В чем измеряется счастье?
Времена, когда у каждого было свое понятие счастья, похоже, миновали. Это трудно определимое и столь желанное состояние души ученые намерены перевести в четкие герцы и микровольты. Поможет ли это осчастливить человечество? Рецепты счастья – лохотрон или панацея? Стоит ли инвестировать в собственное счастье? Какой для этого нужен человеческий капитал?
Счастье в герцах и микровольтах
Времена, когда "что такое счастье", "каждый понимал по-своему", похоже, миновали. Это трудно определимое и столь желанное состояние души ученые намерены перевести в четкие герцы и микровольты. Чтобы установить физические параметры просветления, нейрофизиологи изучают, как изменяются ритмы мозга у человека в состоянии медитации или аутотренинга.
Руководитель группы изучения мозга человека (ГрИМ) кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова исследовал потомственных йогов в Индии непосредственно в религиозных общинах и обителях мудрецов – ашрамах. Масштабные исследования по изучению работы мозга мастеров медитации уже более 15 лет проводятся в университете штата Висконсин.
В 2008 году в университете Висконсина было проведено исследование, в рамках которого был изучен головной мозг сотен человек. Ритмы мозга каждого испытуемого фиксировали 256 сенсоров. Ученые выяснили, что во время медитации, когда люди вызывают в себе чувства сосредоточенности, внимания, сострадания или эмоционального равновесия, усиливается гамма-ритм мозга – обычно он наблюдается при решении задач, требующих максимально сосредоточенного внимания. Кроме того, деятельность в левой доле префронтальной коры головного мозга происходит активнее, чем в правой. Как полагают ученые, активизация левой доли соотносится с ощущением счастья, а правой – с состоянием депрессии. Рекордные результаты были зафиксированы у буддийского монаха Матье Рикара, автора нескольких философских книг и переводчика Далай-ламы. Из сотен добровольцев набравших от +0,3 баллов (депрессия) до –0,3 баллов (большое счастье), показатели Рикара достигли –0,45 баллов. По мнению ученых, это свидетельствует о невероятно большом потенциале счастья и крайне малой склонности к негативному восприятию действительности.
Как поясняют исследователи, значительное усиление гамма-ритмов и активизация определенных участков мозга – так называемая "нейропластичность" – характерна для тех, кто давно медитирует и провел уже 50 тысяч сеансов. Однако заметные изменения на энцефалограмме отмечаются и у тех, кто медитировал всего три недели по 20 минут в день.
Нет ничего ни хорошего, ни плохого…
Трудно поспорить с тем, что главная причина ощущения счастья или несчастья кроется в нас самих. "Самый счастливый человек" относится к своему необычному статусу с иронией и в лучших буддистких традициях призывает к самосовершенствованию.
"Поскольку области, соответствующие состраданию и добросердечию, находятся в части мозга, отвечающей за сильные положительные эмоции, мы можем говорить, что добросердечие и сострадание, вероятно, являются самыми положительными из всех положительных переживаний. Это увязали с определением счастья, и поскольку в нейробиологии ничего подобного ранее не фиксировали, то меня назвали "самым счастливым человеком в мире", – пояснил Матье Рикар в одном из интервью. – Вообще, это чересчур поспешно, потому что, во-первых, как можно оценить, счастливы ли или несчастны 6 миллиардов людей? Во-вторых, я далеко не единственный такой – проведение тестов с любым другим человеком, серьезно практикующим медитацию, почти во всех случаях дает схожие результаты. Так что дело тут именно в длительной практике медитации, а вовсе не в моей персоне".
"Инстинктивно мы всегда стремимся связывать наши надежды и страхи с чем-то, что находится вне нас. И потому нам кажется, что если мы сможем обеспечить необходимые внешние условия или наоборот устранить внешние препятствия, то почти наверняка будем счастливы. Но ведь внешние обстоятельства, будь то хорошие или плохие, преобразуются в ощущение счастья или несчастья в нашем уме. Мы так много времени тратим на попытки исправить внешние условия, что совершенно не думаем о том, насколько мощной энергией может обладать наш ум, и не тренируем его. Наш ум может быть одновременно нашим лучшим другом и самым опасным врагом. Мы очень много времени тратим на учебу в школе, приобретение профессиональных навыков, физические тренировки и прочие подобные вещи, но мы практически ничего не предпринимаем для того, чтобы сделать наш ум более здоровым и эффективным".
Рецепт счастья
"Счастье – это навык, также как и свобода от ненависти," – утверждает Рикар. Секрет истинного счастья в избавлении от негативных эмоций. "Нам необходимо сперва опознать такие важные условия достижения истинного счастья, как сострадание, добросердечие, внутренняя сила и свобода, затем нейтрализовать эмоции, разрушающие наше внутреннее счастье – ненависть, ревность, надменность, навязчивые мысли, сумасшествие и так далее, которые никому не приносят чувства удовлетворения, но от которых так трудно отделаться. Тем не менее, есть способы избавиться от этих омрачающих эмоций и развить в себе добросердечие и другие глубокие чувства. Счастье – это особая категория. Это не просто череда приятных ощущений (этому есть другое название – удовольствие). Счастье и удовольствие в принципе не так уж тесно связаны между собой. Совсем неплохо наслаждаться приятными вещами, но это совершенно не гарантирует вам счастья. Счастье – это определенный тип поведения, которому надо учиться. А чтобы чему-то научиться, не обойтись без тренировки. Было бы странно, если бы в качестве исключения из общего правила оптимального состояния ума, которое дает нам возможность справляться с превратностями жизни, можно было достичь без тренировки. Нельзя научиться играть на фортепьяно, если вы уделяете занятиям лишь по 10 секунд в месяц. Точно так же, если не приложить усилия, то ум не станет более внимательным или сострадательным".
"Искренне, всей душой старайтесь сдерживаться, проверять, изучать, вникать," – советует Рикар. Именно буддизм, по его мнению, учит искусству быть счастливым и способности переносить страдания. "Это – состояние духа и умение мыслить".
Счастье каждому, но "на одного"?
Все эти правильные и совершенно справедливые рассуждения о пути к нирване смущают лишь одним: подлинного просветления (или, в другом варианте, подлинной праведности) можно достичь, лишь отрешившись от мира, от семейных уз и дружеских привязанностей.
Неизвестно, достиг бы Матье Рикар "рекордного уровня счастья", останься он в родной Франции. Он вырос в Париже в среде интеллектуальной элиты в семье Жана-Франсуа Ревеля, знаменитого философа, проповедовавшего свободомыслие, и художницы-абстракционистки, автора акварельных картин Яне Ле Тумелин. "Все эти люди, парижская интеллектуальная элита, бывали у нас дома. К нам приходили все французские художники, и я сам интересовался классической музыкой и был знаком со многими музыкантами, – рассказывает Рикар в одном из интервью. – У нас обедали три нобелевских лауреата – мы сидели вместе за столом и ели. Это было чудесно… Некоторые из них были прекрасными людьми, а с некоторыми было общаться сложно".
В 1972 году Рикар защитил диссертацию по клеточной генетике в Институте Пастера в Париже, однако его интерес и к друзьям, и к науке угас, так что отказавшись от общения с близкими и от продвижения по службе, Рикар переехал в Индию и стал постигать буддизм. Спустя 26 лет он снова стал появляться на людях и обрел популярность, благодаря книге о смысле жизни "Монах и философ", написанной в виде диалога во время переписки с отцом. Позже он написал еще несколько диалогов с учеными и серьезно заинтересовался научным исследованием медитации. Среди других его трудов наиболее известна также книга "Счастье: Как научиться самому главному в жизни искусству".
Сегодня Матье Рикар живет в Непале, в монастыре Шечен недалеко от Катманду. Он проводит время в уединенных медитациях, занимается научными исследованиями, а также сопровождает Далай-ламу в качестве консультанта в поездках во франкоязычные страны и на научные конференции. В 2009 году, в самый разгар финансового кризиса, на Международном экономическом форуме в Давосе, обратившись к главам государств и крупным бизнесменам, он заявил, что настало время сменить алчность на "просветленный альтруизм". Все свои авторские гонорары Рикар направляет на благотворительные проекты, в рамках которых были построены школы для 21 тысячи детей и организована медицинская помощь для 100 тысяч пациентов в год.
Медитация – уход от реальности или лекарство?
Медитация вовсе не приучает к покорности и полному примирению с любыми невзгодами, подчеркивает Матье Рикар. Она лишь учит встречать внешние обстоятельства, как благоприятные, так и нет, с известной долей безмятежности – а также с внутренней силой и уверенностью. "Человек, не умеющий совладать со своим умом, легко уступает внешним и внутренним трудностям. Независимо от своей природы, внешние обстоятельства превращаются в ощущение счастья или несчастья под действием нашего ума. Не позволить себе сломаться под тяжестью неблагоприятных условий, не значит покориться им. Далай-лама и другие буддийские учителя часто говорят: "Если в трудных обстоятельствах можно что-то предпринять, чтобы их изменить, нет причины для беспокойства. Если же сделать ничего нельзя, тем более напрасно беспокоиться". "Понятый таким образом, этот подход никого не поощряет культивировать пассивное смирение. Он просто позволяет нам не удваивать страдания, – поясняет Рикар. – Внутренняя сила, которая является противоположностью уязвимости, это наилучшее средство для того, чтобы развить в себе твердую решимость изменять внешние обстоятельства при каждой возможности. Тренировка ума посредством медитации помогает изменить свое отношение к трудным ситуациям, позволяет выработать способность успешнее справляться с меняющимися жизненными обстоятельствами".
"В наши дни такие негативные эмоции, как гнев, страх или ненависть, становятся причиной ужасающих бедствий во всем мире, – подчеркивает Далай-лама. – Для выживания человечеству необходимы счастье и внутренний покой. В противном случае нашим детям и внукам достанется несчастная, короткая, полная отчаяния жизнь. Возможностью вести мирную жизнь, полную смысла, обладает любой человек – вне зависимости от того, богатый он или бедный, образованный или необразованный. Большинство наших беспокойств вызвано не внешними причинами, а внутренними явлениями, такими как эмоциональные реакции. Наилучшим средством для искоренения подобных волнений является способность справляться с эмоциями самостоятельно. В конечном итоге, нам нужно развивать в себе осознанность, которая предоставит необходимые способы и средства для самостоятельной борьбы с негативными, омрачающими эмоциями". По мнению Далай-ламы, существующие духовные методики необходимо сделать "приемлемыми и доступными для большинства, включая и тех, кто, возможно, не склонен к религиозности. Только так мы сможем добиться действительно широкого эффекта. И это важно, потому что наука, технология и материальное развитие не могут решить все наши проблемы. Мы должны научиться сочетать материальный прогресс с развитием таких человеческих способностей и ценностей, как сострадание, терпимость, умение прощать, умение довольствоваться малым и самодисциплина".
Гамма-стимуляторы
Буддистский рецепт счастья балансирует на тонкой грани между свободой от обстоятельств и оторванностью от реального мира. С тезисом о том, что счастье – это особое состояние души, согласны практически все. Однако к постоянному труду и самодисциплине готов далеко не каждый. Многие предпочитают менее трудоемкий путь всевозможных стимуляторов и "энергоподпиток".
Новые открытия ученых уже породили множество предложений "гамма-медитации", всех желающих они обещают подзарядить энергией буквально на ходу. "Загрузив в МР3-плейер несколько программ гамма-медитации, вы можете пользоваться ими и как "энергетиком" – у вас есть несколько свободных минут и надо быстро перезарядить свои внутренние аккумуляторы? Втыкаем наушники (как и все бинауральные биения гамма-ритмы лучше всего прослушивать в стереонаушниках) и буквально через несколько минут прослушивания вы почувствуете, как ваш мозг подзарядился энергией, поднялся на новый уровень".
Так что никакие открытия не избавят нас от свободы выбора. А так было бы заманчиво облагодетельствовать человечество, настроив всех раз и навсегда на сострадание и добросердечие.
Статьи по теме:
Написать комментарий
Это напоминает мне систему навыков ДЭИР Дмитрия Верищагина.Если это не так поправьте меня.
Всё всегда и во всем приводится в равновесие. Если выпить стакан воды, то организму рано или поздно нужно будет вернуть этот стакан воды - он будет выведен из организма. Если человек стремящийся к счастью находит сегодня свое счастье с условным размером в 8 баллов, то наступит день когда придется "вернуть его обратно" и этот возврат обязательно обернется равносильным несчастьем величиной в 8 баллов. Это как вдох и выдох. Вдохнув придется рано или поздно выдохнуть. Другими словами, принимая сегодня "вдох" счастья вы уже принимаете тем самым и свое несчастье. Люди это подметили и шутливо называют жизнь зеброй, состоящей из черных и белых полос. Можно обобщенно сказать, что между счастьем и его зеркальным отражением - несчастьем нет разницы кроме полярности - сменяется лишь полярность внутри нас. Каждый в эти состояния вступает с разной периодичностью, амплитудой и средней позицией волны в общем спектре колебаний. В итоге, известное стремление к стабильному "устаканенному" счастью - мифично, это в корне невозможно и противоречит физике процесса колебаний. Но есть и кое-что другое. Именно то, к чему люди бессознательно стремятся, но сознательно идут в противоположном направлении. Но об этом чуть ниже. То есть, путаница в самом определении счастья, того что это такое само по себе, приводит человечество к противоположности. И как собаки мы гоняемся за собственным хвостом - счастьем, которого не достичь. Вернее оно становится кратковременным и мы снова и снова отправляемся за ним в путь. Можно ли его обрести один раз и более не терять? Оказывается можно. Но прежде, еще немного порассуждаем о счастье. Казалось бы, человек приобретает долгожданный автомобиль и он счастлив. Для счастья ему нужно что-то или кто-то, может быть любимый человек - и он снова счастлив. Но если кто-то третий посягнет на объект принесший счастье, например произойдет кража автомобиля, потеря любимого человека и т.д. - как сразу бывший обладатель лишится своего счастья. Такое определение счастья подобно наркотику - с объектом вожделения мы пребываем в состоянии эйфории, без него - в состоянии "ломки". Это представление счастья сделало нас наркотически зависимыми потребителями счастья, зависимыми от кого-либо или чего-либо. Но, как я говорил выше, есть кое-что иное. Это иное заложено глубоко в каждого из нас, оно является нашей неотъемлемой природой, и это "оно" у многих спит, дремлет внутри нас самих. Мне ближе его называть словом "блаженство". Блаженный не находится в поиске чего-либо, в поиске того, что его "осчастливит", он уже все имеет для радости. Эта радость иного качества, иной наполненности нежели счастье. Каждый коснувшийся блаженства - вечного что есть в нем, такой пробудившийся не пожелает его более променять на временное состояние счастья, это не сопоставимо. Блаженство - это не просто переживаемое чувство само по себе, это следствие пробуждения ваших чувств, понимания, внимательности к себе и окружению, пробуждения вашего внутреннего источника, который питает это состояние изнутри, того огня, который всегда теплился, но вы не давали ему разгореться в вашем сердце. Теперь вы независимы от обстоятельств. Что бы с вами ни происходило, чувство уюта, дома - всегда теперь с вами. Вас более не привлекают истерики счастья или несчастья, вы наблюдаете как другие люди впадают в эти состояния и как выходят из них, как ходят вокруг себя, но внутрь себя заглянуть решаются лишь единицы. Вы глядите на происходящее с пониманием, вы совершенно теперь другой, глядите и понимаете что не можете им помочь. Невозможно подарить блаженство или сделать блаженным кого-либо. Пока этот кто-либо сам искренне не пожелает изменений. Оно - следствие внутренней трансформации. Вы можете стать лишь импульсом для тех кто подошел к готовности поработать над собой - не более. И это вас не печалит, хотя появляется сострадание. Вы не надсмехаетесь, не ликуете, вы просто это отмечаете, видите более глубоко, видите те причины из которых это происходит и к которым вчера еще были слепы. Это сложно описать, это можно только переживать. Ничего общего с счастьем это не имеет. В статье писалось о некоторых практиках, монахах практикующих медитацию и не только монахах. Мне приходилось лично знакомиться с такими практиками и могу сказать, что это такая же наркомания. Медитация "на часик" в конце рабочего дня - это тот же способ "погони" за свежим глотком воздуха. Целый день вы бегали сломя голову, теперь садитесь и пытаетесь свой возбужденный ум умиротворить. Это просто пилюля для больного сознания, не более того. Вы можете немного прикоснуться благодаря таким пилюлям до своего блаженства, но ничего не поняв, завтра снова сломя голову помчитесь в этот суетливый мир, полный дел, успехов и разочарований. Вы ничего не разберете и скорее всего рано или поздно сочтете, что нужно либо бросать это нелепое дело или уходить в монашество - для того чтобы что-то по настоящему обрести. Я же утверждаю, что монашествовать вовсе для этого не нужно. Более того, многие монахи, если не большинство - беглецы, убежавшие от трудностей, слабые люди. Сначала они половину жизни гонялись за золотом, теперь вторую часть жизни они погнались за духовностью. Они ничего не изменили в себе в самом своем корне, просто одно "золото" заменили на другое "духовное золото", одно стремление сменилось на другое - они как были нищими так и продолжают оставаться ими. Настоящее богатство лежит не на вершинах Гималаев и не на тронах царей, оно лежит внутри вас. Есть известные слова: "царствие небесное внутри вас". И не важно кто вы генерал, пастух, учитель или менеджер - вы можете стать по настоящему богатым, человеком обретшим то, чего не обрели самые влиятельные мира сего. Как же разбудить себя? Как пробудить тот источник, который делает вас блаженным? Это обязательно произойдет с вами, если вы этого действительно жаждите. Вовсе не обязательно изучать для этого позы йога, книги, молитвы, медитации - как сесть, как и что произнести. Хотя некоторые считают это необходимостью, но это их право, мы сейчас говорим о тех, кто действительно жаждет пробудиться. Ключ к осознанности и пробуждению - ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ. Максимальная, предельная внимательность, постоянная настолько насколько она для вас возможна и в течение всего дня. Не "на часик, на два или три", а постоянная ("на часик" - это попытка очиститься, я же говорю о первопричинах: как научиться не пачкаться). И вектор этой внимательности, как бы это эгоистично не выглядело, стоит направить внутрь себя, потому как пока вы себя достаточно глубоко не изучите, вы не сможете глубоко понимать других. Погружение во всю большую внимательность возможна в уравновешенном состоянии. Поэтому придется последить за своими эмоциями, для начала поизучать их, не подавлять, а наблюдать и стараться разглядеть причины. Убирая причины вы сможете достигать большего равновесия, тем самым будет становиться доступной более глубокая внимательность. Чем бы вы ни занимались, какой профессией ни обладали - станьте внимательным. Внимательным к своим словам, эмоциям, поступкам - каждому поступку и слову. Вскоре вы начнете все более понимать "корни" вашего обыденного поведения, реакций. Например вы сможете более глубоко начать понимать почему вы курите и если продолжите исследование, то скорее всего процесс курения станет вам не интересен и вы оставите это занятие. Далее может произойти тоже самое и со спиртным. По мере вашего пробуждения все заменители счастья начнут становиться не интересными и сами по себе "отваливаться". Вы увидите как другие люди ведут борьбу с курением, отдают этому столько сил и внимания, а оказывается курить можно просто прекратить не бросая, без всякой борьбы и "ломки" и это происходит так естественно с ростом вашего осознания. Продолжая быть внимательным вы сможете утончать свое внимание до посещающих вас мыслей. Ранее вы не обращали на бардак в вашей голове, теперь он становиться очевидным. И теперь поле вашей деятельности может увеличиться на работу с "головой". Что же там? Постепенно вы сможете пропускать мимо не нужные мысли, не следовать им и заметите, что сон ваш становится более спокойным, и наступит момент когда вы будете спать как младенец. Вокруг люди носятся с проблемами, в конце дня веер мыслей в их головах не позволяет уснуть крепким сном. Сны тревожны, кто-то принимает спиртное перед сном, чтобы уйти в забытье, кто-то снотворное. Но теперь это все не для вас, это становиться уже позади, пройденным этапом, вы уже продвинулись дальше и у вас есть с чем сравнить. Вы можете взглянуть на себя вчерашнего и на себя сегодняшнего. Вы меняете себя. Продолжая, вы увидите, что слова некогда произнесенные кем-то давным-давно: "Изменись сам и вокруг тебя изменятся тысячи" - они действуют! Вы увидите, как меняется окружение, как меняются обстоятельства вокруг вас, вы просто фиксируете это как факт, пытаетесь это рассказать, поделиться с близкими, знакомыми, но они не понимают вас. В их глазах вопрос: "О чем это вы?". Понять это могут лишь те, кто сам лично испробует. Вы, продолжая оставаться предельно внимательным замечаете, что хамы все реже попадаются на вашем пути, ведь вы изменили себя прежде и видите: как следствие меняется и мир вокруг вас. Ваше доверие к миру повышается, вы начинаете чувствовать его заботу о вас, сначала это тонко, после все более явно, смысл происходящего начинает все глубже раскрываться вам. Страхи всякого рода начнут покидать вас. Вы обнаружите, что врагов нет. Изменится представление о "добре" и "зле". Рано или поздно вы сможете вспомнить свое предназначение, для чего вы здесь на планете и для чего пришли сюда. Можно долго описывать процесс пробуждения, это увлекательнейший процесс. Он далеко не одинаков у всех. Конечно он индивидуален, но общий вектор, ступенчатость сбрасывания "одежек" сохраняется. Вовсе не просто так взять и стать внимательным, но это возможно и возможность эта есть у каждого - вопрос лишь вашей жажды в пробуждении. По началу это трудно, но после внимательность как бы входит в привычку, становиться естественной как дыхание. Общество так долго нас усыпляло, родители нас усыпляли, а их усыпляли их родители. Из поколения в поколение продолжался гипноз. И так мы стали подобны луковицам, обросшим таким большим количеством слоев-одежек, что свет проходя через всю эту скорлупу слоев еле доходит до нас. Продолжая двигаться к осознанности, вы увидите что вы и ближний - одно, что протягивая руку упавшему вы протягиваете ее себе. Те кто вредят, мстят - не понимают что в действительности вредят и мстят себе. Но вы то теперь отчетливо это видите. Это и есть прозрение, в котором становятся видны причины и следствия, теперь вы издалека видите яму и заранее обходите ее стороной, но еще вчера, скорее всего, в нее бы провалились. Далее я не буду описывать процесс пробуждения, потому как многие сочтут это фантасмагорией, но то что вы осознаете и увидите кто вы такой - это будет вашим самым большим удивлением и подарком самому себе. Я применял слово "пробуждение", так как его чаще употребляют, но мне ближе по смыслу происходящего слово "воспоминание". По большому счету - мы уже знаем, но забыли. Пробуждение - это всего-навсего воспоминание себя и всего что нас окружает, постепенный выход из глубокой амнезии. Буду рад любым осмысленным вопросам и комментариям.