Сто дней правления президента Дональда Трампа показывают удручающую для него картину – американцы в большинстве своем негативно оценивают то, что он за это время успел сделать, и всю его философию – хаотичную и неэффективную. Его лозунги – «сделать Америку снова великой» и «Трамп – лучший президент за всю историю Америки» не работают.
Мало того, что большинство считает его реформы спорными или провальными, но вся его философия или стратегия хаотичны, основаны не на анализе действительных интересов страны, а на его личных амбициях – стать главным вершителем судеб мира. Последний опрос Сиена Колледж и Нью-Йорк Таймс показал, что две трети американцев считают, что его политику ближе всего описывает термин «хаотичная», т. е. у него нет ясного понимания, куда вести страну. Ещё 59% назвали её «угрожающей». Соответственно, положительную оценку его деятельности на посту президента за первые 100 дней дали лишь 42%, отрицательную – 54%. Это не то, что он ожидал – обычно первые сто дней на посту президента – это «медовый месяц» – президент много обещает, всем этому хочется верить, одобрение его деятельности максимальное. Оценки деятельности Трампа за первые сто дней президентства самые низкие по сравнению с другими президентами послевоенного времени.
Сейчас его радикальные реформы оцениваются избирателями с сомнением или негативно. Даже по его основной предвыборной теме – борьбе с незаконной иммиграцией – положительно оценивают его деятельность 47% и негативно – 51%. В реорганизации работы федерального правительства, где главным борцом с излишествами стал Илон Маск, положительная оценка составила 44% при 52%, оценивающих её негативно.
Но главные потери популярности Трампа – в области экономики. Во время избирательной кампании Трамп, казалось, убедил общественное мнение, что в прошлом своем сроке он достиг больших успехов в сфере экономики, удерживая инфляцию на низком уровне, по сравнению с бесконтрольным ростом цен при Дж. Байдене, и добьётся того же и сейчас. «Золотой век Америки начинается прямо сейчас», – заявил он во время своей инаугурационной речи, как оказалось, преждевременно. Его деятельность в области экономики американцы оценили не в его пользу – 43% положительно и 55% отрицательно. Лишь 35% дали Трампу положительную оценку за его политику по контролю инфляции.
В своем небывалом «наезде» на экономики почти всех стран мира с введением торговых тарифов в пользу США оценка американцев оказалась более негативной – 42%:55%, в том числе из-за ожидаемого роста цен на весь импорт. При этом две трети считают, что президент не имел права начинать всю эту «тарифную войну» без одобрения Конгресса.
Вообще сейчас большинство американцев полагают, что президент не понимает проблемы простых людей.
Эти экономические проблемы были во главе угла при оценке всех президентов прошлого. Но сейчас особую роль в оценке успешности президента Трампа сыграли международные проблемы. В частности, израильская и украинская. В целом, по данным опроса CNN, 39% одобрили внешнеполитическую деятельность Трампа за сто дней президентства и 60% не одобрили. По отдельным аспектам внешней политики, по данным The New York Times/Siena College Poll, в области торговли с другими странами одобрение деятельности президента составило 42%, неодобрение – 53%; в сфере международных конфликтов – 40% и 54%; в конфликте между Россией и Украиной – 35% и 56%. Поскольку оценки президента за 100 дней оказались весьма низкими, Трамп рассчитывал, что успешное соглашение о прекращении огня радикально улучшит ситуацию с его рейтингом и добавит ему статус миротворца. Отсюда – «челночная дипломатия» его помощников, но среди них не оказалось Генри Киссинджера.
По одному вопросу большинство на стороне Трампа – в вопросах пола. 51% одобрили его указ о том, что отныне все люди делятся на два традиционных пола, мужской и женский, никаких «промежуточных», «бинарных» вариантов. В то же время многие возражают против отмены администрацией Трампа программ «разнообразия, справедливости и включенности» в школах и колледжах, помогающих различным группам меньшинств, в том числе гендерным.
Вообще американцы в основном скептически оценили авторитарные аппетиты Трампа, когда он в первые же дни подписал десятки указов, отменив многие программы демократической администрации, в том числе в области здравоохранения и социального обеспечения. Многие его указы уже оспариваются судами, поскольку превышают президентские полномочия, но помимо этого, многие американцы отмечают в опросах, что Трамп «считает себя выше закона» – так думают 63% избирателей. Этому способствовали начавшиеся в окружении Трампа рассуждения, что неплохо было бы устроить ему и третий срок на посту президента. Массовое беспокойство вызвало разрешение Трампа собирать личные данные миллионов американцев в Департаменте эффективности правительства Маска. К этому добавились нарушения Трампом решений ряда судов и закрытие федеральных департаментов и агентств. В целом всё это подводит к выводу 60% американцев, что деятельность Трампа на посту президента – это «угроза демократии».
Но в целом американцы полагают, что многое из того, что Дональд Трамп предпринял за первые сто дней на посту, он обещал во время избирательной кампании, так что его сторонники отвечают критикам: избиратели знали, кого выбирают. В то же время часть избирателей Трампа, в частности те, которые открыли ему дорогу в Белый дом, уже пожалели о своем выборе. Женщины меньше поддерживали Трампа и на прошлых выборах, и сейчас лишь 36% одобряют его деятельность на посту президента. Среди «независимых» избирателей, которые в большой мере решают сейчас исход выборов, оценка ещё ниже – 31%. Наконец, испаноговорящие избиратели, чья поддержка Трампа в последние недели кампании принесла ему победу, по мнению многих аналитиков, разочаровались в нем – лишь 28% дают ему положительную оценку. В результате первые прикидки ситуации с промежуточными выборами 2026 года показывают, что за демократов в палату представителей проголосовали бы 47% потенциальных избирателей, а за республиканцев – 44%.
Уверовав в свою безграничную президентскую власть, Трамп «наехал» на один, может быть, не очень многочисленный сектор электората – высшую школу, в частности её «аристократию» – университеты «Лиги плюща» («Ivy League»), в том числе Колумбийский и Гарвард, традиционно пользовавшиеся значительной независимостью в своей организации, найме сотрудников и нормах жизни. На эту академическую свободу и покусился Дональд Трамп, обязав их ограничить влияние студентов и преподавателей на дела университета, сообщать о «неблагонадежных» иностранных студентах и обеспечить распространение консервативных политических взглядов. Практически администрация намерена взять частные университеты под свой контроль, подорвав этот оплот либерализма и источник электората демократической партии. Главное орудие администрации в этой борьбе – угроза лишения федерального финансирования научных исследований. Гарвард отклонил требования администрации, борьба в самом разгаре.
Написать комментарий