Великие князья Дома Романовых: кому много дано, с того много и спросится
В 2010 г. в издательстве «Питер» вышла книга Инны Соболевой «Великие князья Дома Романовых», затрагивающая родственников российских императоров. Как же складывались судьбы великих князей и насколько они зависели от их характеров и человеческих качеств? Каковы заслуги великих князей перед Россией и в чем она от них пострадала?
Многочисленные родственники российских императоров сыграли немалую роль в судьбе России, но удостоились гораздо меньшего внимания литераторов, чем их царствующие кузены и братья. Как складывались судьбы великих князей и насколько они зависели от их характеров и человеческих качеств? Каковы заслуги великих князей перед Россией и в чем она от них пострадала? Об этом – книга Инны Соболевой "Великие князья Дома Романовых", вышедшая в 2010 г. в издательстве "Питер" [1].
1. Большие привилегии и ограниченные возможности
Жизнь членов царского семейства гораздо меньше освещена в литературе и кинематографе, чем судьбы царей и цариц. Этот пробел восполняет книга Инны Соболевой "Великие князья Дома Романовых", вышедшая в 2010 г. в издательстве "Питер". Она рассказывает о судьбах многочисленных царских родственников – начиная со времен Петра Федоровича, внука Петра Великого, будущего императора Петра III.
Великим князьям предоставлялись огромные привилегии. Сразу после рождения они получали все высшие награды империи, только за титул каждому их них выплачивалось 200 с лишним тысяч золотых рублей ежегодно, им полагались собственные роскошные дворцы, огромный штат прислуги, они могли путешествовать, куда вздумается.
Однако мало кто из них был по-настоящему счастлив. Практически все они получали блестящее воспитание и образование, но далеко не всегда им удавалось следовать велению души и прекрасным юношеским идеалам. Виной тому – не только строгие сословные ограничения, но и личные слабости, неумение устоять перед соблазнами и испытаниями, которых в жизни великих князей тоже хватало с избытком.
2. История – в зеркале кинематографа и литературы
Яркие и динамичные новеллы представляют читателю судьбы великих князей с поистине кинематографической живостью. И это не случайно. Автор книги – Инна Аркадьевна Соболева – кинодраматург и сценарист, написавшая более 50 сценариев.
Незаурядные личности российской истории – одна из главных тем в ее творчестве. По ее сценариям сняты, например, фильмы "О, если б совесть уберечь!" (о Великом князе Константине Константиновиче Романове), "Петербургская Кассандра" (о поэтессе Зинаиде Гиппиус), "Последний канцлер" (о выдающемся дипломате и государственном деятеле России А.М.Горчакове), "Жуковский", "Кого убил Каховский?", цикл "Принцессы немецкие – судьбы русские" (о немецких принцессах, ставших русскими царицами). Последний цикл, кстати, лег в основу одноименной книги, вышедшей в издательстве "Питер" в 2008 г.
Книга о великих князьях свидетельствует о большом интересе автора к людям, в силу своего рождения оказавшимся на переднем плане истории – а также об обширных познаниях в этой сфере и мастерском умении преподнести материал.
3. Сочувствия достоин каждый – почти
Автор книги стремится быть максимально объективным. Сведения о жизни и характерах великих князей взяты из записок и мемуаров государственных деятелей, придворных, фрейлин, воспитателей, личных писем. При этом, чтобы оценка была более беспристрастной, сопоставляются воспоминания людей, придерживавшихся разных мнений по поводу того или иного описываемого события. Образы великих князей представлены очень живо, и даже самые непривлекательные из них, как, например, будущий император Павел I, вызывают сочувствие.
Единственными антигероями оказываются Николай II и его супруга, Александра Федоровна. Здесь, пожалуй, объективность уступает место личной позиции автора, считающего именно их ответственными за трагическую историю России начала ХХ в.
При этом многие из великих князей, кому автор не отказывает в симпатии и понимании, также принесли России немало бед: именно им были обязаны своим бедственным положением русский флот и армия в начале XX века. Видимо, степень симпатии, понимания и прощения определяется для автора степенью ответственности его героев, причем не только перед страной, но и перед собственной семьей: женой и детьми. К Александру II, оставившему жену ради княжны Долгоруковой, автор тоже довольно суров.
В то же время, книга напоминает и о заслугах великих князей – тема до сих пор не очень популярная и мало разработанная.
4. Наивные вопросы
Помимо простого интереса к судьбам и характерам героев, у читателя возникает также повод задуматься о характере государственной власти в России на протяжении почти трех столетий, о роли личности в истории, ответственности и нравственном выборе.
Большинство возникающих вопросов относятся к так называемым философским, и вряд ли на них когда-нибудь будет дан четкий ответ. Во-первых, в очередной раз вызывает недоумение, почему все же все члены царской семьи были канонизированы православной церковью – жест, судя по всему, исключительно политический. Во-вторых, удивляет недовольство автора по поводу отказа самодержцев ограничить свою власть. Как свидетельствует история, ни один авторитарный режим – и монархия в том числе – добровольно на такое не пойдет. В-третьих, исторические примеры наводят на невеселые сопоставления и выводы о том, что российская коррупция и раздача "хлебных" должностей по знакомству – явления вечные и непреходящие. Показательная борьба с ними рассчитана, скорее, на эмоциональные, чем на реальные результаты. И дело тут не в маленькой зарплате, а в авторитарной системе, подавляющей инициативу и здоровую конкуренцию. Даже немалые привилегии и хорошо оплачиваемые должности великих князей и их блестящее образование и воспитание не гарантировали их добросовестного служения на благо отечества. Тем не менее, несомненным плюсом самодержавия была хорошая профессиональная подготовка великих князей. В тех случаях, когда они были искренне заинтересованы делами порученного им ведомства, их грамотное и разумное управление приводило к замечательным результатам.
Литература
1. Соболева И. Великие князья Дома Романовых. СПб.: Питер, 2010.
Написать комментарий