22 ДЕК, 10:28 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


«Уралвагонзавод»: ручное управление и национальное достояние

29 Июля 2013 9695 0 Политика
«Уралвагонзавод»: ручное управление и национальное достояние

Ручное управление стало неотъемлемой чертой российской экономики. Яркий пример тому – судьба «Уралвагонзавода». Как жилось этому предприятию последние десять лет и зачем ему понадобилось шить свои футболки и ботинки?

Вагонно-оборонный кризис

Во время «прямой линии» с Владимиром Путиным в декабре 2011 года начальник цеха нижнетагильского «Уралвагонзавода» Игорь Холманских предложил помочь кандидату в президенты «отстоять свою стабильность» и разогнать оппозицию, которая с сентября проводила митинги в защиту честных выборов. «Приезжайте», – ответил Путин и запустил Холманских в политику. Еще в 2009 году рабочие «Уралвагонзавода» точно так же были вынуждены митинговать, отличались только требования. Сотрудников завода волновала стабильная работа и зарплата. В конце января 2012 года будущий полпред президента в Уральском федеральном округе создал движение «В защиту человека труда» – даже в более удачном для завода 2011 году из-за простоев на производстве не работало 2,5 тыс. человек из 32 тыс. сотрудников. Причем простаивала работа технических специалистов, а не управленцев, сорвавших оборонный заказ и «спасавших» рабочих механосборочных цехов, переводя их на понижение в вагоносборочные и металлургические производства. Однако в этом шаге Холманских было больше политики и пиара, чем реальной заботы о трудящихся.

«Уралвагонзавод» – головное предприятие одноименной корпорации – находится в Нижнем Тагиле Свердловской области на правах градообразующего. В городе проживает 361 тыс. человек. На заводе трудится около 22% всех занятых на средних и крупных предприятиях города. Основная продукция завода – железнодорожные грузовые вагоны и военная бронетехника. Последний крупный контракт с ОАО «РЖД» был заключен осенью 2007-го: до 2010 года завод должен был поставить 40 тыс. грузовых вагонов стоимостью 68 млрд руб., что покрывало более 70% потребностей железнодорожной компании. К весне 2009 года заказ был практически выполнен, однако к этому времени инвестпрограмма РЖД вдвое сократилась, так что компания почти полностью отказалась от услуг завода. «Дочка» РЖД – Первая грузовая компания (ПГК) – заказала лишь 4 тыс. полувагонов и 2 тыс. цистерн.

В итоге, предприятие оказалось на грани банкротства. К маю 2009 года в вынужденном отпуске находилось уже 2/3 работников завода – порядка 20 тысяч человек. Работа продолжалась только в цехах, обеспеченных оборонными заказами. При этом никаких гарантий, что завод не лишится и этих заказов, не было, поскольку бывший министр обороны Анатолий Сердюков пообещал, что военное ведомство будет закупать только современное оружие.

За время простоя и недозагрузки у завода скопились долги на 66 млрд рублей – вдвое больше, чем годовой оборот предприятия за 2008 год. На обслуживание долговых обязательств каждый день уходило более 30 миллионов рублей.

Государство спасает свое имущество

И вот тут очень вовремя подоспела помощь государства. В 2009-2010 годах «Уралвагонзаводу» была предоставлена финансовая поддержка в размере 14,1 млрд рублей. В 2012-2014 выделяется еще 6,2 млрд рублей на модернизацию УВЗ в рамках Федеральной целевой программы по развитию оборонно-промышленного комплекса. В 2012 году Министерство обороны РФ заключило с «Уралвагонзаводом» долгосрочный контракт на общую сумму 6 млрд рублей.

Результаты не заставили себя ждать: в 2011 году завод получил прибыль, сопоставимую по размерам с оказанной ему господдержкой. Рабочие, которые еще в 2010 году устраивали митинги, требуя работы и зарплаты, год спустя уже готовы были ехать в Москву, чтобы лично помочь Владимиру Путину одержать победу на президентских выборах.

Их надежды на путинскую стабильность, судя по отчетам представителей профсоюзов вполне оправдались. Если в 2009 году средняя зарплата на заводе составляла 12,5 тыс. руб., то к 2011 году она поднялась до 20 тыс., а спустя год – уже до 32 тыс. руб. Минимальный же оклад работников УВЗ в 2012 году составлял 10125 руб. – что в два раза выше установленного по России.

Свой человек на нужном посту

Чем же была вызвана такая чуткость со стороны государства? Почему из множества погибающих предприятий оно вдруг выделило «Уралвагонзавод»? Возможно, все дело в пресловутом человеческом факторе. В 2009 году стопроцентным владельцем акций компании стало Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, и руководство завода было полностью обновлено.

Гендиректор УВЗ Николай Малых, руководивший заводом 12 лет, в апреле 2009 был отстранен от должности, а его пост занял Олег Сиенко, до того успешно трудившийся у друзей Владимира Путина – Алексея Миллера и Сергея Чемезова. В 2002-2003 годах Олег Сиенко работал генеральным директором ООО «Газэкспорт» – дочернего предприятия знаменитого ОАО «Газпром», в 2006 году возглавлял совет директоров ООО «Газкомерц», тоже подконтрольного «Газпрому». В 2006-2009 годах Сиенко председательствовал в совете директоров ОАО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ», подконтрольного Госкорпорации «Ростехнологии».

Глава «Газпрома» Алексей Миллер в свою очередь в начале 1990-х работал под руководством Владимира Путина в Комитете по внешнеэкономическим связям мэрии Санкт-Петербурга, а сегодня входит в ближайшее окружение нынешнего президента РФ и, согласно статье в журнале «The New Times» (№ 07 (235) от 27 февраля 2012 года), в узком кругу друзей В.В. Путина фигурирует под кличкой «Солдат». Что же касается Сергея Чемезова, возглавляющего «Ростехнологии», то с Владимиром Путиным он познакомился и «сдружился» в ГДР – оба они работали там по линии КГБ примерно в одно время и даже жили в одном доме. По некоторым данным, именно Сергей Чемезов предложил на должность гендиректора УВЗ Олега Сиенко.

Новое руководство работало столь успешно, что уже пару лет спустя, в 2011 году, «Уралвагонзавод» смог достойно поучаствовать в великосветской тусовке «самых-самых» россиян на Лазурном Берегу, войдя в число ее спонсоров-устроителей наряду с «ВТБ-Лизинг». В том же году корпорация приобрела по сходной цене в 67-75 млн долларов бизнес-центр в Москве, на Якиманке.

Кузница кадров

Обновленный «Уралвагонзавод» служит одновременно и надежным пристанищем для «нужных» людей, и кузницей кремлевских кадров. Самым известным выдвиженцем стал, конечно, Игорь Холманских, начавший свою трудовую карьеру грузчиком на «Уралвагонзаводе», а затем прыгнувший из начальников цеха сразу в полпреды президента. Однако, судя по всему, он просто хорошо сыграл главную роль в президентской пиар-компании, грамотно срежиссированной ответственными за пиар специалистами предприятия.

Одним из главных пиарщиков УВЗ с конца 2010 года является политтехнолог Алексей Жарич, выпускник Московского университета МВД России. Именно ему приписывают идею превратить провинциальный Нижний Тагил в Путинград. До прихода на «Уралвагонзавод» он создал интернет-проект «За Путина!», опубликовал книгу с таким же названием, а в 2009 году зарегистрировал сайт «Путин-2012» – предвыборный сайт Владимира Путина, который стал площадкой для президентской кампании. Сегодня Алексей Жарич занимает на «Уралвагонзаводе» должность заместителя гендиректора по взаимодействию со СМИ и органами госвласти и по совместительству с июля 2012 является членом Общественного совета при Председателе Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ.

Организатор резонансного предвыборного митинга в Екатеринбурге в январе 2011-го Андрей Ленда, работавший в корпорации начальником отдела социальной работы, 1 ноября 2012 года назначен руководителем аппарата Администрации города Нижний Тагил.

Среди других выдвиженцев «Уралвагонзавода» – бывший первый замгендиректора Владимир Шмаков, назначенный в мае 2013 руководителем «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) на долю которого приходится 80% отечественного судостроения. На УВЗ он потрудился совсем немного – с мая 2011-го, а до того почти 30 лет работал на Магнитогорском металлургическом комбинате.

Еще меньше проработал в корпорации Евгений Школов: он занимал должность председателя совета директоров всего год, а в мае 2012 был назначен помощником президента РФ по кадровым вопросам. До прихода на «Уралвагонзавод» Евгений Школов трудился в МВД, но покинул свой пост из-за причастности к рейдерскому захвату корпорации «Тольяттиазот». Начинал же он свою службу Родине чекистом, пойдя по стопам отца, служившего в Дрездене – именно там в 80-е годы судьба свела Школова с Владимиром Путиным и Сергеем Чемезовым. Таким образом, по мнению некоторых политологов, на «Уралвагонзаводе» бывший чекист Евгений Школов просто «по знакомству» получил на время неплохую должность – пережидая до назначения на более ответственный пост в Кремле.

От танков до трамваев

Сегодня корпорация «Уралвагонзавод» объединяет в своем составе более 20 промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро не только в России, но в и Европе. В 2010 году, например, она приобрела контрольный пакет акций французского завода «Sambre et Meuse», который стал поставлять «Уралвагонзаводу» литые детали для тележек, боковые рамы и другие комплектующие для вагонов. Когда-то чуть было не обанкроченный, «Уралвагонзавод» сегодня перешел к промышленной экспансии, приобретая крупные профильные предприятия, которые испытывают трудности. Так, он намерен выкупить у «Вненшэкономбанка» концерн «Тракторные заводы» (КТЗ), в который входят три ведущих предприятия Чувашии – «Промтрактор», «Агрегатный завод» и «Промтрактор-Вагон».

В общей сложности, предприятия «Уралвагонзавода» выпускают более 100 видов продукции: военную технику, дорожно-строительные машины, цельнометаллические полувагоны, специализированные вагоны и железнодорожные цистерны. Объем средств, выделяемых на развитие производства, за последние три года вырос почти втрое. В 2011 году бюджет развития нижнетагильского предприятия составил 3,7 млрд рублей, в 2012 году – почти 4,5 млрд рублей (из них 3,9 млрд рублей были направлены на модернизацию и техперевооружение), по планам 2013 года, на инвестиционные проекты выделяется 11,4 млрд рублей. В инвестпрограмму входят: реконструкция производства военной продукции (1 млрд рублей), модернизация промышленных и социальных объектов, техперевооружение вагоносборочного производства. По данным пресс-службы корпорации, «всего на "Уралвагонзаводе" сегодня реализуется более 35 различных проектов и программ. Еще около 15 находятся на этапе предпроектных проработок».

Осваивается выпуск новой продукции – например, мобильных буровых установок. На международной промышленной выставке-ярмарке «Иннопром-2013» «Уралвагонзавод» представил свое «инновационное изделие» – ТМВ-2. Это универсальное транспортное средство на комбинированном колесно-рельсовом ходу является эффективной альтернативой маневровому тепловозу и обеспечивает транспортировку по путям до 22 порожних вагонов или цистерн. Его можно использовать на территории промышленных предприятий, а также при проведении специальных или аварийно-восстановительных работ на железнодорожных путях и переездах.

Расширяется сотрудничество УВЗ с крупными зарубежными компаниями. С американской Caterpillar ведутся переговоры по созданию совместного предприятия на паритетных началах. В рамках этого проекта на «ЧТЗ-Уралтрак» в Челябинске планируется организовать сборку локомотивов, которые могут работать как на дизеле, так и на газе, адаптированных к российскому климату. Правда, спрос на эти локомотивы может возникнуть лишь при реализации масштабной государственной программы перевода транспорта на газ. Пока она находится в процессе обсуждения, речь идет лишь о переводе на газ общественного транспорта и дорожно-коммунальной техники. ОАО «РЖД» ведет переговоры с «Газпромом» и «Роснефтью» о возможности перевода части парка локомотивов на газомоторное топливо, но масштабы этих планов пока неизвестны. Помимо локомотивов, УВЗ хочет сотрудничать с Caterpillar «в производстве двигателей большой мощности, горно-шахтного оборудования и дорожно-строительной техники».

Вместе с канадской Bombardier «Уралвагонзавод» выиграл тендер на поставку скоростных трамваев для Москвы, победив других участников конкурса – российский Трансмашхолдинг в партнерстве с французской Alstom. Согласно контракту на общую сумму в 8,46 млрд рублей, в течение 2014 года должны быть поставлены 70 трамваев, в 2015 – еще 50. Трамваи должны быть комфортными для пассажиров, иметь низкий уровень шума, современную систему отопления и систему контроля за режимом работы водителя. Все вагоны планируется оснастить системой ГЛОНАСС. Трамваи будут развивать скорость до 75 км/ч, а срок их службы составит 30 лет.

В оборонной промышленности «Уралвагонзавод» по-прежнему играет ведущую роль – здесь расположен единственный в стране танковый конвейер, способный серийно выпускать боевые машины тяжелого класса. Выполняется заказ минобороны по производству 261 нового танка Т-90, которые отправятся в первую очередь в Северо-Кавказский военный округ РФ. Также проводится модернизация существующего парка танков Т-72. Разрабатывается платформа для тяжелой бронетехники «Армата». В 2015 году должно начаться серийное производство танков нового поколения на этой платформе.

Футболки и национальное достояние

В советское время «Уралвагонзавод» был просто одним из крупных предприятий. Сегодня его возвеличивают чуть ли не до национального бренда – поскольку большинство остальных предприятий закрылось или после многократной смены владельцев оказалось под иностранной юрисдикцией. То же ЗАО «Трансмашхолдинг», например, хотя и фигурирует в качестве российского предприятия, однако управляется через офшор – официально его единственным акционером является голландская компания The Breakers Investments B.V., которой в свою очередь владеют структуры Искандара Махмудова, Андрея Бокарева, «Трансгрупп АС» и «РЖД». Одежно-обувной пиар «Уралвагонзавода» сродни саморекламе «Газпрома», внушающей нам, чтó нынче является национальным достоянием страны.

На 20 млн рублей, щедро выделенных на пошив брендовых футболок и ботинок, можно было бы организовать успешное производство в Нижнем Тагиле, создав новые рабочие места и вдохнув жизни в медленно стареющий и умирающий город. Именно по такому пути развивалась, например, известная российская компания «Глория Джинс», созданная в 1988 году. Начиналась она с двух небольших фабрик в шахтерских городках Ростовской области, и сегодня большинство из 33-х швейных предприятий компании находится в шахтерских краях – Ростовской, Луганской и Донецкой областях (два последних региона, правда, теперь уже стали «заграницей»), семь фабрик действуют также в маленьких городках Волгоградской области и одна – в Кабардино-Балкарии. «Глория» стала одним из самых крупных российских производителей одежды, вместе с ростом ее годового оборота растет и число рабочих мест в провинции – на новых предприятиях с самым современным оборудованием.

Но руководство «Уралвагонзавода» предпочитает другой путь. Разработку дизайна оно поручило Алексею Маслову, который занимался брендингом телеканала Russia Today и журнала «Сноб». Шить же одежду и обувь будут в Китае, хотя о возможных российских партнерах все же упоминается. Предоставить работу не своим, а китайским сотрудникам решено, как всегда, из лучших побуждений – чтобы снизить цены на продукцию. Планируется, что футболки будут стоить 300 руб., а куртки и плащи – до 3 тысяч. Очевидно, что расчет делается вовсе не на патриотичных тагильцев с их минимальной зарплатой в 10 тысяч, а на гораздо более платежеспособных посетителей международных выставок и ярмарок. «Уралвагонзавод» уже открыл тестовый шоурум в Екатеринбурге и обещает масштабную презентацию осенью на выставке вооружений в Нижнем Тагиле.

Очевидно, что международный пиар вновь оказывается важнее реального улучшения и развития. Непонятно только, каким образом детская и женская одежда поможет продажам танков и вагонов.

 

Далее читайте:

Из рабочего в полпреды: кадровые сигналы обновленной власти

Инфляционная болезнь оборонно-промышленного комплекса

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more