Внешний госдолг России уменьшается, а долги российских корпораций растут
Россия, в соответствии с основными направлениями бюджетной политики на три года, намерена в 2009-2011 годах совершенно отказаться от внешних заимствований на государственном уровне и более не прибегать к новым заимствованиям у правительств зарубежных стран.
Как сообщил Минфин 21 июля, внешний государственный долг России на 1 июля этого года составил 41 млрд долларов. С начала этого года российский внешний долг сократился на 3,9 миллиарда долларов - или на 8,7 процента, а в пересчете на евро он снизился на 15%.
По мнению экспертов, внешний долг России стал самым низким в Европе. Задолженность России странам Парижского клуба уменьшилась с начала года с 1,8 млрд долларов до 1,5 млрд долларов на 1 июля этого года. Задолженность странам, не входящим в Парижский клуб, снизилась до 2 млрд долларов, сократившись с начала года на 0,2 млрд долларов.
Неизменной с начала года осталась сумма задолженности странам - бывшим членам Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) – 1,5 млрд долларов. Коммерческая задолженность также осталась на прежнем уровне и составила на 1 июля этого года 0,7 млрд долларов. А долг международным финансовым организациям уменьшился на 300 млн долларов, снизившись до 4,7 млрд долларов.
Задолженность по европейским облигациям на 1 июля этого года составила 28,2 млрд долларов в сравнении с 26,6 млрд долларов на начало этого года. В сумму внешнего долга России включаются также гарантии, предоставленные Россией в иностранной валюте на 1 июля этого года. На эту дату их объем не изменился в сравнении с 1 апреля этого года и составил 0,6 млрд долларов.
По подсчетам аналитиков, к концу 2011 года в результате проводимой политики долг России составит 7,98% ВВП.
В то же время быстрыми темпами растут внешние долги российских корпораций. В прошедшем году внешний долг увеличился в 1,5 раза (на 138,1 миллиарда долларов) и составил почти 460 миллиардов долларов. Сейчас он превышает эту цифру и уже достигает 35,5 процента российского ВВП. При этом опережающими темпами растут внешние долговые обязательства российских банков. На начало года они составляли 163,7 миллиарда долларов.
Стоит заметить, что львиную долю корпоративной задолженности составляют зарубежные долги государственных корпораций. Так что снижение государственного долга с лихвой «компенсируется» задолженностью структур, по долгам которых в случае дефолта будет рассчитываться государство.
В связи с этим председатель Счетной палаты Сергей Степашин недавно выступил с предложением разработать механизмы замещения иностранных займов российскими компаниями на внутренние заимствования. "Необходимо разработать мероприятия по замещению иностранных займов внутренними инвестициями, создать условия для осуществления заимствований российских предприятий и банков на внутреннем рынке", - заявил Сергей Степашин на заседании в Госдуме. Он назвал рост внешних российских задолженностей корпоративных структур одной из проблем текущей финансовой политики страны.
Редакция журнала КАПИТАЛ СТРАНЫ по материалам Интернет-газеты «Век» и «Российской газеты»
Написать комментарий
Долг растёт во время инфраструктурного строительства, а коммерческий успех (и связанное с ним уменьшение долга обратно) наступает позже, в процессе эксплуатации инфраструктуры. Между прочим, государственный долг невелик, но очень весомую долю в негосударственном долге составляют долги госкорпораций. Если долг корпораций сейчас около 450 млрд. - то 20% этой величины будет долг одних только Газпрома, Роснефти и ВТБ. "по кредитам расплачиваться просто нужно вовремя - так сказать никаких активных действий тут кредитор предпринять не может" А зачем кредитору что-то предпринимать, если кредит платится? Если платиться не будет - забирается залог. И никаких гвоздей. В случае с госкомпаниями скорее всего долг в таких случаях оплатит государство. Поэтому в долг Газпрому дают уверенно - за него точно заплатят если что. Грех банкам не зарабатывать на таком прекрасном клиенте. К тому же наши предприятия - особенно государственные - хорошо это знают, потому и хватают кредиты за рубежом. За них заплатит государство, не позволив градообразующим предприятиям оставить людей без средств к существованию. Они с удовольствием вон сколько за рубежом денег нахватали. Тем более, предприятиям нужны рубли, а не валюта - сразу меняют. Но государству, как хозяину предприятия, должно быть понятно, что такая схема невыгодна для него, ибо оно теряет прибыль своих предприятий в виде процентов по кредиту. Поэтому недавно государство строго сказало своим предприятиям - не брать больше. Невыгодно. Только зарубежные банки в накладе с такой схемой не остаются. И если для частных компаний это не важно, то в государственных государство - собственник теряет деньги на процентах, хотя они у него на строительство есть. Ведь кредит берут под строительство, обещающее хороший доход. Зачем брать кредит, если деньги есть? И я выше уже пояснил, почему дать деньги государству для своих предприятий то же самое, что им взять кредит за рубежом с той лишь разницей, что процент будет идти банку-кредитору, а не государству. Отчего ж ВТБ к примеру не может их прокредитовать по льготному проценту, как своих? В итоге государство выиграет на процентах, которые останутся в стране. А валюты у нас итак навалом от хорошего плюса в торговле. Искажённому сознанию сие сообразить, конечно, сложно. Практически непреодолимо, можно сказать. 41 млрд. долл. это почти все, что страна накопила в резервном фонде (50 млрд. долл). Рассуждение напоминает анекдот армянского радио про коммунизм. Идем к коммунизму а есть нечего? Армянское радио отвечает: кто же ест, когда идет, вот придем и поедим. Так что коммерческий успех еще впереди, а пока на расходы не скупимся. Для светлого будущего. Посему размер внешнего госдолга мало что говорит, если не учитывать долги ГОСкорпораций.