Воронежский государственный аграрный университет: промежуточные итоги столетней истории
100 лет назад был создан Воронежский государственный аграрный университет – первое в Центральном Черноземье высшее учебное заведение. Сегодня университет готов предложить региону не только образовательные услуги, но и комплексное решение проблемы инновационного развития агропромышленного комплекса. Как оно может быть реализовано?
Исторический экскурс
Более 100 лет назад, 9 июня 1912 года, император Николай II подписал указ о создании Воронежского государственного аграрного университета им. Петра I. Этот университет стал первым высшим сельскохозяйственным учебным заведением Центрального Черноземья. Надо отдать должное властям Воронежской губернии, сумевшим склонить чашу весов в пользу своего города – в Государственной Думе того времени шли нешуточные дебаты на счет того, где основывать аграрный университет. Думаю, воронежцы понимали, что учреждение этого учебного заведения – перспективная долгосрочная инвестиция не только в образование и агропромышленный комплекс, но и в научный и инновационный потенциал важнейшего для обеспечения продовольственной безопасности страны региона.
Похоже, такого же мнения придерживался Владимир Ленин: в 1918 году он подписал декрет о завершении строительства зданий Воронежского СХИ. В это время в стране шла гражданская война, и отвлечение ресурсов на строительство ВУЗа подчеркивает его важность для советской власти.
11 января 1991 г. приказом Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам Воронежский СХИ был преобразован в Государственный аграрный университет. В 2011 году Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев содействовал возвращению университету имени Петра I (с 1967 года ВУЗ носил имя К.Д.Глинки – его первого ректора).
Со времен Петра I Россия стремилась проводить политику, направленную на инновационное обеспечение сельского хозяйства. Создание Воронежского сельскохозяйственного института стало результатом этой политики. Сегодня Воронежский Государственный Аграрный Университет остается проводником инновационной сельскохозяйственной политики, традиционно осуществляемой в двух направлениях – образовательном и консультационном.
Университет сегодня
Воронежский ГАУ ведет подготовку специалистов по 33 специальностям, 18 направлениям, 52 специализациям и 38 профилям. На 8 факультетах обучаются более 16 тысяч студентов. Прежде всего, это будущие агрономы, агрохимики, экологи, инженеры, землеустроители, зоотехники, ветеринарные врачи и другие специалисты для агропромышленного комплекса. Вводится множество новых специальностей, позволяющих удовлетворить запросы времени и кадрового рынка, продиктованные наступлением пятого и шестого технологических укладов – эпохи биотехнологий, ресурсосбережения и искусственного интеллекта.
В структуре Воронежского ГАУ работают центры повышения квалификации – два института и одна школа. Существует центр агротехнологий, ведущий свою историю с 1934 года. Есть собственный экспоцентр и научная библиотека, насчитывающая более миллиона книг. Университет создал эффективную систему дистанционного обучения: она охватывает Воронежскую и Липецкую области, активно развивается в Тульской области и северных районах Ростовской области. На сегодняшний день в эту систему входят 13 центров. Базовые школы ВГУА работают практически во всех районах Воронежской и Липецкой областей.
Из стен университета вышло более 80 тысяч специалистов сельского хозяйства. Среди выпускников Воронежского ГАУ – сотни профессоров и докторов наук, тысячи руководителей районного и областного масштабов. Престиж вуза обеспечен сложившимися научными и педагогическими школами, способными обеспечить высокое качество подготовки специалистов. Важность работы университета подчеркивается Минсельхозом РФ: в 2012 году профильное ведомство выделило ВУЗу 275 дополнительных бюджетных мест. Общее число «бюджетников» в нем перевалило за 1600.
Стратегия развития университета: новые подходы к инновационному развитию АПК региона
Взгляд на ВУЗ как на социальный институт, выполняющий лишь образовательную функцию, сегодня уже не актуален. Стратегия развития Воронежского ГАУ предполагает создание научно-образовательного сообщества, способного генерировать новые знания, использовать их для подготовки специалистов, превращать в готовый коммерческий продукт и удовлетворять потребность в нем экономики страны.
Воронежский государственный аграрный университет – это ВУЗ предпринимательского типа: научную и образовательную деятельность он ведет на основе инновационных подходов и методов управления. Университет стремится создать условия для формирования у выпускников деловой культуры, привить им способности как к решению сегодняшних проблем, так и к обеспечению конкурентоспособного развития аграрной отрасли. То есть умению создавать и применять инновации, работать в условиях динамичной внешней среды. Работа Воронежского ГАУ основана на эффективном использовании интеллектуального потенциала, непрерывно создающего точки роста. Это обеспечивает привлечение финансовых ресурсов – как для собственных проектов ВУЗа, так и для конкурентоспособного развития потребителей его инноваций. Научный и профессорско-преподавательский состав университета способен обеспечить научное и консультационное сопровождение предпринимательских структур, оказывать влияние на экономическое и социальное развитие региона.
Такое взаимодействие сегодня необходимо – причем не только воронежскому агропрому, но и самому университету.
С одной стороны, предприятия воронежского агропромышленного комплекса – как производящие, так и перерабатывающие – нуждаются в информации и консультационной поддержке для решения насущных проблем инновационно-технологического развития. Очевидно, это негативно сказывается на качестве и конкурентоспособности местной сельскохозяйственной промышленности.
С другой стороны, Воронежский ГАУ испытывает затруднения в подготовке специалистов, владеющих современным оборудованием и аграрными технологиями. Для решения этой проблемы нужно, как минимум, создать практическую базу для их изучения.
В экономике Воронежской области существует ряд проблем, обуславливающих актуальность развития Воронежского государственного аграрного университета. Современные агропромышленные технологии все больше зависят от инноваций; это приводит к возрастанию сложности агропромышленного производства. Низкая (не более 20%) закрепляемость в сельских районах выпускников дневных отделений ВГАУ привела к образованию «кадрового голода» на всех уровнях – от квалифицированных рабочих и специалистов до управленческих кадров. Нехватка людей, обладающих современным мышлением и способных овладеть новыми агропромышленными технологиями, привела к недостаточному распространению коммерческой и научно-технической информации о передовом сельскохозяйственном опыте. Это выразилось в низких показателях оперативности и эффективности принимаемых в отрасли управленческих решений. В эту же «копилку» негативных факторов упали такие обстоятельства, как низкий уровень сельскохозяйственного информационно-консультационного сервиса, снижение доходов сельских жителей при возрастании затрат на получение образования, свертывание программ переподготовки и повышения квалификации кадров, слабая инновационная составляющая таких программ.
Воронежский ГАУ выработал стратегические направления своего развития, способствующие решению проблем развития АПК региона путем усиления своего исследовательского, инновационного и кадрового потенциала.
Расширение направлений и программ образовательной деятельности предполагает создание сети стационарных дистанционных образовательных центров и представительств университета – преимущественно на базе сельскохозяйственных техникумов и профессионально-технических училищ. Это позволит развернуть в регионе филиальную сеть аграрного образования. На основной базе и в региональных представительствах предполагается развернуть программы дополнительного образования, подготовки и переподготовки кадров. Кроме того, университет планирует расширять количество образовательных программ и развивать дистанционное обучение, создавать учебно-методические комплексы для заочного и дистанционного образования. Введение в учебные курсы элементов, формирующих современную деловую культуру, позволит организовать подготовку инновационных менеджеров для управляющих структур агропромышленного комплекса.
Перспективное направление работы Воронежского ГАУ – создание и развитие инновационной структуры университета технопаркового типа. Составными частями этой структуры станут собственный экспоцентр, учебные и сервисные центры, лаборатории, представительства промышленных предприятий, инновационные бизнес-единицы (как на основной базе ВГАУ, так и в региональных представительствах).
Интеграция с образовательными, научными и проектными организациями агропромышленного профиля позволит создать региональный округ аграрного образования и повышения квалификации работников сельского хозяйства, обладающий современной лабораторной и экспериментальной базой. Важной задачей в этом направлении является создание единой информационной среды образовательного комплекса университета.
Внутривузовская система саморазвития, состоящая из множества «точек роста» (инновационных бизнес-единиц), станет источником новых ресурсов для развития университета (новые специальности, факультеты, центры и т.д.).
Ключевым ресурсом Воронежской области, обусловливающим конкурентные преимущества ее экономики и обеспечивающим быструю отдачу капитала, является продовольствие. Важнейшие отрасли экономики региона – сельское хозяйство и переработка сельхозсырья.
Воронежская область располагает достаточно высоким интеллектуальным и промышленным потенциалом. При этом по основным показателям развития сельскохозяйственного производства в Центрально-Черноземном регионе она опережает лишь Тамбовскую область. Это свидетельствует о низком качестве менеджмента и неэффективной реализации имеющегося интеллектуального потенциала.
В регионе отсутствует комплексное решение проблемы информационно-консультационного сопровождения АПК. Отдельные частные консалтинговые фирмы не способны покрыть потребность в подготовке и переподготовке кадров для инфраструктуры сельскохозяйственного производства. Неэффективная система развертывания инновационно-технологической деятельности препятствует созданию высокооплачиваемых рабочих мест и закреплению на предприятиях АПК специалистов, владеющих современными технологиями. Кроме того, возможности промышленного комплекса Воронежа для технологического перевооружения села используются крайне слабо.
Отсутствие комплексных мер, направленных на повышение качества менеджмента в инновационно-технологической сфере АПК, ведет к дальнейшей потере его конкурентоспособности. Это неминуемо выразится в отрицательной динамике качества жизни как сельского, так и городского населения региона.
Перспективный вектор развития региональной экономики должен заключаться в переориентации на обслуживание потребностей сельского хозяйства, заполнении собственного потребительского рынка простыми промышленными товарами, развитием высоких технологий в сфере обеспечения экологической безопасности и производства экологически безопасного продовольствия, информатизации. Кроме того, необходимо развивать промышленные производства, обеспечивающие замещение импорта по товарам, изготовление которых можно быстро освоить на существующей научно-технической и технологической базе.
Наиболее целесообразный способ реализации этих задач – создание инновационных точек роста, центров ускоренного экономического развития на технопарковой инфраструктуре Воронежского государственного аграрного университета.
Почему это так?
Сегодня в агропромышленной сфере региона отсутствуют бизнес-инкубаторы, инновационные предприятия и другие институты, способные обеспечить инфраструктурную поддержку инновационного и традиционного предпринимательства. Это препятствует научно-техническому развитию, внедрению современных технологий, сохранению и созданию новых рабочих мест, повышению уровня оплаты труда и т.д.
Актуальной остается проблема подготовки кадров, способных обеспечить конкурентоспособное развитие своих предприятий. Решение кадровой проблемы требует серьезной перестройки региональной системы аграрного образования: сегодня эта система не получает интеллектуальной подпитки, не имеет должного приборного и учебно-методического обеспечения.
Интеллектуальный потенциал Воронежского ГАУ, отраслевых НИИ и сельскохозяйственных техникумов используется недостаточно эффективно. Это относится и к сфере образования (подготовке и переподготовке кадров), и к созданию новых знаний (проведению НИОКР, изобретательству), и к трансляции знаний (практическому применению новых технологий). Истоки этих проблем лежат в отсутствии комплексного подхода: учебные заведения, отвечающие за подготовку кадров для воронежского АПК (сельскохозяйственные техникумы, профтехучилища), и научно-исследовательские организации не составляют единого комплекса. Округ аграрного образования создан формально и функционирует на основе отдельных договоров о сотрудничестве. Это затрудняет создание в регионе системы профессионального образования, отвечающего современным требованиям. Особенно ярко эта проблема заметна в свете подписания Правительством РФ т.н. «болонского соглашения» о развитии многоуровнего образования.
Выходом из сложившейся ситуации может стать включение всех учебных заведений Воронежского университетского округа аграрного образования и профильных научно-исследовательских учреждений в структуру Воронежского ГАУ. В связи с этим в самом университете целесообразно создать факультеты начального и среднего профессионального образования.
Университет как ключевое звено интеллектуальной инфраструктуры развития агропромышленного комплекса
Осознание проблем регионального сельского хозяйства и поиски механизма выживания и развития привели к идее формирования интеллектуальной инфраструктуры развития агропромышленного комплекса не вокруг производств (как это обычно бывает принято), а вокруг профильного университета.
Действительно, создание базовой структуры аграрного образования и инновационного сервиса на базе Воронежского государственного аграрного университета имеет ряд преимуществ.
Во-первых, в университете, техникумах и профтехучилищах сосредоточено большинство квалифицированных кадров агропромышленного комплекса региона. Сотрудники Воронежского ГАУ имеют высокий уровень подготовки, компетентны в практических и исследовательских вопросах. Именно Воронежский ГАУ готовит кадры для сельскохозяйственного производства и агропромышленной инфраструктуры. Сотрудники университета и других профильных образовательных заведений лучше, чем кто-либо, знакомы с методами передачи знаний, а потому более восприимчивы к ситуации возникновения дифференцированного спроса на знания со стороны предприятий.
Во-вторых, только профильный университет через подразделение инновационного сельскохозяйственного сервиса способен предложить производителю весь комплекс образовательных, консультационных и исследовательских услуг. Другие учреждения в лучшем случае способны предложить что-то одно из этого списка – либо консультационные услуги, либо исследовательские работы, либо информационное обеспечение. Большинство исследовательских учреждений и консалтинговых фирм не имеет даже лицензии на образовательную деятельность.
Университет более, чем кто-либо в этой сфере, свободен в использовании финансовых ресурсов. В отличие от частных консалтинговых фирм с ограниченными ресурсами, он может на регулярной основе использовать в работе государственный бюджет. Частные компании ориентированы на получение прибыли, находятся под ощутимым налоговым бременем, а потому назначают полную плату за свои услуги. Для сельхозпроизводителей это часто оказывается неприемлемым. Университет же имеет возможность получения государственной финансовой поддержки. Учитывая спонсорство со стороны частного бизнеса, это позволит ему обеспечить недорогой, а то и вовсе бесплатный инновационный сервис для сельского хозяйства. Это обстоятельство чрезвычайно важно для развития системы инновационного сельскохозяйственного сервиса региона – в условиях экономического кризиса подавляющее большинство предприятий АПК региона испытывает дефицит средств.
В административном и финансовом отношении Воронежский ГАУ независим от региональных структур, руководящих сельским хозяйством и переработкой сельхозсырья. Это способно активизировать поиск эффективных форм взаимодействия с потребителями инновационной продукции и коммерциализацию разработок.
Создание системы инновационного сельскохозяйственного сервиса на университетской базе потребует сравнительно невысоких затрат на ее функционирование. Ведь специалисты университета могут быть вовлечены в эту работу на условиях частичной занятости. Степень этой занятости будет продиктована меняющимся спросом хозяйственников.
Агротехнопарк Воронежского ГАУ – первый шаг к обеспечению инновационного развития сельских территорий региона
Сегодня на базе Воронежского государственного аграрного университета работает пилотный проект регионального агротехнопарка. Его задача – обеспечить доступ руководящим кадрам, специалистам, студентам и преподавателям к обмену знаниями и информацией по ключевым вопросам агропромышленного развития (как на региональном, так и на глобальном уровне).
Пилотный проект технопарка Воронежского ГАУ состоит из центра бизнес-образования, экспоцентра, комплекса бизнес-единиц различных направлений инновационного обеспечения кадрового, технологического и социального развития сельских территорий. В него также входят представительства ВГАУ в населенных пунктах, оказывающие образовательные и консультационные услуги.
Технопарковая структура региональной системы аграрного образования усиливает инновационное влияние ВГАУ на образовательном рынке. Это происходит за счет реализации программ развертывания образовательных и консалтинговых услуг, повышения квалификации и переподготовки кадров для АПК, а также продвижения современных технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Особенность развиваемой ВГАУ технопарковой структуры состоит в том, что она строится на принципах саморазвития. Это достигается за счет создания самоокупаемых инновационных бизнес-единиц, являющихся первичными ячейками развиваемого инновационного комплекса. Такой подход позволил отойти от ориентации на внешнее финансирование и избежать проблем недостатка ресурсов.
Структура регионального агротехнопартка ВГАУ включает в себя базовый центр в Воронеже и представительства в 12 районах Воронежской, Липецкой и Белгородской областей.
На более чем 4000 квадратных метров базового центра расположены экспоцентр, центр бизнес-образования, центр подготовки управленческих и финансовых кадров, центр продвижения современных технологий, центр агроинженерии, зооветеринарный центр, центр подготовки бухгалтеров, центр упаковочных технологий и др. Следует отметить, что все эти бизнес-единицы являются самофинансируемыми.
Обслуживающими подразделениями агротехнопарка ВГАУ являются компьютерный центр, лаборатория дистанционного обучения, издательский центр, компьютерные аудитории. Кроме того, в составе технопарка работают представительства промышленных, торговых и консалтинговых фирм, заинтересованные в продвижении своей продукции в области АПК.
Миссия агротехнопарка Воронежского ГАУ – развертывание инновационной структуры регионального сельскохозяйственного сервиса. Для достижения этой цели предполагается реализовать программу действий, включающую создание деловой инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства. Это предполагает создание лабораторной и экспериментальной базы для подготовки специалистов инновационных направлений – центра подготовки кадров, ориентированных на работу в условиях вступления России в ВТО, учебно-методического центра социально-экономического развития сельских муниципальных образований, центров выставочного, правового, финансового и бухгалтерского обслуживания, центра бизнес-инкубирования и др. Кроме того, актуальным направлением работы является продвижение новых технологий и консалтинг по важнейшим направлениям работы предприятий АПК – от переработки сельхозсырья до энергетических технологий.
Накопленный положительный опыт работы агротехнопарка может стать основой для создания Воронежского агротехнополиса «Центрально-Черноземная продовольственная долина», призванного обеспечить решение продовольственной проблемы и обеспечить устойчивое долгосрочное развитие сельских территорий Черноземья.
Написать комментарий