«Война, санкции, майские указы». Зачем Россия рекордно сократила вложения в госдолг США
С начала года Россия сократила вложения в гособлигации США: с 96,1 млрд долларов в марте до 14,9 млрд долларов в июне. Не исключено, что по состоянию на июль эта сумма еще уменьшилась. При этом Россия не сокращала свою позицию ни во время финансового кризиса 2008 года, ни в период обострения отношений с Западом и присоединения Крыма в 2014 году.
Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets: Во-первых, сразу необходимо уточнить, что на данный момент государственные облигации США, к сожалению, не являются самыми надежными в мире. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s еще в 2011 году понизило США долгосрочный рейтинг до АА+. Это вторая ступень инвестиционного рейтинга, но отнюдь уже не первая. Гособлигации целого ряда стран, таких как Швеция, Австралия, Канада являются более надежными с точки зрения S&P и имеют рейтинг ААА.
Во-вторых, международные резервы Российской Федерации ни в коем случае не сократились из-за снижения вложений в государственные облигации США. Наоборот, они существенно выросли с начала 2018 года – на 6,5%, а с июля 2017 года – на 11,6%.
Таким образом, никаких рисков утраты резервов сейчас нет и быть не может. Сокращение доли американских госбумаг, по моему мнению, является позитивным фактором, который минимизирует политические риски санкционного давления на нашу страну. В конце прошлого года международные судебные органы заблокировали средства Национального фонда Казахстана на сумму 22 млрд долларов. Это было связано с хозяйственным спором. Впоследствии он был урегулирован, но, как говорится, «осадочек остался». Я полагаю, что освободившиеся российские средства могли быть вложены в драгоценные металлы, а также в гособлигации других развитых стран.
В целом, международные резервы абсолютно необходимы как России, так и любой другой стране. В настоящее время в мире действует Ямайская валютная система, утвержденная в 1976 году. Наша страна к ней присоединилась и полностью соблюдает все требования. Это обеспечивает полноценное участие России в мировой торговле и обмене инвестициями как государственными, так и частными. Изменение всего порядка формирования и расходования российских международных резервов возможно лишь в случае создания фактически новой Мировой валютной системы. Хотя незначительные перемены в виде новой структуры резервов, вполне могут быть осуществлены при соответствующих рекомендациях МВФ.
Ярослав Кабаков, заместитель генерального директора ГК «ФИНАМ»: На наш взгляд, Банк России управляет золотовалютными резервами, руководствуясь преимущественно соображениями рыночной конъюнктуры, влияние политических факторов если и есть, то минимальное. Так, еще в начале года было понятно, что ФРС США будет ужесточать денежно-кредитную политику, что означает рост процентных ставок и, соответственно, снижение цен на облигации, в том числе государственные. В таких условиях продажа облигаций выглядит весьма логичной с точки зрения любого трейдера, поэтому операция ЦБ по сокращению вложений в US Treasures представляется правильным рыночным решением. Кроме того, не стоит забывать, что инвестиции в американский госдолг могут быть реализованы не только путем прямой покупки облигаций, но и через иные, более сложные, финансовые инструменты, обладающие аналогичной степенью надежности.
Что касается возможности тратить резервы на помощь олигархам или для эскалации бюджетных расходов, такой возможности совсем исключать нельзя, но это крайне маловероятно, поскольку резервы у нас отделены от бюджета и иных расходов правительства и инвестируются иным способом. Это общепринятая международная практика и ее нарушение связанно с очень серьезными рисками, в первую очередь – с доверием к финансовой структуре страны в целом на международном уровне, стабильности курса рубля, международных операций Российской Федерации и отечественных компаний.
Мы полагаем, что скорее всего это была выгодная операция – что-то вроде фиксации прибыли на максимумах цены. Далее все будет зависеть от конъюнктуры. Вполне возможно, что в дальнейшем, по мере падения цен на американские гособлигации, Банк России нарастит долю резервов, вложенных в данные бумаги. С точки зрения размещения средств в иные активы, не менее надежными представляются вложения в госбумаги ведущих европейских стран (например, Германии или Франции), тем более что пока Европейский Центробанк не намерен ужесточать денежно-кредитную политику, а значит, нет серьезных оснований полагать, что номинированные в евро облигации европейских стран со стабильным бюджетом вдруг начнут дешеветь. Также можно отметить, что в последние годы ЦБ РФ последовательно наращивал долю физического золота в резервах. Что касается доходности, основная задача национальных золотовалютных резервов – все-таки не получение дохода, а поддержка макроэкономической стабильности и устойчивости финансовой системы страны. Основной торговый партнер РФ – Европа и с этой точки зрения покупка европейских облигаций имеет свою логику.
Что бывает, если эти резервы находятся на недостаточном уровне, мы все видели в августе 1998 года – тогда дело кончилось дефолтом по государственным облигациям (ГКО), резкой девальвацией рубля, крахом крупнейших банков и падением уровня жизни населения.
Другое дело, что в условиях высоких цен на нефть российские власти, наверное, могли бы смягчить «бюджетное правило», не отбирать все дополнительные (при ценах на нефть выше 40 долларов за баррель марки Urals) доходы в резервный фонд и пустить эти средства на развитие экономики. Правда, мы считаем, что стимулировать экономический рост эффективнее не за счет наращивания бюджетных расходов, а рыночными методами – например, снижая (или по крайней мере не повышая, налоговую нагрузку на бизнес). Однако при нынешнем курсе российского правительства такой сценарий выглядит маловероятным: складывается ощущение, что государство у нас сейчас в первую очередь думает о стабильности бюджета, а не об экономическом росте.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Американские облигации надежны, но малоприбыльны. Поэтому деньги могут быть изъяты для более прибыльного, но более рискованного вложения. Однако основная задача – это покрытие расходов, которые за последнее время выросли. Война, санкции, новые майские указы и так далее.
Выиграла ли Россия или проиграла – будет зависеть от того, как будут вложены эти средства. Любое серьезное вложение будет прибыльнее, чем вложение в американские бумаги, прибыль по которым очень низкая. Держа деньги в американских бумагах, мы фактически финансируем американскую экономику. Нужно вкладывать деньги внутри страны, создавать высокотехнологичное производство. И если деньги пошли на это, то Россия выиграла. Россия не проиграла, даже если деньги пошли на «нужды» правительства. Правительство в любом случае эти нужды профинансирует, и лучше, чтобы это произошло за счет облигаций, а не за счет повышения налогов. Россия проиграет, если деньги будут вложены еще неэффективнее, чем в американские облигации. Сделать это трудно, но возможно. И что-то мне подсказывает, что мы с этим справимся.
Облигации самый удобный способ для чиновника. Вложил и ни чего не нужно делать: ни за что отвечать, ни чем руководить, ни чем рисковать. Изменить ситуацию можно. Нужно начать новую индустриализацию. Заменить бухгалтеров в руководстве экономики на промышленников. Но нужно, чтобы к этому моменту еще было что изымать из американских облигаций.
Александр Шустов, генеральный директор МФО «Мани Фанни»: Россия не является крупным игроком на рынке US Treasuries, в отличие от, скажем, Китая, поэтому снижение наших вложений никак не скажется на их котировках. Зато скажется на наших будущих доходах, так как доходности US Treasuries растут, реагируя на повышение резервной ставки США и укрепление доллара, и в будущем могли бы принести доходы, которых теперь резервные фонды лишились. Действительно, вкладывать резервы в американские долговые бумаги в условиях санкционной войны с этой страной, в условиях, когда деньги нужны для стимуляции экономического роста, на инфраструктурные проекты – несколько абсурдно, но этой практике уже много лет, и она распространена во всем мире. Потому что американские госолблигации являются наиболее ликвидным и надежным инвестиционным инструментом, альтернативы им нет. Полагаю, что Россия продает американские гособлигации, рассчитывая тратить деньги на большие инфраструктурные проекты, подобные Крымскому мосту, и рассчитывая получать отдачу от них. Проблема в том, что эти проекты даже близко не могут обеспечить такую доходность, как US Treasuries, которые, например, 10-летние, могут дать до 3% годовых в валюте. А если нет такой отдачи, то мотивация вкладывать в американские госбумаги и сейчас, и 10 лет назад понятна – они высокодоходны и надежны. Часть денег от продажи может быть направлена на помощь российским компаниям, попавшим под санкции, и это спорный вопрос, что первично – интересы налогоплательщиков, из средств которых в том числе формируются резервы, или этих компаний.
Алексей Антонов, аналитик «Алор Брокер»: Мы не будем склоняться к мнению, что столь серьезное сокращение позиций по американским долговым бумагам имеет под собой цель дать свой ответ на торговую войну в рамках ВТО. Скорее это часть детального плана по отвыканию России от доллара, а также для распределения денежных ресурсов в других высоколиквидных направлениях. Между тем отказ от американских бумаг, это не самое выгодное с точки зрения практичности решение. Так как доходность по ним показывает хорошие результаты, но решение однозначно бесповоротное на текущий момент. Потому что порог выхода такого уровня за последние 10 лет является действительно беспрецедентным.
Если еще все же покрутиться вокруг мысли, что избавление от трежерис имеет политический характер, то выход России из статуса «крупного держателя» американских бумаг пока все равно не может оказать столь сильного влияния. Как, например, если бы это сделали Япония или Китай, чьи объемы хотя и сокращались, но не столь значительно, как это делала Россия. И если бы действительно этот выход имел бы серьезные последствия, то логичнее это было бы сделать китайским инвесторам, чем российским, ведь для Поднебесной урон от «торговой войны» станет куда более ощутимым, чем для России.
Между тем есть также мысль, что выход из казначейских бумаг США Россией выглядит лишь показательной игрой и, по сути, не является реальным. Поскольку данные Казначейства штатов о международных потоках капитала являются недостаточно прозрачными, и Россия собственные бумаги могла перевести в ведение другой страны, где есть соответствующие интересы и ресурсы выполнить такой маневр. С другой стороны, тогда не очень понятным остается мотив такого решения и объем это достаточно крупный, чтобы не заметить его движения на остальных рынках.
Между тем если крупные страны последуют примеру РФ, для американской экономики это может стать неблагоприятным сигналом, поскольку иностранный спрос имеет решающее значение для компенсации ожидаемого резкого роста объема задолженности на федеральном уровне, при этом сама по себе денежная политика ФРС не способна стимулировать экономический рост на фоне возрастающего госдолга.
Пока трудно сказать – выиграла ли от этого Россия на фоне ослабления рубля, которое неизбежно по причине ослабления валютного контроля, в том числе за счет гарантированного невозврата в российский финансовый сектор валютной выручки подпавших под санкции экспортеров ждать благоприятных изменений в экономике неоткуда. Однако то, что РФ ищет новые пути инвестирования и встала на курс расхождения с США – факт, поскольку наша страна увеличила золотой запас, что как раз снизит зависимость от доллара, о чем мы говорили вначале. Напомним, что сейчас ЦБ РФ обладает 5-м по величине объемом золотовалютных резервов, наращивание которых будет приближать РФ к меньшей восприимчивости к колебаниям мирового валютного рынка. На текущий момент количество слитков в международных резервах достигло максимума за последние 18 лет – свыше 62 млн тройских унций или 80,5 млрд долларов. Между тем говорить о выигрышной позиции золота пока рано – золото в этом году не превысило долг США и теряло более 3% – перспектива повышения процента по займам ослабляет возможности драгметалла.
Держать средства в долговых бумагах США – это вполне классический способ эффективно использовать финансовые ресурсы на внешних рынках, имея положительно высокие доходы от инвестирования. Если бы был альтернативный способ – инвесторы бы им воспользовались и Россия не исключение. Но мировая конъюнктура сейчас действительно начала меняться. В период серьезных новых санкций РФ берет курс на собственный внутренний технологический рывок вперед, поэтому часть средств необходимо возвращать в страну. Это в целом и соотносится с желанием правительства сокращать зависимость экономики от доллара – похоже, что время работы денег именно на экономику РФ подходит к своему часу.
Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент»: Это совокупность причин, которые привели глобальный рынок к предкризисному состоянию, а также отношения с США, что готовы давить на Россию до исчерпания своих возможностей в экономическом поле. Влияние на государственный долг РФ со стороны США до недавнего времени оставалось определяющим, в то же время доходы от размещения ценных бумаг не давали там более 1% годовых. Возможное давление со стороны США и кризиса на ЗВР России может существенно уценить или даже сделать невозможным использование средств на нужды государства. Надежность американских бумаг пошатнулась еще в 2008 году, а с 2014-го вопрос перехода в другую юрисдикцию стал делом времени. Новый политический цикл и правительство политиков-«смертников» позволяют провести непопулярные и глубокие структурные изменения в жизни страны. К сожалению, держать резервы за рубежом стране придется до того момента, пока действует закон о размещении ЗВР. Согласно ему, резервы государства должны размещаться в другой стране, а выпуск внутренних денежных средств производится пропорционально имеющимся там. Этот подход заставляет держать крупные деньги в ЕС и США, чтобы экономика России могла получать требуемую ликвидность в полном объеме. Поэтому, часть резервов останется за рубежом, а часть будет использована для исполнения обязательств внутри страны. Кто-то заметит, что деньги уйдут «олигархам и генералам», но только так можно добиться продолжения работы крупного бизнеса и десятков тысяч рабочих мест, иначе банкротства перекинутся на смежные отрасли и кризис дома останется погостить на год-два точно.
Непосредственная продажа бумаг США сейчас, когда доллар крепок, а ФРС еще не продолжает свою политику повышения ставок, приносит свои плоды, а бюджет пополняется быстрее обычного. Наибольший эффект сейчас имеют вложения в реальный сектор самой России, а также бумаги ЕС и Юго-Восточной Азии, поэтому государство распределяет свободные резервы по этим направлениям. Надежность и доходность на данный момент там не ниже, а в деле санкций у США рычаги не так сильны, ведь передача десятков миллиардов долларов в экономику другой страны всегда меняет ее отношение к происходящему… К сожалению, экономика России остается довольно фрагментарной, а общая эффективность управления обнуляется неэффективностью местных кадров (не всех, конечно), поэтому мы и берем на себя Олимпиады, ЧМ, Универсиады… Только в этом случае крупные проекты позволяют освоить деньги и создать новую инфраструктуру, рабочие места, а также генерировать доход из новых источников. Эта ситуация постепенно меняется, так как растет новое поколение кадров, которые готовы на местном и региональном уровне продвигать подготовленные проекты, где основные расчеты идут на создание, а не генерацию нецелевых расходов. В итоге, страна медленно, но верно меняется, а ЗВР, ранее удержанные из экономики, теперь в нее возвращаются.
Написать комментарий
Госдолг США уже за 21 трлн перевалил - http://fincan.ru/articles/13_gosdolg-ssha-v-realynom-vremeni/ Раз растет, значит особого влияние слив долговых обязательств Россией не оказал особого влияния