладают своими особенностями, вызванными глобализацией.
В то же время, кроме наднациональной правовой глобализации существует «транснационально» право, формируемое международными корпорациями. В процессе взаимодействия транснациональные корпорации, государства и другие институты, которые с ними сотрудничают, формируют свои собственные согласованные правила поведения, которые становятся новым автономным промежуточным правопорядком, основанном на обычае.
И, наконец, существует еще одна тенденция, которая проявляется в эволюции международного права и организаций на нем основанных. Когда всё большее число государств вступает в международные организации и заключает многосторонние соглашения, они медленно, но поступательно развивают взаимные связи и унифицируют существующие понятия и правила. Они учатся разрешать конфликты и вырабатывать способы их решения путем мирного взаимодействия. В ходе подобного сотрудничества они могут формировать общие ценности и идеалы, чтобы источником глобального права была не просто воля суверенных государств, но так же воля людей, представляющих разные культуры. Этот путь развития является наилучшим, но медленным, в то время как некоторые проблемы должны решать здесь и сейчас безотлагательно.
В заключении хочется отметить, что люди никогда не знают, что ждет их в будущем, но в развивающемся глобальном мире они должны всегда верить, что их поступки действительно имеют значение. Необходимо понимать, что каждое действие влияет на мир в целом. Все люди являются его частью, в то время как понимание и воля являются ключами ко всему.
[1] Marks S. Empire's law // Indiana Journal of Global Legal Studies. 2003. Vol. 10, N 5. P. 462.
[2] Mattei U. A theory of imperial law: a study on U.S. hegemony and the Latin resistance // Indiana Journal of Global Legal Studies. 2003. Vol. 10, N 5. P. 383.
[3] Иноземцев В. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль - XXI. 2000. N 1. С. 35.
Написать комментарий