Стратегия пространственного развития России: что нового?
В настоящее время разрабатывается Стратегия пространственного развития России. Какие новые управленческие инструменты будут предложены для решения старых проблем? На каких принципах должна строиться государственная региональная политика?
Федеральный закон 2014 года о стратегическом планировании обязывает иметь Стратегию пространственного развития страны. С управленческой точки зрения, это уникальный шанс пересмотреть и сделать более эффективной государственную региональную политику. На прошедшем в октябре 2016 г. в Санкт-Петербурге XV общероссийском форуме «Стратегическое планирование в городах и регионах России» Минэкономразвития России как главный разработчик документа представил самые общие черты стратегии, продвигающие модель экономической децентрализации. Какой-либо конкретики не прозвучало, и заявленная открытость разработчика для внешних идей дают основания для инициативных предложений по концепции документа.
Традиционная и непреодоленная проблема регионального развития – это избыточное социально-экономическое неравенство субъектов Российской Федерации. Так, разрыв в душевом ВРП между регионами может достигать 5-7 раз. Естественно, желающих проживать в бедных регионах будет немного. Проверенная мировым опытом практика показывает, что антибиотиком от проблемы чрезмерной социально-экономической дифференциации являются особые экономические зоны и территории с более комфортным инвестиционным климатом, чем стандартный режим. И чем беднее регион, тем более льготными должны быть условия для инвесторов. Однако в России модель многообразия особых экономических зон, к сожалению, не дает должных эффектов. В чем причина пробуксовки?
Рассмотрим комфортность инвестиционного климата в регионе как произведение трех компонент: административный климат, фискальный климат и социальный климат. Принципиальной позицией является то, что никакие налоговые льготы для инвесторов и даже «дальневосточный гектар», как элемент социального климата, не будут привлекательными и реально востребованными, если качество государственного управления в регионе останется неудовлетворительным. Фискальные и социальные преференции от федерального центра должны получать только регионы с отличным административным климатом. Кто же может выставить региону оценку его административного климата?
Таким инструментом оценки должен стать Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, разрабатываемый с 2014 года Агентством стратегических инициатив (АСИ). Дополнительно в перечень применяемых показателей рейтинга предлагается включить, например, обоснованность уголовного преследования бизнесменов (об этой проблеме говорил Президент Российской Федерации в 2015 году в послании Федеральному собранию), объемы вывода капитала в иностранные юрисдикции. Следует отметить, что «дальневосточный гектар» планируется выдавать в регионах, которые, по данным рейтинга АСИ, далеки от лидерства по качеству управления.
Необходимо заметить, что большинство международных спортивных мероприятий проходит в Татарстане, и здесь нет ничего удивительного, поскольку данный регион возглавляет рейтинг АСИ по качеству регионального государственного управления. Для сравнения, в не блистающем в рейтинге АСИ Санкт-Петербурге стадион «Зенит-Арена» возводится со скандалами с 2007 года, а на Дальнем Востоке еще не разобрались со злоупотребления при строительстве космодрома Восточный.
Развивая идею предоставления отдельным территориям большей степени экономической свободы, предлагается предоставить 13 городам-миллионникам статуса «город федерального значения» (Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград), испытывающим дефицит инвестиций по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом. Стратегически, города-миллионники - это новые точки роста, не зависящие от мировых цен на энергоносители, и привлекательные объекты для инвестиций с понятными проектами и крупным внутренним рынком. По мере выработки резервов развития городов инвестиции перейдут в соседние территории и регионы. Есть основания полагать, что инвестиционные проекты городов-миллионников привлекут к себе часть средств, уходящих из России за рубеж.
Получение городами-миллионниками статуса «город федерального значения» приведет к повышению доходов городских бюджетов в 2-3 раза. Если хотя бы 30% дополнительных налоговых доходов с эквивалентным софинансированием со стороны бизнеса пускать на инвестиционные проекты, то уже через 10 лет внутреннее экономическое пространство России кардинально изменится: суммарный ВРП 13 городов-миллионников увеличится в 3 раза, а его доля в общем ВРП страны может превысить 20% против текущих 8%. Однако учитывая критерий «качество государственного управления», применение в отношении городов-миллионников данной меры является пока преждевременным, за исключением Казани и Уфы, «материнские» регионы которых входят в двадцатку лучших по рейтингу АСИ за 2016 год.
В целом, управленческий потенциал Стратегии пространственного развития России огромен, и главная задача на этапе ее разработки – насытить документ понятными целями и мерами сбалансированного социально-экономического развития, которые будут применяться в соответствии с прозрачными правилами и принципами.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 15-02-00430).
Написать комментарий
Охринеть! За это еще бабки дают и немалые?!?!
Таки реклама -- двигатель торговли. Вбок.
Таки реклама -- двигатель торговли. Вбок.