24 АВГ, 01:16 МСК
USD (ЦБ)    80.7498
EUR (ЦБ)    93.6274


Трамп на пути к «фармсоциализму»?!

23 Августа 2025 63 0 Политика
Трамп на пути к «фармсоциализму»?!

Трамп против «Большой Фармы»: почему республиканец решил применить социалистические методы для снижения цен на лекарства и спасения американского рынка?

Мы уже освещали фармацевтические проблемы США, связанные с высокой зависимостью от импорта дженериков, стремительной потерей внутреннего рынка. Еще в 2002 году США производили 83% потребляемых в мире фармацевтических препаратов, а к 2024 году этот показатель снизился до всего 37%.

При этом США – это родина «Большой Фармы», крупнейшие фармацевтические компании «родом» из Америки. Термин "Большая Фарма" (Big Pharma) обычно относится к крупнейшим фармацевтическим компаниям, которые лидируют по разным показателям, включая: Рыночную капитализацию, Объем выручки, Инвестиции в исследования и разработки (R&D), Продажи рецептурных препаратов. Эти компании играют ключевую роль в разработке, производстве и распространении лекарственных средств, а также являются крупными работодателями в секторе здравоохранения.

Крупнейшие компании американской «Большой Фармы»:

  1. Pfizer: (Нью-Йорк)
  2. Johnson & Johnson: (Нью-Брансуик, Нью-Джерси)
  3. Merck & Co. (Кенилворт, Нью-Джерси)
  4. AbbVie: (Северный Чикаго, Иллинойс)
  5. Bristol Myers Squibb: (Нью-Йорк)
  6. Moderna
  7. Eli Lilly and Co. (Индианаполис)
  8. Amgen: (Таузенд-Оукс, Калифорния)
  9. Gilead Sciences: (Фостер-Сити, Калифорния)

Первая пятерка этих компаний входит в первую десятку мировых фармкомпаний по объему продаж. Оборот мировой фармацевтической отрасли (суммарная выручка 2300 крупнейших фармацевтических компаний) в 2021 году оценивается в 1,44 трлн долларов, рост на 16,1 % за год и в 3,7 раз за 20 лет, из них 555 млрд пришлось на американскую фарму.

Но, оказывается пресловутая инновационная активность фармкомпаний выходит боком американским потребителям. Они страдают из-за чрезмерно высоких цен на фармпрепараты.

Стремясь навести порядок в этой сфере, президент Дональд Дж. Трамп подписал два указа по регулированию фармрынка. 15 апреля 2025 года он подписал указ под названием «Снижение цен на лекарства путем повторного утверждения приоритета интересов американцев» в рамках выполнения предвыборных обещаний по снижению стоимости рецептурных препаратов, данных им еще в первый президентский срок.

12 мая 2025 года подписан указ «Обеспечение ценообразования на рецептурные препараты для американских пациентов в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования», направленный на приведение цен, которые американцы и налогоплательщики платят за рецептурные препараты, в соответствие с ценами в аналогичных странах. Указ обязывает торгового представителя и министра торговли США принять меры для обеспечения того, чтобы иностранные государства не занимались практикой, которая преднамеренно и несправедливо занижает рыночные цены и приводит к росту цен в Соединенных Штатах.

Указ предписывает администрации сообщить производителям фармацевтических препаратов целевые цены, чтобы обеспечить Америке, крупнейшему покупателю и спонсору рецептурных препаратов в мире, наиболее выгодную сделку.

Министр здравоохранения и социальных служб США создаст механизм, посредством которого американские пациенты смогут приобретать лекарства напрямую у производителей, продающих их американцам по цене «наибольшего благоприятствования», минуя посредников.

Если производители лекарств не смогут предложить ценообразование в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования, Приказ предписывает министру здравоохранения и социальных служб: (1) предложить правила, которые введут ценообразование в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования; и (2) принять другие решительные меры для значительного снижения стоимости рецептурных препаратов для американских потребителей и положить конец антиконкурентной практике.

Фактически, это псевдосоциалистическая регуляторная мера, направленная на наведение порядка нерыночными мерами в жирующей американской фармацевтической отрасли. «Большая фарма» уже давно является мишенью антикапиталистических левых популистов, которые хотят преобразовать сектор путем введения жесткого контроля цен, ослабления патентов и/или создания государственной системы разработки лекарств.

Хотя республиканские администрации всегда выступали за консервативные рыночные свободы Трамп решил разобраться с «большой фармой» вполне революционными социалистическими методами. И есть за что.

Согласно последним данным, цены, которые американцы платят за фирменные лекарства, более чем в три раза превышают цены, которые платят другие страны ОЭСР, даже с учетом скидок, предоставляемых производителями в США.

Население США составляет менее пяти процентов от населения мира, однако на страну приходится около 75% прибылей мировой фармацевтической отрасли.

Производители лекарств снижают цены на свою продукцию, чтобы получить доступ на зарубежные рынки, а затем субсидируют эти скидки за счет высоких цен, устанавливаемых в Америке. По сути, американцы субсидируют прибыли производителей лекарств и иностранные системы здравоохранения, несмотря на то, что производители лекарств получают выгоду от щедрых субсидий на исследования и огромных расходов на здравоохранение со стороны правительства США.

При этом Трамп хочет разрушить зарубежный фармсоциализм, финансируемый Америкой: «Раз за разом наши граждане платят за те же самые таблетки с того же завода гораздо более высокую цену, чем граждане других стран, фактически субсидируя социализм за рубежом за счёт стремительного роста цен у себя на родине. Поэтому мы тратим огромные суммы денег, чтобы обеспечить другую страну недорогими лекарствами. И когда я говорю, что цена отличается, вы видите примеры, когда цена просто невероятна — в четыре, в пять раз».

Трамп хочет ввести международное референтное ценообразование, при котором цены на лекарства в США будут такими же, как и в других странах, где цены на лекарства контролируются.

Критика сверхприбылей фармацевтов и высоких цен на лекарства давно уже является излюбленной темой для широкой американской общественности, причем более активную роль здесь играют представители демократической общественности и либеральных кругов, особенно левого толка. За последние годы выпущено много докладов, убедительно доказывающих, что фармацевтическая промышленность больше не служит общественным интересам, заключающимся в эффективном создании новых лекарств. Отрасль получает сверхприбыль от быстрого роста цен на лекарства, тратит слишком много денег на выкуп акций и рекламу и слишком мало на разработку новых лекарств.

Член палаты представителей США Кэти Портер (демократ от Калифорнии) в 2021 году опубликовала уничтожающий доклад под названием «Убийственные прибыли», пытаясь доказать, что отрасль зарабатывает слишком много денег. Двумя годами ранее Центр американского прогресса сделал то же самое заявление: «Крупная фармацевтика получает прибыль». Называющий себя «демократическим социалистом» сенатор Берни Сандерс (штат Вермонт), заявил, что «жадные фармацевтические компании обдирают американцев». Утверждают, что отрасль тратит деньги на маркетинг впустую, расходы на маркетинг сопоставимы с расходами на исследования, и если бы отрасль просто сократила рекламу, цены на лекарства могли бы снизиться. Это мнение, несомненно, подпитывается активным использованием фармацевтической промышленностью телевизионной рекламы.

Противники крупных фармацевтических компаний также утверждают, что эти компании не инвестируют в исследования и разработки. Прогрессивный аналитический центр «Институт Рузвельта» утверждает, что «поскольку цены резко выросли за последние несколько десятилетий, инвестиции этих же компаний в исследования и разработки не смогли сравняться с ними по темпам».

Однако резкий рост цен на лекарства не означает автоматический рост доходов фармкомпаний. Благодаря изощренной системе посредничества на фармрынке, значительная часть продажной цены пополняет карманы именно посредников. различие между чистыми ценами и прейскурантными ценами имеет решающее значение, поскольку, несмотря на рост прейскурантных цен, доля расходов, выплачиваемых производителям лекарств, в последние годы ниже, чем раньше. Например, доля доходов, получаемых производителями лекарств по всем препаратам, снизилась более чем на 17 процентных пунктов с 2013 по 2020 год – с 66,8% до 49,5%, в то время как доля, выплачиваемая посредникам (оптовым продавцам, аптекам, PBM и страховым компаниям), увеличилась с 33,2% до 50,5%.

Другими словами, менее половины каждого доллара, потраченного американцами на лекарства, фактически поступает компаниям, их разрабатывающим и производящим. В целом, производители брендовых препаратов оставляют себе лишь 37% от общих расходов на все рецептурные лекарства. Например, за последние восемь лет цены на инсулин в прейскуранте выросли на 140 процентов, однако «чистые» цены, образующие доход производителей, на самом деле снизились на 41 процент, что объясняет общественную тревогу по поводу роста цен на этот известный препарат, свободный от расходов на НИОКР.

Защитники американской фармотрасли считают, что хотя в целом цены на лекарства в других развитых странах ниже, чем в США, это не связано с монополией или рыночной властью американских фармацевтических компаний. Причина в том, что иностранные правительства пользуются американскими инновациями в области лекарственных средств, устанавливая драконовский контроль цен. После корректировки по ВВП на душу населения, в 30 из 32 стран ОЭСР цены на рецептурные лекарства были ниже, чем в США. Такой контроль цен снизил выручку производителей в 2018 году на 77%, или на 254 млрд долларов.

Поэтому, они призывают к отмене регулирования цен на фармацевтическую продукцию в других странах, что привело бы к дополнительным расходам на НИОКР в размере 56,4 млрд долларов и появлению 25 новых препаратов ежегодно. Если бы всего пять богатых стран — Япония, Германия, Франция, Великобритания и Италия — внесли свою справедливую долю в НИОКР, человечество ежегодно получало бы 12 новых лекарств.

Итак, Трамп решил разобраться с американской «фарммафией» жесткими регуляторными мерами, включая непосредственный контроль над ценами. Такой шаг гораздо больше соответствует идеологии просоциалистического Берни Сандерса, чем консервативному «рыночнику», недавно протащившего через Конгресс «один большой и хороший» законопроект со снижением налогов для большого бизнеса. Видимо, здесь не обошлось без влияния министра здравоохранения недавнего демократа Р.Кеннеди младшего. Возможно, Трамп таким образом мстит «Большой Фарме» за ковидные беспорядки 2020 года, бывшие частью компании по его дискредитации и повлиявшие на его поражение на выборах.

В любом случае, желание президента расчистить застарелые «авгиевы конюшни» американской фармотрасли свидетельствует о невозможности полагаться на пресловутые химеры рыночного саморегулирования в данной социально-значимой сфере.

Спасибо, что читаете «Капитал страны»! Получайте первыми самые важные новости в нашем Telegram-канале или Вступайте в группу в «ВКонтакте» или в «Одноклассниках»

Сергей Толкачёв
Сергей Толкачёв

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more