Вокруг Гайдаровского форума
Форумы, подобные Гайдаровскому, призваны направлять политический истэблишмент в текущей экономической ситуации. Коэффициент полезности таких мероприятий, как правило, измеряется влиянием на сферу экономической политики, на принятие решений и определение дальнейшего курса. В свете этого интересно, какие выводы можно извлечь из прошедшего форума в 2013 году?
Споры об экономическом росте
Гайдаровский форум-2013 «Россия и мир: вызовы интеграции» внезапно обнажил внутриполитические разногласия по поводу дальнейшего развития российской экономики. Выработка практических рекомендаций, следующая по итогам дискуссий, теперь как никогда осложнена рассогласованностью в рядах правительства и государственных чиновников, уже получавших в свой адрес обвинения в неэффективности.
В своем выступлении Председатель правительства Дмитрий Медведев отметил цель экономических преобразований: «переход на траекторию устойчивого экономического роста на уровне не ниже 5% ВВП». Позднее экс-министр финансов Алексей Кудрин раскритиковал слова Медведева, сказав, что нынешнее правительство рассчитывает на высокие цены на нефть, тогда как они, скорее всего, упадут в ближайшие несколько лет, а спрос на экспорт сырья из-за слабого роста мировой экономики снизится. Но тем не менее, по мнению экономиста, рост в отсутствие реформ может сохраняться 5-7 лет. Это довольно хороший задел для инерционного сценария.
Отозвался на тему роста ВВП и первый зампредседателя Центрального банка РФ Алексей Улюкаев. Он предложил разграничить фактический экономический рост и потенциальный экономический рост при существующих общественных институтах и при сложившейся структуре экономики. Так, по данным Центробанка, экономический рост примерно соответствует потенциальному уровню. Другими словами, политические и общественные институты России не могут дать экономическому росту превысить темп, равняющийся, по прогнозу Минэкономразвития, 3-4% в год.
Главную проблему сегодняшнего экономического устройства, вытекающую из среднего роста, обозначил министр финансов Антон Силуанов. Он отметил тенденцию к увеличению госрасходов со стороны всех министерств, в то время как нефтегазовый дефицит бюджета составляет 10% ВВП. Это, по мнению Силуанова, ведет к бюджетной неустойчивости, создающей макроэкономические риски. Но действующее «бюджетное правило» может эти риски уменьшить. Незадолго до этого министр экономического развития Андрей Клепач говорил о возможном росте экономики на 4-4,5% в год при условии, что сковывающее «бюджетное правило» будет пересмотрено.
Дмитрий Медведев также отметил, что макроэкономическая стабильность может быть достигнута за счет «долгосрочной бюджетной политики». Но еще в сентябре 2012 года при формировании бюджета на 2013 год у правительства Медведева возникли сложности. Президент Владимир Путин отказывался подписывать бюджет без учета его предвыборных обещаний и сделал на этот счет выговор ряду министров.
Экономические противоречия правящей элиты
Можно обнаружить много других противоречий между либеральным видением Медведева и реальными политическими решениями: начиная с увеличение внутренней профессиональной мобильности, которая перечеркивается законопроектом Путина об ужесточении регистрации, заканчивая инвестиционной привлекательностью, о которой нельзя будет говорить, после отменны приватизации.
Примечательно, что рабочая группа РАН предложила президенту защитить от финансовой угрозы российскую экономику запретом на скупку российских активов иностранцами в случае падения цен на нефть. До этого было немало прецедентов настораживающей приватизации. Например, чиновники говорили о покупке «Роснефтью» ТНК-ВР как о приватизации части государственной компании, которой будет владеть ВР. Еще одной непрозрачной сделкой можно считать продажу 50% плюс одна акция «Объединенной зерновой компании» неизвестной компании «Сумма» вместо более известных и открытых «Русагро», «Кубани» и АФК «Системы».
Медведев говорил об активном развитии сферы образования и здравоохранения, но урезание соответствующих бюджетных статей в пользу оборонной промышленности более красноречиво. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров озвучил взгляд на макроэкономическую стабильность промышленного сектора: «Для повышения конкурентоспособности России на внутреннем и внешнем рынках в первую очередь необходимо заняться техническим перевооружением». Таким образом, государственный заказ на перевооружение поддержит российскую промышленность, достаточно неконкурентную на глобальном рынке.
Это подводит к тому, что среди представителей правительства и государственной власти действительно происходит подмена понятий - институциональный кризис российской экономики понимается как макроэкономический. С одной стороны, инвестиционная репутация России не высока. С другой - у государственных институтов нет необходимого количества инвестиционных проектов, чтобы сбалансировать региональные экономики и усилить межрегиональные взаимосвязи, о чем в перечне задач упомянул Медведев. В результате этого увеличиваются госрасходы и дефициты региональных бюджетов.
Международная конкуренция и кризис
«России надо переходить на международный уровень, и в первую очередь стоит начать с качества государственного управления», - отметил Президент-председатель правления Сбербанка Герман Греф, добавив, что он не хочет загонять министров в тупик по поводу ВТО. Именно вступление в организацию было призвано повысить конкурентоспособность российской экономики, но обернулось протекционистскими мерами, выразившимися в утилизационном налоге на автомобили. Это еще раз доказывает несостоятельность отечественной промышленности.
В предвыборную пору Владимир Путин обратил внимание и на рейтинг Doing business, составляемый Всемирным банком и оценивающий бизнес климат в разных странах. В 2011 году Россия занимала 128 место в списке благоприятной среды для ведения бизнеса, но в 2012 году поднялась на 112-е. Однако ректор Высшей школы экономики Сергей Гуриев считает, что войти в первую 20-ку к 2018 году у России может не получиться из-за неопределенности с приватизацией и торможением процесса либерализации экономики. Если этого не произойдет, рассчитывать на рост экономики, иностранный капитал, развитие промышленности и рынка труда не придется.
По словам Джека Голдстоуна, профессора Университета Джорджа Мэйсона, после серьезного экономического кризиса, который бывает раз или два в столетие должна появиться новая модель экономики. Но развитие не возможно при потребительском буме, который должен обуславливаться возрастающей стоимостью труда. Прежняя модель с дешевым производством в Китае исчерпала себя. Теперь такое же развитие ждет Африку, похожую на Китай образца 30-летней давности.
Есть ли схожие перспективы у России с ее уровнем заработных плат, вопрос риторический. Соответственно, и дешевого производства в стране не будет. Но и выгоды от сырьевого бума на новом витке Россия может не получить. С открытием сланцевого газа и нефти экспортером дешевой энергии в глобальном плане становятся США.
Выходом из ситуации может быть развитие не сырьевого сектора экономики. Председателя Правления ОАО «РОСНАНО» Анатолий Чубайс считает, что переход должен быть сделан в пользу инновационной экономики, которая позволит повысить экономический рост. Правда, с оглашением курса на инновации Дмитрия Медведева в России так и не возникло рынка инновационной продуктов и конкуренции.
Не в последнюю очередь на форуме говорили о кризисе «государства всеобщего благосостояния». В частности, об этом говорил экономический историк Нейл Фергюссон. Социальная ориентированность российской экономики в ущерб ее развитию наглядно свидетельствует об этом. Ректор РАНХиГС Владимир Мау отметил, что «у России есть преимущество макроэкономической стабильности, однако у нас, как и у других стран, нет опыта построения новой модели государства».
Таким образом, Гайдаровский форум в этом году нащупал болевые точки сегодняшней экономики. При богатом человеческом капитале в России по-прежнему остро стоят проблемы института власти. Недостатки и ошибки государственного управления и регулирования больше чем какой-либо другой фактор влияют на общее развитие. Продолжающееся расхождение во взглядах между правительством и президентом это только подтверждают.
Организаторами форума выступают: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Фонд Егора Гайдара.
Партнеры форума: The World Bank, ОЭСР, ВТБ, ВР, Coca-Cola, Юнилевер, ФК «Открытие», Группа компаний АКИГ, Cotton Way, Ernst&Young, Янссен, Novartis и др.
Информационные партнеры: Россия 24, Эксперт ТВ, РБК ТВ, Russia today, КоммерсантЪ FM, Русская Служба Новостей, Голос России, Финам ФМ, ИТАР-ТАСС, АЭИ «ПРАЙМ», Газета.Ru, Экономическая политика, РБК Daily, Russia Beyond The Headlines, Forbes, Профиль, Энергополис, Стратегия, The Moscow News.
Информационную поддержку оказывают: Экономика и жизнь, The Moscow Times, Экономика России: 21 век, Harvard Business Review, Business Excellence, Мир MBA, Капитал страны, РИА «Стандарты и качество».
Гайдаровский форум-2013 «Россия и мир: вызовы интеграции» внезапно обнажил внутриполитические разногласия по поводу дальнейшего развития российской экономики. Выработка практических рекомендаций, следующая по итогам дискуссий, теперь как никогда осложнена рассогласованностью в рядах правительства и государственных чиновников, уже получавших в свой адрес обвинения в неэффективности.
В своем выступлении Председатель правительства Дмитрий Медведев отметил цель экономических преобразований: «переход на траекторию устойчивого экономического роста на уровне не ниже 5% ВВП». Позднее экс-министр финансов Алексей Кудрин раскритиковал слова Медведева, сказав, что нынешнее правительство рассчитывает на высокие цены на нефть, тогда как они, скорее всего, упадут в ближайшие несколько лет, а спрос на экспорт сырья из-за слабого роста мировой экономики снизится. Но тем не менее, по мнению экономиста, рост в отсутствие реформ может сохраняться 5-7 лет. Это довольно хороший задел для инерционного сценария.
Отозвался на тему роста ВВП и первый зампредседателя Центрального банка РФ Алексей Улюкаев. Он предложил разграничить фактический экономический рост и потенциальный экономический рост при существующих общественных институтах и при сложившейся структуре экономики. Так, по данным Центробанка, экономический рост примерно соответствует потенциальному уровню. Другими словами, политические и общественные институты России не могут дать экономическому росту превысить темп, равняющийся, по прогнозу Минэкономразвития, 3-4% в год.
Главную проблему сегодняшнего экономического устройства, вытекающую из среднего роста, обозначил министр финансов Антон Силуанов. Он отметил тенденцию к увеличению госрасходов со стороны всех министерств, в то время как нефтегазовый дефицит бюджета составляет 10% ВВП. Это, по мнению Силуанова, ведет к бюджетной неустойчивости, создающей макроэкономические риски. Но действующее «бюджетное правило» может эти риски уменьшить. Незадолго до этого министр экономического развития Андрей Клепач говорил о возможном росте экономики на 4-4,5% в год при условии, что сковывающее «бюджетное правило» будет пересмотрено.
Дмитрий Медведев также отметил, что макроэкономическая стабильность может быть достигнута за счет «долгосрочной бюджетной политики». Но еще в сентябре 2012 года при формировании бюджета на 2013 год у правительства Медведева возникли сложности. Президент Владимир Путин отказывался подписывать бюджет без учета его предвыборных обещаний и сделал на этот счет выговор ряду министров.
Экономические противоречия правящей элиты
Можно обнаружить много других противоречий между либеральным видением Медведева и реальными политическими решениями: начиная с увеличение внутренней профессиональной мобильности, которая перечеркивается законопроектом Путина об ужесточении регистрации, заканчивая инвестиционной привлекательностью, о которой нельзя будет говорить, после отменны приватизации.
Примечательно, что рабочая группа РАН предложила президенту защитить от финансовой угрозы российскую экономику запретом на скупку российских активов иностранцами в случае падения цен на нефть. До этого было немало прецедентов настораживающей приватизации. Например, чиновники говорили о покупке «Роснефтью» ТНК-ВР как о приватизации части государственной компании, которой будет владеть ВР. Еще одной непрозрачной сделкой можно считать продажу 50% плюс одна акция «Объединенной зерновой компании» неизвестной компании «Сумма» вместо более известных и открытых «Русагро», «Кубани» и АФК «Системы».
Медведев говорил об активном развитии сферы образования и здравоохранения, но урезание соответствующих бюджетных статей в пользу оборонной промышленности более красноречиво. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров озвучил взгляд на макроэкономическую стабильность промышленного сектора: «Для повышения конкурентоспособности России на внутреннем и внешнем рынках в первую очередь необходимо заняться техническим перевооружением». Таким образом, государственный заказ на перевооружение поддержит российскую промышленность, достаточно неконкурентную на глобальном рынке.
Это подводит к тому, что среди представителей правительства и государственной власти действительно происходит подмена понятий - институциональный кризис российской экономики понимается как макроэкономический. С одной стороны, инвестиционная репутация России не высока. С другой - у государственных институтов нет необходимого количества инвестиционных проектов, чтобы сбалансировать региональные экономики и усилить межрегиональные взаимосвязи, о чем в перечне задач упомянул Медведев. В результате этого увеличиваются госрасходы и дефициты региональных бюджетов.
Международная конкуренция и кризис
«России надо переходить на международный уровень, и в первую очередь стоит начать с качества государственного управления», - отметил Президент-председатель правления Сбербанка Герман Греф, добавив, что он не хочет загонять министров в тупик по поводу ВТО. Именно вступление в организацию было призвано повысить конкурентоспособность российской экономики, но обернулось протекционистскими мерами, выразившимися в утилизационном налоге на автомобили. Это еще раз доказывает несостоятельность отечественной промышленности.
В предвыборную пору Владимир Путин обратил внимание и на рейтинг Doing business, составляемый Всемирным банком и оценивающий бизнес климат в разных странах. В 2011 году Россия занимала 128 место в списке благоприятной среды для ведения бизнеса, но в 2012 году поднялась на 112-е. Однако ректор Высшей школы экономики Сергей Гуриев считает, что войти в первую 20-ку к 2018 году у России может не получиться из-за неопределенности с приватизацией и торможением процесса либерализации экономики. Если этого не произойдет, рассчитывать на рост экономики, иностранный капитал, развитие промышленности и рынка труда не придется.
По словам Джека Голдстоуна, профессора Университета Джорджа Мэйсона, после серьезного экономического кризиса, который бывает раз или два в столетие должна появиться новая модель экономики. Но развитие не возможно при потребительском буме, который должен обуславливаться возрастающей стоимостью труда. Прежняя модель с дешевым производством в Китае исчерпала себя. Теперь такое же развитие ждет Африку, похожую на Китай образца 30-летней давности.
Есть ли схожие перспективы у России с ее уровнем заработных плат, вопрос риторический. Соответственно, и дешевого производства в стране не будет. Но и выгоды от сырьевого бума на новом витке Россия может не получить. С открытием сланцевого газа и нефти экспортером дешевой энергии в глобальном плане становятся США.
Выходом из ситуации может быть развитие не сырьевого сектора экономики. Председателя Правления ОАО «РОСНАНО» Анатолий Чубайс считает, что переход должен быть сделан в пользу инновационной экономики, которая позволит повысить экономический рост. Правда, с оглашением курса на инновации Дмитрия Медведева в России так и не возникло рынка инновационной продуктов и конкуренции.
Не в последнюю очередь на форуме говорили о кризисе «государства всеобщего благосостояния». В частности, об этом говорил экономический историк Нейл Фергюссон. Социальная ориентированность российской экономики в ущерб ее развитию наглядно свидетельствует об этом. Ректор РАНХиГС Владимир Мау отметил, что «у России есть преимущество макроэкономической стабильности, однако у нас, как и у других стран, нет опыта построения новой модели государства».
Таким образом, Гайдаровский форум в этом году нащупал болевые точки сегодняшней экономики. При богатом человеческом капитале в России по-прежнему остро стоят проблемы института власти. Недостатки и ошибки государственного управления и регулирования больше чем какой-либо другой фактор влияют на общее развитие. Продолжающееся расхождение во взглядах между правительством и президентом это только подтверждают.
Организаторами форума выступают: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Фонд Егора Гайдара.
Партнеры форума: The World Bank, ОЭСР, ВТБ, ВР, Coca-Cola, Юнилевер, ФК «Открытие», Группа компаний АКИГ, Cotton Way, Ernst&Young, Янссен, Novartis и др.
Информационные партнеры: Россия 24, Эксперт ТВ, РБК ТВ, Russia today, КоммерсантЪ FM, Русская Служба Новостей, Голос России, Финам ФМ, ИТАР-ТАСС, АЭИ «ПРАЙМ», Газета.Ru, Экономическая политика, РБК Daily, Russia Beyond The Headlines, Forbes, Профиль, Энергополис, Стратегия, The Moscow News.
Информационную поддержку оказывают: Экономика и жизнь, The Moscow Times, Экономика России: 21 век, Harvard Business Review, Business Excellence, Мир MBA, Капитал страны, РИА «Стандарты и качество».
Написать комментарий