Тенденции технологического развития России и Китая
Технологическое развитие лидеров мировой экономики идет в направлении развития робототехнических систем и систем искусственного интеллекта. В России юные конструкторы активно демонстрируют свои роботоподобные игрушки. Станет ли это первым шагом к возрождению массового технического творчества и поворотным пунктом на пути технологического прогресса?
Национальный совет разведки Соединенных Штатов представил доклад «Глобальные тенденции до 2030 года: альтернативные миры». Одна из тем, которой авторы документа коснулись в своей работе, – возможные варианты развития России на ближайшие 20 лет. Доклад, отражающий точку зрения 16 разведывательных служб и агентств страны, публикуется каждые четыре года. Прогнозы экспертов учитываются в президентской администрации при долгосрочном стратегическом планировании.
Если верить прогнозам американских экспертов, то при существующей модели управления экономика нашей страны обречена на спад. Если наше внутригосударственное устройство не станет более либеральным, а экономика – диверсифицированной, – подытоживают в Вашингтоне, – то со временем Россия начнет угрожать глобальной безопасности.
Сырьевая экономика – тупиковый путь
Экономика – отмечают эксперты, – по-прежнему является для нашей страны «ахиллесовой пятой». Она находится в сильнейшей зависимости от добычи и продажи полезных ископаемых, прежде всего, нефти и газа. Попытки модернизации, о которых время от времени говорят российские власти, не приносят особых успехов. А в ближайшем будущем к уже имеющимся «тормозящим факторам» добавится еще и старение рабочей силы. Спасение, – полагают аналитики во главе с председателем Национального разведывательного совета США Кристофером Коджемом, – может заключаться в улучшении условий для привлечения иностранных инвесторов и создании возможностей для экспорта товаров российской промышленности.
Еще одна сфера, оказывающая огромное влияние на будущее страны и представляющая, по мнению экспертов, серьезнейшую проблему для России, – это демография. До 2030 года, – предупреждают авторы отчета, – российское население может сократиться до 130 миллионов человек. Для сравнения, в 2010-м в нашей стране насчитывалось 143 миллиона жителей. Правда, это уже противоречит данным, содержащимся в докладе Президента РФ Федеральному собранию от 12 декабря 2012 года, где было подчеркнуто, что тенденция на убыль населения в России преодолена и в 2012 году отмечен рост населения на 200 тыс. человек и продолжительности жизни на 2,5 года.
Уровень рождаемости у нас мало отличается от многих европейских стран. Однако продолжительность жизни россиян – в среднем на 15 лет меньше. Обозреватели «Газеты.ru» отмечают, что данные американцев сопоставимы с информацией от Росстата: по прогнозам ведомства, российское население в самом неблагоприятном случае может к 2030 году сократиться до 128 миллионов человек. Однако главным демографическим вызовом для России вполне может стать интеграция быстро растущего мусульманского населения страны при сокращении доли русского населения, – подчеркивают в Национальном разведывательном совете. По его данным, сейчас в России около 20 миллионов мусульман, на долю которых приходится порядка 14% населения. А к 2030 году их доля вырастет до 19%. Такое изменение этнического состава, – уверены аналитики, – неизбежно влечет за собой социальную напряженность.
Разумеется, в своей работе американские эксперты коснулись не только роли и будущего России, но и поговорили о глобальных тенденциях в целом. По их мнению, к 2030 году Китай в экономическом отношении обгонит Соединенные Штаты, а Азия обойдет Европу и Северную Америку по уровню мирового влияния, численности населения, объему ВВП, инвестициям в науку и технологии и даже по затратам на вооружение. Европейскую же и американскую экономику, так же как и российскую, в ближайшие пару десятилетий ожидает спад, хоть США и останутся в этом плане «первыми среди равных».
Угроза исламского терроризма, – полагают в Вашингтоне, – в ближайшие десятилетия, скорее всего, исчезнет. А вот в военных конфликтах в Азии и на Ближнем Востоке вполне может быть применено ядерное или биологическое оружие.
Обозреватели отмечают, что свой предыдущий прогноз Национальный совет по разведке опубликовал 4 года назад. Тогда речь во многом шла о тенденциях, к которым может привести глобальное потепление: эксперты предполагали, что благодаря климатическим изменениям к 2025 году доступ России и Канады к месторождениям нефти увеличится, а значит, их экономика усилится. А вот Америка будет страдать из-за возрастающей энергозависимости.
Многие из тех прогнозов можно считать сбывшимися: в частности, аналитики говорили о дестабилизации обстановки и возможном ослаблении правительственного контроля в африканских и южноазиатских странах, о росте влияния исламских государств за пределами арабского мира. Меньше чем через 20 лет мир будет отличаться от сегодняшнего кардинальным образом. Население Земли увеличится на 1,2 миллиарда человек и достигнет цифры 8,3 миллиарда. На 35% увеличится спрос на продукты питания, почти в два раза – на воду и энергоносители. Некоторые континенты и регионы, такие, как Африка и Ближний Восток, вероятно, будут испытывать серьезную нехватку еды и воды.
Экономики Европы, Японии и России, скорее всего, будут постепенно приходить в упадок, США будут терять роль единственной мировой супердержавы. Исламский экстремизм в том виде, каким мы его знаем, возможно, останется в прошлом, однако отдельные лица и небольшие группы террористов смогут совершать губительные атаки при помощи биологического и кибероружия. Не исключена гонка кибервооружений и появление новых видов оружия.
"Интерфакс" обращает внимание на ту часть доклада, где говорится о развитии коммуникационных технологий. "Будущие Интернет-магнаты вместе с сегодняшними корпорациями Google или Facebook будут контролировать огромное количество данных и сосредоточат в своих руках большее количество информации в режиме реального времени, чем какое бы то ни было из мировых правительств", – цитирует агентство. Однако, как сообщается в документе, повсеместное использование коммуникационных технологий не только позволит людям объединяться и бросать вызов правительству, как это было во время "арабской весны", но и даст правительствам "беспрецедентную возможность следить за своими гражданами".
В предстоящие два десятилетия Ближний Восток и Южная Азия останутся самыми нестабильными регионами, причем конфликты там вполне могут иметь "ядерный элемент", – считают аналитики американской разведки. Подавляющее большинство мест в списке потенциальных "государств-неудачников" занято странами Центральной и Восточной Африки. Есть в этом перечне и Афганистан с Пакистаном, отмечает ИТАР-ТАСС. Что касается развитых стран, то они уступят глобальное влияние стремительно развивающимся экономикам. Вместе с тем США к 2030 году преодолеют зависимость от импорта энергетических ресурсов и превратятся в их экспортера, – прогнозируют эксперты. Поможет этому так называемая сланцевая революция в Америке, поясняет "Российская газета". Что касается рынка углеводородного сырья, то новые технологии увеличения его добычи могут подорвать контроль цен на нефть со стороны ОПЕК. "Это может привести к коллапсу нефтяных цен и сильнейшему негативному эффекту для экономик, зависимых от экспорта нефти и газа", – указывается в докладе.
В связи с предыдущим прогнозом, прежде всего, приходит на ум Россия: ее перспективы американские аналитики оценили пессимистично, назвав ее экономику "ахиллесовой пятой". Россия по-прежнему находится в сильной зависимости от добычи полезных ископаемых, в особенности нефти и газа.
Российский бюджет продолжает в значительной мере формироваться за счет прибыли от продажи энергетических ресурсов. Попытки модернизировать экономику не увенчались большими успехами, а старение ее рабочей силы будет тормозить экономический рост, – указывается в документе.
Эксперты представляют три сценария для России. Согласно первому, страна станет партнером Запада на основе расчета, а не общих ценностей. Второй вариант – Россия вступит в противоречивые отношения с другими державами. Третий – Россия превратится в "доставляющую серьезные неприятности страну", которая стремится использовать свое военное превосходство для запугивания соседей и доминирования над ними.
Как отмечают американские аналитики, развитие информационных технологий продолжит оказывать колоссальное влияние на рост производительности и повышение уровня жизни в мире. В числе глобальных тенденций в докладе названы также усиление многополярности и расширение роли развивающихся государств в международной экономике, старение населения развитых стран, увеличение доли городских жителей и численности среднего класса, рост дефицита продовольствия и водных ресурсов, уменьшение количества вооруженных конфликтов и перенос террористической деятельности в киберпространство.
Актуальные стратегии развития китайской экономики
К 2030 году экономика Китая, скорее всего, превзойдет экономику США и станет самой большой в мире. При этом в докладе отмечается, что "США все равно останутся доминирующей державой в военном отношении с сильной экономикой, поскольку бум во внутреннем производстве природного газа, возможно, поможет снизить стоимость производства и уменьшит безработицу". "С точки зрения валового внутреннего продукта, численности населения, военных расходов и технологических инвестиций Азия превзойдет Северную Америку и объединенную Европу, вместе взятые", – заявил на пресс-конференции Кристофер Койм, директор НСР и один из авторов документа.
В банке Morgan Stanley нашли рецепт спасения китайской экономики от замедления и потери конкурентоспособности: китайских рабочих нужно заменить промышленными роботами. Это даст толчок новому циклу развития промышленности и сгладит последствия старения населения. Сейчас китайская экономика явно не в лучшей форме, ведь страна постепенно лишается своего главного конкурентного преимущества – дешевой рабочей силы. Растут зарплаты, улучшаются условия работы, а многие эксперты прогнозируют, что рабочая сила в Китае уже через несколько лет начнет сокращаться из-за политики одного ребенка в семье. Еще 10 лет назад типичный менеджер китайской фабрики в отношении автоматизации был настроен крайне скептично: нужно тратиться на новое оборудование, старое деть некуда. Да и смысла в этом нет – всегда можно найти дешевые рабочие руки и почти не тратиться на их обучение. Но сейчас все радикально меняется: с 2005-2006 годов начали быстро расти производственные издержки. С 1979 года средний рост зарплат составил 13,5% в год. В Корее, когда в стране началась автоматизация, рост зарплат составлял 18,4% в год.
Крупные корпорации начали открывать свои флагманские производственные центры в Китае, установив новые требования к качеству производства. Они, хотя и были заинтересованы в дешевой китайской рабочей силе, но привезли с собой лучшее и самое дорогое оборудование, требовавшее качественных работников. Постепенно это начало менять структуру производства.
Особенно рост зарплат в Китае ускорился в последние годы. Первыми в вынужденную гонку зарплат ввязались иностранные компании – именно на их производствах нормой стали забастовки рабочих. В некоторых провинциях, например, в Чунцин и Аньхой, минимальные зарплаты с 2010 по 2011 год выросли больше, чем на 25%. Рост производительности труда не может компенсировать столь быстрый рост зарплат. С 2010 года производительность труда в Китае в среднем увеличивалась на 10,7% в год против 1,4% в США и 0,7% в Европе. Но рост зарплат все равно намного выше, что приводит к росту издержек.
Экономисты Morgan Stanley уверены, что это подтолкнет китайские компании к роботизации производства, ведь именно эти факторы привели к роботизации Японии и Кореи в 1970-1980-е годы. Рынок роботов в Китае может вырасти с $1,2 млрд. сейчас до $6 млрд. к 2020 году, и в стране начнется новый этап индустриализации. Нескольким крупным корпорациям, производящим роботов, автоматизация Китая позволит как следует заработать. На пороге робототехнической революции находится не только Китай, но и весь мир.
Роботы запрограммированы не только на выполнение каких-либо простых действий, но и на стандартные реакции на изменение ситуации. Благодаря сенсорам роботы могут выполнять сложные операции, ранее доступные только человеку. Вполне возможен уровень автоматизации производства, при котором люди лишь раздают задания, а роботы их самостоятельно выполняют. Раньше роботы использовались главным образом при сборке и покраске автомобилей. Именно автомобильная отрасль стала пионером проникновения робототехники в промышленность. Теперь роботы завоевывают металлургию, создание промышленного оборудования, производство электроники и даже еды и напитков. Мировой рынок автоматизации оценивается в $116 млрд., а роботов – в $8,5 млрд.
В среднем в мире на 10000 рабочих приходится 55 роботов. В Японии соотношение выше в несколько раз – 343 робота на 10000 человек. Мировым лидером по автоматизации является Южная Корея с 347 железных "рабочих" на 10000 человек. В Китае роботизированность на 60% ниже, чем в среднем в мире. Пионерами роботизации были США и Франция, но сейчас их промышленность автоматизирована лишь на треть от уровня Кореи и Японии. В Корее и Японии ускоренная роботизация была вызвана потребностями быстрого развития промышленности. Но свою роль сыграли и культурные особенности, которые подтолкнули эти страны к автоматизации производства.
Кризис китайской конкурентоспособности
Экономисты Morgan Stanley приводят несколько реальных примеров того, как Китай теряет конкурентоспособность.
Спортивная обувь. В 2005 году за 2 часа работы, необходимых для производства пары кроссовок, в Китае платили $2,6 при общих издержках на производство пары в $20. В США производительность труда была выше, но все равно за работу, необходимую для производства одной пары, приходилось платить $5,8. Если учесть инфляцию заработных плат (13,5% в год в Китае и 4% – в США), то к 2015 году трудовые издержки вырастут до $5,77 в Китае и до $7,36 – в США. Конкурентное преимущество Китая из-за низких издержек на рабочую силу сократится вдвое – $1,59 вместо $3,19.
Смартфоны. В 2011 году на производство смартфона в Китае уходило 480 человеко-минут, за что приходилось платить $21,1. Общие издержки на производство смартфона при этом составляли $293. В США на это же уходило 100 человеко-минут, но работник получал $47,2. Если учесть инфляцию зарплат, то к 2015 году в Китае плата за человеко-минуты увеличится до $26,4, а в США – до $51,94. Всего за 4 года преимущество Китая сократится на 3% – с $26,1 до $25,5.
Помимо инфляции зарплат есть несколько социальных и демографических проблем, которые подрывают конкурентоспособность китайской экономики. Снижается мобильность населения. Персонал иностранных заводов вроде Foxconn, на которых собирается большая часть продукции корпорации Apple, примерно на половину состоит из мигрантов из малых городов и сельской местности. Они живут в общежитиях при заводах, получая регистрацию и доступ к социальным услугам. Однако оформить такую регистрацию сложно, поэтому многие китайцы в последние годы перестали уезжать на заработки на заводы. Например, в прошлом году многие из них просто не вышли на работу после новогодних праздников.
Усиливается текучка кадров. «Белым воротничкам» с хорошим английским легко найти работу – они меняют одно место на другое, чтобы повысить зарплату. Но и рабочие теперь не держатся за место, а стараются найти лучшее место работы.
Китайские компании уже отреагировали на рост издержек на труд и начали процесс автоматизации. С 1999 года спрос на роботов в Китае в среднем растет на 35% в год. С 2009 года поставки роботов выросли почти в 5 раз – до 22577 штук в 2011 году. Это самые быстрые темпы роста в мировой истории. На покупку роботов приходится 27% всех расходов на автоматизацию производства в Китае. В 2011 году на Китай пришлось 23% всего мирового спроса на роботов.
Чаще всего роботов используют в автомобилестроении. В 2006 году в отрасли было всего 36 роботов на 10000 работников, в 2011 году – уже 141 робот. Однако китайскому автомобилестроению далеко до немецкого с его 1176 роботами на 10000 сотрудников или со 1104 на 10000 сотрудников в США.
Всего в промышленности Китая сейчас на 10000 работников приходится 21 робот – это на 61% ниже мирового уровня. В автомобилестроении, несмотря на все успехи, разрыв составляет 88%. Мировой опыт указывает на то, что после того, как роботы завоюют автомобильную отрасль, они начнут распространяться по всей промышленности. Китайский рынок роботов в Morgan Stanley оценили примерно в $1,1-1,2 млрд. – это 13% от всего мирового рынка. Рынок других видов автоматизации составляет $3 млрд. Всего в 2011 году на автоматизацию китайцы потратили $7,3 млрд. Китай стал третьим по величине рынком роботов в мире.
Два сценария роботизации
Затраты на капитал. Экономисты Morgan Stanley подсчитали, сколько компании готовы потратить на автоматизацию. Согласно этим подсчетам, рынок роботов будет ежегодно расти на 12,8% в годовом выражении. Уровень автоматизации промышленности четко коррелирует с уровнем развития страны. Следовательно, темпы роботизации можно прогнозировать на основе данных по ВВП на душу населения. Согласно этому методу, рынок роботов в Китае будет расти еще быстрее – на 22,4% ежегодно. К 2020 году он вырастет до 118248 единиц и $6 млрд., на 10000 рабочих будет приходиться 73 робота (против 21 сейчас). Рынок роботов в Китае может утроиться за 8 лет или даже, по некоторым прогнозам, вырасти в пять раз.
Согласно второму сценарию, Китай станет самым крупным рынком роботов в мире, оставив далеко позади Японию и Южную Корею. Причем произойдет это уже через 3 года. Гигантский спрос китайской промышленности на железных работников придется удовлетворять четырем компаниям: немецкой Kuka, японским Yaskawa и FANUC, а также шведско-швейцарской ABB, – полагают в Morgan Stanley.
В России отечественное роботостроение развивается вяло. Сдерживающим фактором является отсутствие собственной электроники – современных интегральных микросхем. Это стало результатом проведенной деиндустриализации страны. Специалисты считают, что без решения этой задачи у России нет перспектив на развитие робототехники: недостаточно разработать кинематику и создать механическую часть робота, нужно еще наделить это «железо» алгоритмом. Тем не менее, интерес к роботостроению проявляется со стороны российской творческой молодежи. Об этом свидетельствуют многочисленные студийные выставки творческих робототехнических моделей во многих регионах страны.
Выводы
Мнения зарубежных аналитиков о тенденциях развития экономики России не являются для нас неожиданными. Отечественные аналитики высказывают схожие мнения.
Президент РФ в своем интервью 20 декабря 2012 года озвучил цифры роста, которые вызывают оптимистические ожидания. Однако над закреплением названных Президентом позитивных тенденций нужно постоянно работать и, прежде всего, за счет освоения высоких технологий. Из информации зарубежных аналитиков следует, что развитые индустриальные страны в опережающем режиме работают в направлении освоения современных технологических укладов. Развивающиеся страны идут этим же путем, хоть и в догоняющем режиме.
Россия утонула в разговорах о повороте к инновационному пути развития, хотя всем понятно, что только ориентация на общекультурные и общечеловеческие ценности может открыть новые возможности для конкурентного развития экономики и социальной сферы страны. Прогноз зарубежных аналитиков на продолжение технологической деградации России настораживает и указывает на необходимость неотложной активизации человеческого капитала России в инновационной и инвестиционных сферах.
Написать комментарий
Когда от разговоров к делу?