«Сто шагов» Путина. Удастся ли России к 2018 году занять 20-е место в любимом рейтинге президента?
В 2012 году президент Владимир Путин поручил сделать «сто шагов» в рейтинге Doing business Всемирного банка и подняться на 20-ю строчку к 2018 году. Эта задача напрямую прописана в «майских указах» президента. В ежегодном рейтинге, оценивающем комфортность ведения бизнеса, в 2017 году Россия заняла 40-е место из 190, поднявшись за год на 11 позиций. Во многом этому способствовало изменение методики расчета рейтинга: так, в рассчитанном по-новому рейтинге 2016 года Россия занимала более высокое 36-е место и, таким образом, сдала четыре позиции. Как отмечают составители рейтинга, реальное число реформ в России за год сократилось с пяти до двух (они касаются регистрация бизнеса и получение права на строительство). Становится ли Россия в действительности более привлекательной для предпринимательства, удастся ли к 2018 году достичь поставленной президентом цели и стоит ли дополнить Doing business другими рейтингами, например, Индексом восприятия коррупции Transparency International, в котором у России почти нет успехов, или Индексом глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума?
Наталья Мильчакова, замдиректора-аналитического департамента «Альпари»: Рейтинг вполне объективен. К бюрократическим играм его относить, на мой взгляд, неправильно, потому что рассматривается удобство ведения бизнеса по целому спектру критериев. Можно, например, легко зарегистрировать предприятие, но как там работать, если офис не подключен к электричеству, отсутствует интернет и коммуникации? А в России, например, можно не только легко зарегистрировать предприятие, но и очень легко подключить его ко всем коммуникационным сетям по доступной цене. Более того, по этому критерию Россия превосходит даже некоторые развитые страны. Недостатком рейтинга, как и многих подобных, является то, что он составляется по принципу «средняя температура по больнице», то есть по совокупности критериев без учета многих недостатков ведения бизнеса в России, таких как климатические условия, плохое качество дорог в регионах и ряда других параметров. Но одновременно он дает достаточно корректное представление о том, где сейчас находится привлекательность страны с точки зрения ведения бизнеса. Все-таки нахождение на 40-м месте в топ-40 для России хоть и достижение, по сравнению с предыдущим местом ниже 100-го, но все-таки до топ-20 привлекательность ведения бизнеса в нашей стране пока не дотягивает.
Сейчас, в условиях экономического кризиса, скачок с 40-го места на 20-е выглядит нереальным. Но, с другой стороны, такой резкий рывок вперед в кризисном 2015 году говорит о том, что, невзирая на кризис, в России формируются современные рыночные институты, в том числе современные институты ведения бизнеса. Поэтому нельзя сказать, что власть поставила чиновникам совершенно нереальную задачу. Но если будут сделаны дальнейшие шаги по упрощению налогообложения бизнеса, улучшению инфраструктуры, то, вероятно, это приблизит инвестиционный климат в стране к поставленной цели.
Дополнять рейтинг не нужно. Они разные и преследуют разные цели. Рейтинг восприятия коррупции сильно политизирован, хотя тоже во многом объективен. А в вопросе конкурентоспособности России нужно внимательно разбираться. Наш газ вполне конкурентоспособен и нефть тоже. Также растет спрос на нашу IT-продукцию, за рубежом отлично работают наши технологические корпорации «Лаборатория Касперского», Luxoft и другие. Поэтому важно, как оценивают конкурентоспособность продукции ее непосредственные потребители и сам рынок, а не какой-то закрытый клуб миллиардеров в Давосе, некорректно называющий себя «всемирным экономическим форумом».
Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets: На мой взгляд, исследование Doing business, составленное Всемирным банком является лучшим в своем роде и ему вполне можно доверять. В нынешнем году, по мнению банка, в российской бизнес-среде произошло как позитивное изменение в виде смягчения требований для получения разрешения на строительство в Санкт-Петербурге, так и негативное изменение в виде удлинения сроков досудебного разбирательства по неисполненным контрактам. Возможно, что из-за этого по новой методике расчета рейтинг нашей страны немного понизился.
Я полагаю, что вне зависимости от деклараций Всемирного Банка, данный рейтинг в целом, все же сделан в основном для использования глобальными инвесторами из развитых стран и в меньшей степени касается местных бизнесменов, в том числе и российских.
По моему мнению, в этом смысле Россия остается отличным местом для бизнеса глобальных, иностранных инвесторов. На мой взгляд, при изучении рейтинга, было бы логично объединить все страны ЕС, так как все они имеют примерно одинаковые налоговые, юридические и прочие условия для бизнеса. В этом случае, наша страна сразу попадет примерно на 15-е место в рейтинге Doing business. При этом я не исключаю, что в ближайшие годы позиция России будет расти. Этому может способствовать высокая норма прибыли иностранных инвесторов, образующаяся в действующем торговом цикле – экспорт российского сырья и импорт западных товаров. На мой взгляд, это очевидно. Иностранным инвесторам вполне комфортно «делать бизнес» в России, отсюда и следует ее высокое место в Doing business. Другие рейтинги составлены по другим критериям, что и отражается в относительно низких позициях.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Современный бизнес, где главное не эффективность производства, а цена твоих акций на бирже, где реальная экономика и экономика – это разные вещи, вещь конвенциональная (договорная): если что-то считается правильным (например, курс валюты), то и является таковым. В этих условиях рейтинги ничего не отражают, кроме мнения людей, составляющих эти рейтинги. Но именно по причинам вертикальности современной экономики влияние эти рейтинги на экономическую ситуацию имеют огромное. Если все исходят из того, что инвестиции в нашу страну опасны, то большинство инвесторов не будут рисковать, и объем инвестиций упадет, вне зависимости от того являются ли эти инвестиции реально рискованными или нет. Так что рейтинги – это оружие в борьбе с российской экономикой, специфический род санкций.
«Майские указы» писались до начала санкционной войны, и уже поэтому надеяться на их исполнение в части сотрудничества со странами, которые объявили нам санкции, было бы просто наивно. Поэтому поставленной цели достигнуть, очевидно, не удастся. Рост привлекательности зависит от деятельности наших чиновников, место в рейтинге – от деятельности международных чиновников и процессы эти слабо связаны.
В российской экономике достаточно узких мест, препятствующих инвестициям в Россию: коррупция, сложность процедур, неготовность нашего аппарата (особенно регионального) к работе с иностранным капиталом. Но все эти трудности в России меньше чем в Африке, а в Африку желающих инвестировать полно. Дело не в инвестиционном климате в России, хотя его необходимо улучшать, дело в инвестиционном климате на Западе, в его слишком тесной связи с политикой.
Александр Шустов, генеральный директор МФО «Мани Фанни»: На мой взгляд, с точки зрения предпринимателя, в России много возможностей для ведения бизнеса, и самая главная из них – это почти полное отсутствие конкуренции во многих нишах. Например, услуги оказываются некачественно, поэтому любой мало-мальски заботящийся о качестве подрядчик получает большую долю рынка и соответствующую прибыль. То есть, бизнес вести легко, если у тебя хорошая бизнес-модель, и трудно, если у тебя нет «административного ресурса», или GR (связей с государством).
То, что исследует Всемирный банк, относится к обстоятельствам ведения бизнеса, а именно – роли государства, барьеров, которые оно создает или не создает. С этой точки зрения, на мой взгляд, в России довольно высокие налоги на малый и средний бизнес, сложный порядок лицензирования, и это является главными препятствиями. В крупном бизнесе доминируют госкомпании, сложно сказать, хорошо это или плохо, но это факт, с которым нужно считаться.
Если оценивать динамику, то, наверное, в сегменте малого и среднего бизнеса обстоятельства за последние несколько лет ухудшились, так как микро-бизнес столкнулся с требованием делать большие социальные отчисления в Пенсионный фонд и фактически был вынужден закрыться или уйти в тень. Еще один фактор ухудшения обстоятельств – это дорогое кредитование, которое из-за высокой ключевой ставки ЦБ обходится в 25-30% годовых, что далеко не каждое предприятие может себе позволить. Девальвация курса рубля практически в два раза по отношению к доллару сделала многие товары и услуги неконкурентоспособными по цене, так как себестоимость производства часто была номинирована в долларах. Кризис на рынке недвижимости последних двух лет порождает цепочки неплатежей, это тоже негативно сказывается на легкости ведения бизнеса в России.
Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент»: Деловой климат по методике Всемирного банка подсчитывается соответственно развивающимся странам, то есть побольше реформ всяких и разных – это хорошо. Когда реформы осуществлены и страна изменила структуру своей экономики и инфраструктуру, в этом случае привлекательность инвестиций будет, оказывается, снижаться! Хотя именно тогда в страну входят прямые инвестиции, и основные иностранные финансовые потоки приходят на обеспечение реальных проектов, а не на торги местными ценными бумагами для спекуляций. Методика для развитых стран имеет другие параметры, но наша страна имеет признаки обеих систем, то есть где-то развитые институты, а где-то – до совершенства еще очень далеко. В любом случае, расчеты по странам должны иметь общую платформу, но каждую страну Всемирный банк должен рассчитывать по индивидуальным параметрам.
Цели добиться не удастся, но надо понимать, что позиции в рейтинге не нужны сами по себе, а имеется в виду достижение определенной высоты делового климата и развития бизнеса. Структурные реформы могут быть начаты для продвижения в рейтинге, но чиновники уже осторожны в своих оценках и не тратят ресурсы бюджета России без расчета их эффективности. Поэтому новые изменения будут вводиться постепенно и небольшими частями.
Проблема коррупции в России не выше, чем в ЕС и США, а в процентном соотношении, по данным тех же международных агентств, еще и ниже. Она оказывает серьезное влияние на деятельность государства, особенно в свете нехватки ресурсов, но основную проблему составляет не сама коррупция, а мышление чиновников. Воровали всегда и везде, но там, где чиновники работали эффективно и добивались процветания страны, на их «шалости» не обращали внимания. Если же реформы не доводятся до конца и/или изменяются до неузнаваемости с затратой гигантских средств при масштабных хищениях, то необходимо изменять подход к коррупционерам. Сажать и казнить по китайскому методу – не приводит к желаемому результату, нужно менять чиновников на тех, кто будет добиваться эффективности и понимать, что живет в своей стране (такие люди есть, но социальные лифты работают теперь хуже). Что касается конкурентоспособности экономики, то из-за ослабления рубля, высокого качества кадров, количества ресурсов, размера внутреннего рынка и имеющихся уникальных отраслях Россия сейчас конкурентоспособна по большинству измеряемых параметров. Стабильность политического курса подтверждается командой президента, а экономический курс неизменен с 90-х. Основными проблемами для бизнеса сейчас являются вопросы торговли с ЕС и доступности финансовых средств на внутреннем рынке. «Загнобив» накопительный компонент пенсии, не создав еще ему альтернативу («добровольный» компонент не будет использован 90% населения, поэтому серьезных вливаний в экономику с этой стороны не будет), власти частично решили проблемы дефицита бюджета России. Но эти вопросы снова будут стоять перед ними уже до 2018 года, а к 2023-му даже скептиками будет осознано, что федеральный бюджет «не вынесет двоих» (социальные функции и развитие страны). Страховые компании и НПФы, а также эмитенты, выпускающие ценные бумаги, не могут создать большую емкость рынка, поэтому надежда на наше население и государство.
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ»: В России уже несколько лет подряд наблюдается спад инвестиций в основной капитал. При этом падение обусловлено далеко не только низкими ценами на нефть и геополитикой, но и традиционно плохим инвестиционным климатом, а также стагнацией из-за так называемой «ловушки среднего дохода». Собственно, по соответствующим ключевым макропоказателям отлично видно, что ситуация стала ухудшаться еще до введения санкций или падения цен на нефть – они лишь обострили ситуацию. Так, по итогам 2013 года спад инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах упал на 0,3% г/г, в 2014 году снизился на 2,5% г/г, в 2015 году сократился на 8,4% г/г, а за неполный 2016 год упали на 4,3% г/г.
Естественно, нивелировать фундаментальные причины сокращения инвестиций далеко не так просто, даже если целенаправленно работать над улучшением позиций в рейтингах комфортности ведения бизнеса, восприятия коррупции или глобальной конкурентоспособности. По сути, улучшение позиций в подобных индексах зачастую носит формальный, технический характер, а до реального воздействия проведенных реформ на инвестиционную привлекательность и экономический рост могут пройти годы. При этом само влияние может в итоге быть несущественным на фоне влияния других параметров: макроэкономической политики, бюджетной политики, геополитических рисков, демографии и тенденций в мировой экономике. Тем не менее отказываться от работы над улучшением позиции в рейтингах тоже контрпродуктивно, так как лишь системный, комплексный подход может способствовать существенному улучшению ситуации в экономике страны и возобновлению темпов роста ВВП выше среднемировых.
Евгений Корюхин, ведущий специалист Алор Брокер: На мой взгляд, вести бизнес в России становится сложнее, нежели еще десять лет назад. Количество всевозможных проверок хоть и снизилось, но это не означает, что бизнес будет развиваться и приносить прибыль своему владельцу. Если посмотреть сколько предприятий малого и среднего бизнеса закрылось за последние годы (это более миллиона субъектов предпринимательства), станет очевидным процесс исхода частного предпринимательства из России. Наиболее комфортно себя в России чувствуют вертикально-интегрированные компании, международные холдинги, и компании с госучастием. У них все хорошо, им оказывается поддержка, они платят налоги, они интересны государству. Про них составляют рейтинги, исходя из которых, Россия стремится в лидеры по комфортности ведения бизнеса. К рейтингу можно относиться по-разному, но он есть и вроде как он показывает рост комфортности.
Чтобы ответить на второй вопрос, нужно обратиться к «майским указам». В разделе долгосрочной государственной экономической политики, полный провал. Новые рабочие места создали благодаря присоединению Крыма к России, да и то, чтобы выйти на заявленную цель в 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, нужно в корне поменять существующую систему управления, снизить налоги и дать возможность людям зарядиться предпринимательским духом. Для того чтобы росла производительность труда, необходимо открыть в стране целую сеть научно-обучающих центров повышения квалификации персонала, с возможностью людям получить квалификацию или переквалифицироваться абсолютно бесплатно. Можно взять за ориентир китайский опыт, где производительность труда в три раза выше, чем в России. Поставленные цели ни к 2018, ни к 2020 году, выполнить не удастся, но это не означает, что они не достижимы, я надеюсь, что к 2025 году, наша страна сможет занять достойное место в рейтинге.
Всемирный банк составляет свой рейтинг на основе анализа данных нескольких тысяч экспертов и, как правило, по одной крупной агломерации, например, по Московскому региону. При этом данные, полученные в Москве, будут отличаться от данных, полученных в Нижнем Новгороде. Есть места, где бизнес развивается достаточно успешно, например, в Калужской области или городе Дубна. А есть такие места, где никакие деньги не заставят бизнес работать и развиваться, например, европейский Север России, ряд Центральных и Южных областей, Дальний Восток. Проблема коррупции, безусловно, является и будет являться одной из помех ведения частного предпринимательства в России, но ее не возможно побороть, открывая дополнительные государственные агентства, отвечающие за ведение бизнеса и инвестиционный климат. Залог успеха любого бизнеса строится на четких и гарантируемых государством правилах игры. Без вмешательства представителей государства в дела частных субъектов предпринимательства. Доступность финансов в стране также оставляет желать лучшего и чаще всего эта доступность выражается в выплате повышенных процентов или платы за одобрения кредитов. Возьмите все крупные российские банки и посмотрите, на каких условиях они дают кредит бизнесу, и вы поймете, что такие условия начинающему частному предпринимателю выполнить не по силу. А если брать государственные программы, то опять, получается, что чтобы получить кредит в банке, нужно идти к государству за помощью. А это время, сбор документов и т д. То есть получается замкнутый круг: с одной стороны, государство хочет стимулировать развиваться бизнес, а с другой – осуществляет контроль и не равные условия для бизнеса. Но господа, если делать и то, и другое вы никогда не получите классическую рыночную экономику, со свободным духом предпринимательства.
Написать комментарий