«В связи с утратой доверия». Работодателям дают еще один повод уволить вас?
Представители бизнеса обратились в Министерство труда с просьбой предоставить возможность увольнять сотрудников любых компаний в связи с утратой доверия. По их мнению, подобная мера поможет избежать попыток промышленного шпионажа, случаев недобросовестной конкуренции и будет способствовать сохранности интеллектуальной собственности. На сегодняшний день такая норма действует только для государственных служащих. В итоге, как сообщил глава департамента госслужбы ведомства Дмитрий Баснак, в трудовом кодексе может появиться новое основание, возможность введения которого Минтруд планирует рассмотреть.
Дисциплина?
Как напомнил Дмитрий Баснак в беседе с «Известиями», на сегодняшний день положение об увольнении в связи с утратой доверия применяют только в отношении государственных служащих. В этом плане законодательно четко прописаны причины, по которым это доверие может быть утрачено. Это нарушение налагаемых запретов (коммерческая деятельность, участие в иностранных НКО, счета в зарубежных банках), непредставление сведений о доходах или расходах, а также непринятие мер для урегулирования конфликта интересов.
«Возможно, стоит внести в Трудовой кодекс такую поправку, но для ограниченного круга компаний», – прокомментировал Баснак предложение бизнеса распространить правило и на коммерческие компании.
О том, что Минтруд разрабатывает законопроект о новой норме Трудового кодекса, стало известно из сообщения пресс-службы министерства, которое поступило в распоряжение Интерфакса. В сообщении говорится, что мера юридической ответственности в качестве увольнения в связи с утратой доверия, сделает более дисциплинированными не только работников, но и самих работодателей.
Работники под ударом?
«Осознавая возможность быть уволенным в связи с утратой доверия и занесения соответствующей записи в трудовую книжку, работник станет серьезнее оценивать возможные риски и последствия своих недобросовестных действий», – заявили в Минтруда.
Как считают в министерстве, положение «об утрате доверия» не должна ударить по самим работникам. В этом плане важно будет «не допустить возможность увольнения в связи с утратой доверия как сведения с ним счетов, мести или иных неправомерных действий со стороны работодателя». В связи с чем необходимо будет четко прописать процедуру увольнения по этому пункту, которая должна будет «основываться на результатах дисциплинарной проверки».
Вместе с этим, как заявляют в министерстве, новый законопроект будет предложено обсудить со всеми заинтересованными сторонами, чтобы учесть интересы всех: работников, работодателей и государства.
Мнения «против»
Отрицательную оценку предложению о новой норме увольнения дал глава социального комитета Совфеда Валерий Рязанский. По его словам, данная инициатива бизнеса – это весьма рискованная мера, которая противоречит концепции Трудового кодекса об охране прав работника. В беседе с РИА Новости он отметил, что трудовой кодекс в нормах дисциплинарного характера использует доказательную базу. «Кроме того, профсоюзы должны защищать интересы работников. При предлагаемой норме – увольнять за утрату доверия – профсоюзы вряд ли смогут полноценно осуществлять свои полномочия, кроме того, нет требований к работодателю обосновать такие меры», – отметил Рязанский.
Не поддержал идею и председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков. По его словам, инициатива об увольнении работников в связи с утратой доверия – это бредовая идея: «Это бред очередной, который кому-то померещился. Все это должно пройти через трехстороннюю комиссию, там мы обсуждаем, кто, что просят, чего просят и как они нарушают действующее трудовое законодательство, потом будем разбираться».
Николай Мочалин, депутат новосибирского Заксобрания, и вовсе считает, что предложение представителей бизнеса незаконно. В качестве примера он привел показательную историю: «За примером злоупотребления далеко ходить не надо: главу администрации Дзержинского района уволили по надуманным причинам, а затем по решению суда восстановили. Подобная формулировка приведет к тому, что работодатель будет распоряжаться этим правом, как вздумается: встал не с той ноги – уволил человека. Она не несет в себе достаточных оснований, чтобы избавляться от любых служащих – хоть государственных, хоть наемных рабочих частных компаний».
Мнения «за»
В разговоре с «Известиями» генеральный директор Института финансового развития бизнеса Ильдар Шайхутдинов заявил, что введение нормы «об утрате доверия» необходима, поскольку она защитит компании «от нерадивых и нечистых на руку сотрудников». Эксперт пояснил, что сегодня у многих компаний в новые разработки вложены многомиллионные инвестиции. И не редки случаи, когда из-за небольшой разницы в заработной плате человек решает уйти к конкурентам, а саму разработку он может забрать с собой или вовсе продать ее. «Не только менеджмент, а любой рядовой сотрудник может забрать со стола чертеж или скачать информацию на флешку. Такое происходит сплошь и рядом. Новая норма уведомит сотрудника, что все, созданное им в период работы на компанию, принадлежит компании, а любое разглашение грозит увольнением по статье», – заключил Шайхутдинов.
Аналогичного мнения придерживается и сопредседатель Новосибирского регионального отделения общественной организации «Деловая Россия» Евгений Бурденюк: «В первую очередь, следует ввести такую правовую основу для тех работников, кто владеет коммерческой тайной. Если сейчас ты утратил к такому доверие, то закон вынуждает тебя продолжать делиться с ним информацией, хотя, безусловно, мне было бы проще с ним расстаться. Здесь не нужна другая формулировка вопроса… Да, будут злоупотребления, как это сейчас делает государство. Тем не менее, права должны быть паритетными».
Написать комментарий
дайте угадаю - в связи в пенсионной реформой, станет возбуждать недоверие факт возраста работника: "вот тебе и 60, что-то я тебе не доверяю....". пусть проблемы своего доверия и недоверия работодатели решают со своим психоаналитиком, а не с подчиненными. Правильно Шмаков назвал это "бредом"
Приношу свои извинения редакции за допущенные в предыдущем тексте опечатки. И благодарность за публикацию. Генеральный директор Института финансового развития бизнеса Ильдар Шайхутдинов несколько удивил меня: про то, что я написал, знают не только американские старшеклассники, но и российские, например, абитуриенты в Новосибирске, поступающие на обучение экономике - это в рекомендуемых им книгах. То, что я написал - стандартный рынок. Доверие - нерыночная категория, это из средневековья, где феодал требовал, чтобы крестьяне ему доверяли. Рынок очень прост - он всё взял на себя: сам определяет оплату труда не только работников, но и работодателей; сам определяет то, что командует ценами ( чем выше спрос - тем больше производство и ниже цена); сам решает, получать ли предпринимателю доход или нести убытки. Такое тоже просто: все издержки предпринимателя, включая оплату его труда, включаются определение цены, что фиксирует проверяемый государством бухгалтерский отчёт. Если сумма продаж равна сумме издержек - все довольны - все получили трудовой доход; если сумма продаж больше суммы издержек, разница - это прибыль предприятия, не бизнесмена. Часть прибыли идёт на выплаты акционерам, часть на развитие производства, часть на премии тем, кто обеспечивал получение этой прибыли, в том числе, и наёмным работникам. При этом все платят с полученной премии приличный подоходный налог, да и государство сразу снимает с прибыли определённый немалый процент ( оно считает прибыль заслугой не только фирмы, но и рынка, принявшего такое решение). Всё это начиналось с учебника Самуэлсона от 1946 года. Русский перевод был в 1964 году. Этому учебику верят все грамотные люди. Оксанов.
Заявление Ильдара Шайхутдинова означает,что работник является рабом работодателя. Всё такое противоречит современной концепции наёмного труда, как аналогии арендых отношений. Разве, арендуя компьютер с программой, арендатор имеет право на эту программу? Так и человек: его человечский капитал - это его "компьютерная программа". Работодатель не имеет никакого отношения к ней. Всё должно быть иначе: работник получает арендную плату за то,что работодатель арендует его человеческий капитал; работник полуает компенсацию своих физических и умственных затрат еа работодателя; работник получает "амортизацию", т.е. средства на развитие своего человеческого капитала. Более того, работник ограничивает свою свободу, принимая условия, которые диктует ему работодатель - и это должнго быть компенсировано. Именно так и происходит в рыночной экономике: работник получает зарплату, которя больше того,что он создал своим трудом - в этом скрыты те доплаты, которые он получает. Господину Шайхутдинову надо бы ознакомится со словами Папы Пия Х11 о том,что работник на своём рабочем месте становится хозяином созданного им продукта. То,что прелагается противоречит современности! Да, работник, увольняясь, уносит с собой и "секреты " организации труда и методов производства, Но это забота работодателя, а не работника. Боишься - сохраняй работника. В мире активно пользуются тем, что "несёт с собой" уволенный работник: в процессе интервью при поиске новой работы, он рассказывает и о том,чем он занимадлся. При этом вовсе не присутствует адвокат, который сдерживает работника от откровенности. В России иное - в России трудовое рабовладение, потому такая низкая зарплата, высокая прибавочная стоимость, ограничения человеческой свободы. Им мало? Оксанов