В Москве проходит выставка «В гостях у Родченко и Степановой»
Александр Родченко – одна из ключевых фигур в советском искусстве 20-30х годов. Живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино, этот чрезвычайно плодотворный человек стал одним из основоположников конструктивизма и фактически является родоначальником дизайна и рекламы в СССР. Недавно в ГМИИ имени Пушкина открылась масштабная выставка «В гостях у Родченко и Степановой».
Варвара Степанова – жена Александра Родченко и его многолетний партнер по работе. Выставка в Пушкинском открыта к 120-летию со дня ее рождения. Экспозиция занимает 9 залов и зрелищно описывают всю многогранную деятельность одаренной супружеской четы. В центре внимания – конечно, сам Родченко, фигура поистине леонардовского масштаба.
Его значение в искусстве 1-й половины двадцатого века и влияние на советский дизайн в целом трудно переоценить: культура и стиль официального дизайна страны Советов, начиная с середины 20-х годов и на несколько десятилетий вперед, опираются и развивают новаторские идеи Александра Родченко.
Поскольку в СССР слово «дизайн» было под запретом фактически до 1987 года, рекламы официально не существовало, а тяга к украшательству считалась кичем и мещанством, стиль Родченко - строгий, лаконичный, тяготеющий к прямым линиям и минимуму цвета – был чуть ли ни единственным источником, откуда дизайнеры советской эпохи могли черпать идеи. Это касалось всех сфер – от оформления художественного уголка до промышленного дизайна.
На выставке можно в подробностях изучить многогранный талант Художника: она состоит из девяти тематических разделов и охватывает период с начала 1910-х до середины 1930-х годов.
В одном из залов воссоздана атмосфера, в которой работали и жили художники. Их дом – это конструктор различных видов и жанров искусства. Здесь грунтовали холсты, пилили доски для подрамников и конструкций, чертили, вырезали из картона, делали переплеты книг, клеили коллажи, обсуждали проекты с коллегами и друзьями. Родченко вел непрерывные эксперименты в искусстве от живописи до скульптуры, от фотографии до графического дизайна.
В 1923–1925 годах Родченко тесно сотрудничал с журналом «ЛЕФ» и лично с Владимиром Маяковским. Все обложки журналов и более десяти книг Маяковского, вышедших в этот период, выполнены Родченко. Именно Родченко ввел плакатный сигнальный стиль в оформление обложек художественной и технической литературы, и многие его плакаты – например, с Лилей Брик, и сегодня известны широкой публике. В журнале «Новый ЛЕФ» Родченко писал о школе дизайна, созданной им во ВХУТЕМАСе, помещал свои первые экспериментальные фотографии. Тогда же родились знаменитая марка «Реклам-конструктор: Маяковский-Родченко» и рекламный слоган «Нигде кроме, как в Моссельпроме». Именно Родченко создал декорации к пьесе Маяковского «Клоп» в театре Всеволода Мейерхольда.
Вторая область, благодаря которой Александр Родченко известен широкой публике – фотографии. Здесь он тоже был новатором: его видение объектов живой и неживой природы – резкое, гротескное, напряженное – показывало новый градус, иную энергетику, дерзкую, неклассическую подачу материала. Не случайно его называют «творцом новой фотографии». В экспозиции представлены авторские отпечатки из знаменитых серий: «Московские дворы», «Студенческий городок в Лефортово», «Цирк»; фотографии демонстраций 30-х годов, спортивных парадов на Красной площади. Особую ценность представляют его ракурсные фотографии архитектуры и портреты.
Александр Родченко принимал участие в многочисленных выставках русского авангарда второй половины 1910-х–1920-х, в том числе знаменитой выставке 1921 года «5х5=25». От выставки к выставке он последовательно демонстрировал результаты своих художественных экспериментов. Мировое признание творчества Родченко началось с выставки в 1925 году в Париже. проходила Здесь на «Международная выставка декоративного искусства и художественной промышленности» броские, остроумные рекламные плакаты Родченко произвели на публику большое впечатление.
Имя жены художника, Варвары Степановой, включено в название выставки не случайно: она была тылом Родченко. Вела деловую переписку, переговоры, собирала и хранила документацию. Часто она воплощала идеи мужа: превращала эскизы и наброски в законченную обложку или рекламный плакат. Степанова, как вспоминают современники, была в тени Родченко, но ее присутствие в этом совместном пространстве было необходимо. Она поддерживала, была первым зрителем и оценщиком всего, что создавалось в мастерской.
В Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится наследие Родченко и Степановой, переданное в дар потомками Родченко.
Выставка продлится до 8 марта 2015 года.
Написать комментарий