«Уралкалий» и протекционизм по-российски
Поддержка отечественных производителей, по идее – одна из важнейших задач государства, поскольку они составляют основу экономики. Как действует в этом направлении российское правительство? Насколько полезны для отечественной экономики «Уралкалий», «УК Русал», «Северсталь» и другие?
ВТО
О том, что вступление в ВТО было полезно отнюдь не отечественным производителям, а их иностранным конкурентам, «Капитал страны» уже писал. Только-только «в стабильное десятилетие» промышленность и сельское хозяйство начали хоть как-то подниматься, как у них фактически отобрали весь внутренний рынок, отдав его на откуп импортным производителям. Мало того, в полном согласии с условиями, продиктованными ВТО, энергокомпании еще и повышают тарифы – что явно не на пользу ни отечественным производителям, ни экономике в целом.
Итог закономерен: вместо диверсификации экономики, о чем на словах неустанно печется правительство, еще больше усилился перекос в сторону сырьевых отраслей. И сегодня, когда из-за мирового кризиса цены на сырье падают, российская экономика может лишиться последней своей опоры. Внутреннего спроса на производимое сырье в стране фактически нет – поскольку почти нет крупных производств.
О необходимости развития металлопотребляющих отраслей во всех сферах экономики говорится уже давно. Развитие транспорта, автомобиле-, авиа- и судостроения, строительство доступного жилья – все это не только поддержало бы российскую металлургию, но и значительно укрепило бы экономику в целом. Но все эти программы остаются лишь на бумаге. Поэтому, например, судьба бывших советских предприятий черной и цветной металлургии, которые сегодня кормят отечественных олигархов, находится под большим вопросом.
Оффшоры и шантаж вместо развития
Не секрет, что до последнего момента российские олигархи обращались с доставшимся им «наследством СССР» по принципу «выжать и выбросить». Инвестиции в модернизацию, если и проводились, то явно были в разы меньше сумм, выводимых в оффшоры или вкладываемых в покупку яхт и спортклубов. Допустим, что модернизация все равно бы не спасла сырьевые предприятия от нынешнего падения мирового спроса, но что мешало их владельцам озаботиться развитием внутреннего рынка? Инвестировали бы не в яхты и оффшоры, а в строительство и транспорт. Или хотя бы лоббировали не только интересы сырьевых отраслей, но и своих потенциальных потребителей.
Сегодня, когда из-за падения мировых цен на сырье выручки сырьевых предприятий падают, а активы резко дешевеют, владельцы их разными способами пытаются оптимизировать расходы. «Мечел» (владелец – Игорь Зюзин) распродает непрофильные и убыточные активы, Новолипецкий металлургический комбинат» (владелец – Владимир Лисин) сокращает издержки европейских заводов на 20–30%, в том числе и увольняя персонал. Ранее сообщалось, что на самом НМЛК тоже начались сокращения. Однако пресс-служба предприятия назвала эту информацию не соответствующей действительности. «На НЛМК массовых сокращений персонала не планируется, они не начинались в этом году», – говорится в официальном сообщении.
Эффектнее всего борется с кризисом «УК Русал». Его владелец Олег Дерипаска объявил о закрытии сразу четырех заводов, часть из которых является градообразующими предприятиями. Теперь перед правительством стоит дилемма: либо получить сразу несколько «Пикалевых» в разных уголках страны, либо принять предложение олигарха и выкупать у него алюминий, создавая государственный запас до лучших времен, пока металл вновь не подорожает. Правда, никаких предпосылок к подорожанию пока нет. При этом остановка заводов приведет и к закрытию смежных производств. В частности, поскольку алюминиевые заводы являются крупнейшими потребителями тепла, их остановка грозит оставить без него целые города. Вице-премьер Аркадий Дворкович поручил правительству «проработать механизм создания и функционирования государственного фонда запасов алюминия».
И ведь жалобы и претензии олигархов на трудности ведения бизнеса отчасти справедливы. Чего стоит одно только повышение тарифов естественных монополий, фактически санкционированное правительством. Если уж от растущих аппетитов монополий и банков стонут даже сверхприбыльные сырьевые предприятия – то, что говорить о гораздо менее доходных отраслях.
Поддержка для избранных?
Тем не менее, отдельных отечественных производителей правительство все же поддерживает. Например, интересы Сулеймана Керимова и его «Уралкалия» лоббируются на самом высоком уровне. Так, в начале августа Аркадий Дворкович в ходе переговоров с председателем правления Банка развития республики Беларусь Сергеем Румасом выразил категорический протест против белорусских поставок калийных удобрений на рынок России по демпинговым ценам. То есть, против удушения отечественной промышленности европейско-китайским импортом возражений нет, а вот «Уралкалий» жалко. Неважно, что он продавал свою продукцию отечественным же сельхозпроизводителям втридорога, а белорусы своим дешевым калием фактически их поддерживают. И неважно, что прибыль «Уралкалия», в основном, выводилась в оффшоры или, в лучшем случае, вкладывалась в покупку очередной звезды футбола для «Анжи». Нет, ставки слишком высоки. Возможно, все эти маневры помогут «Уралкалию» подмять российских конкурентов и снизить рыночную стоимость «Беларуськалия», чтобы прикупить, наконец, его активы, чего так давно добивается владелец российского калийного гиганта. Однако что выиграет от всех этих операций не лично Сулейман Керимов, а экономика страны? Волнует ли этот вопрос российское правительство?
Далее читайте:
Сельхозмашиностроение России: развивать или стать сырьевым придатком ВТО?
Рост тарифов естественных монополий и национальная безопасность
На что «РЖД» потратит пенсионные деньги
Написать комментарий
У Дворковича жена дагестанка родственница Керимова - вот и старается парнишка... Он уже много и так нагадил вместе со своей половиной. От них г...м воняет на километр!