Строитель
Ни Белоруссия, ни Россия до сих пор не знают, какой строй они строят. Откуда идет такая неосведомленность? Может быть, причина этого кроется в особенностях психологии советского человека, каковыми все мы были до перестройки и эпохи перманентных реформ? Как проявляется эта психология на бытовом уровне?
В купе поезда «Москва–Минск» нас оказалось двое: я и мужчина лет пятидесяти.
– Ну что? Будем объединяться? – сказал он с явным белорусским выговором. Выставил на стол бутылку водки (не бойсь, без полония!), нехитрую дорожную закуску и представился: Николай.
– Да нам и разъединяться было необязательно, – одобрил я взглядом действия Николая, выставляя на стол такую же бутылку и свою закуску.
Мелочиться не стали. Сразу выпили по полному стакану, хрустнули огурцом, закусили холодной курицей. Внутри стало тепло, и душа потребовала беседы. Перешли на ты.
– Объединяться-то будем, – продолжил я. – Только ведь нельзя объединять разные строи, и поэтому хотелось бы знать, какой у вас в Белоруссии государственный строй: социалистический или капиталистический, или ещё какой? Что вы там у себя строите?
– Я лично строю себе дом за городом и в политику особенно не вникаю, – ответил Николай. – Хороший дом. В своём доме, да удобном, разумно спланированном, совсем другая жизнь. Мечта каждого. Это тебе не коллективная собственность.
– Ну, за дом! – поднял я свой стакан.
Николай решительно поддержал.
– Расскажи, что за дом будет, что за проект?
– А проекта у меня никакого нет, – ответил Николай.
– Как это нет? А как же ты строишь? Ну хотя бы общий эскиз, рисунки есть?
– Тоже нет, – отвечает.
– Постой, постой, – говорю. – А как же ты строишь без проекта, как проводишь внутри электропроводку, воду, канализацию, отопление? Ведь хотя бы поэтажный план дома у тебя есть?
– Да нет у меня никакого плана, – отвечает.
– А сколько же этажей, комнат, окон, дверей – это-то хоть знаешь?
– Этого пока не знаю, главное – чтобы дом получился хороший.
Я посмотрел на Николая как на сумашедшего.
– Николай, – мягко начал я, – но ведь существуют уже опробованные на практике проекты, с расчётами на прочность, теплоизоляцию, с планами электропроводки и т.д.
– Нет, – отвечает, – я хочу построить свой дом и пойду своим особым путём. Не хочу твоих готовых "апробированных временем" проектов. У меня всё будет модернизировано, всё своё придумано. Да и что ты ко мне привязался со своим проектом. Построю как разумею, и буду в нём жить. Не получится хорошо, будем мучиться вчетвером – всей семьёй.
– А вот почему, – с запальчивойстью в голосе продолжил Николай, – тебя не удивляет другое, если у тебя такой пытливый и логически развитый мозг? Вот смотри: Россия. Уже более 20 лет, как началась перестройка и последующее строительство... Чего?
– Как чего? – переспросил я.
– А того, – возбудился Николай, – какой государственный строй сейчас в России?
Я задумался. Социалистический? Точно нет. Капиталистический? Тоже никогда об этом не слышал. Действительно, какой? Стал припоминать документы, постановления, газетные статьи, высказывания политических деятелей. Нет, слово "капитализм" никто не произносил и строительство капитализма в России не объявлял. А тогда и правда, что же мы строим, какой сторой? Есть план?
Реформы, реформы... Реформы всегда привязаны к строю. Ясно, что, например, реформа медицинского обслуживания населения при социализме и капитализме – это разные вещи.
Тут я крепко призадумался. Может, прав Николай? Главное, чтобы «дом» вышел хорошим.
И ещё одна мысль холодом прошла по спине: а вдруг мы и правда, строим капитализм? Тот самый капитализм, который я учился проклинать в детском саду, в школе, и который я так блестяще приговорил к историческому краху в институте на занятиях по марксизму-ленинизму.
Господи! До каких только глупостей не додумаешься спьяну!
– Наливай, Николай!
Написать комментарий
Я полностью согласна, что таких Николаев в Белоруссии каждый первый. Вот даже недавно ехала в поезде в эту славную страну и у меня произошел диалог с мужчиной за 50,который мне упорно доказывал, что главное иметь дом, а мне, женщине, тем более и сидеть и воспитывать детей и ни о чем больше не думать и не переживать. Я к чему, к тому, что для большинства людей нашей страны ничего не интересно в устройстве политики, а точнее если интересно, то никто не даст тебе возможности узнать и поучаствовать. Тебе сказали делать то-то и не возмущайся. В стране нет простора для развития малого бизнеса, есть только государственная собственность и предпринимательство. Никто на это не даст разрешения. И остается, что только заботиться о том, чтоб был дом! Поэтому на данный момент вся молодежь, вся движущая сила будущего страны уезжает от туда, и в основном в Россию. Чтоб хоть как-то проявить себя. В России же просторы открыты для всех. Но вот в политику пустят не каждого, чтоб «строить» строй страны. Там уже есть кому «строить» и как. И вроде бы демократия в стране и все для народа, но народ, по сути, никак не участвует в делах страны, и ему это не особо позволяют. Но хочется верить в лучшее, что такие Николаи пропадут в обеих странах.
Я гражданин Белоруссии и хочу сказать вам немного о Николае. Это типичный житель нашей «монархии», таких как он 80% в нашей «монархии».Я даже могу сказать больше у нас в «монархии» существует синдром «николаевщины», самое главное для большинства людей иметь дом и на этом потребительские качества заканчиваются так как, большего просто не существует. А если ты даже захочешь заняться предпринимательством тебя просто на просто «утопят» налогами, проверками, «сглазят». Какой строй в России? Мне кажется, что строй новизной не отличается, это как была военная империя, в которой все организовано под постоянное расширения, таким строем и остается. До 17-го года Россия была империей, в которой была армия, рабочие, элита и.т.д., то последние 70 лет это страна – условно говоря – страна дезертиров, в которой офицеры без чести, солдаты без дисциплины, крестьяне без земли и навыков работы, и тому подобное …