Специалисты по таможенным операциям споткнутся об административный регламент
Барьер перед желающими получить квалификацию специалиста по таможенным операциям могут воздвигнуть недоработки в Административном регламенте ФТС. К такому выводу пришли привлеченные эксперты ТПП РФ, участвуя в работе по совершенствованию таможенного законодательства. В чем суть проблемы? Свои комментарии дают эксперты, принимавшие участие в работе.
- Речь идет об оценке эффективности регулирующего воздействия предлагаемого Административного регламента ФТС России на реализацию государственной функции выдачи и отзыва квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям. Проект документа, разработанный таможенной службой, имеет ряд существенных упущений. Могут появиться административные барьеры и перед учреждениям, оказывающими услуги по подготовке специалистов по таможенным операциям, и, собственно, перед теми, кто хочет получить квалификационный аттестат.
- Так, в частности, пункт 24 проекта требует, чтобы претендент подавал заявление о допуске к аттестации только в то таможенное управление, в регионе деятельности которого он зарегистрирован. Однако ни для кого не секрет, что очень часто люди живут и работают весьма далеко от места регистрации. Иными словами, предлагаемая норма установит дополнительные административные барьеры перед многими, кто намерен получить квалификационный аттестат. Естественно, при этом безосновательно ограничивается право на образование.
В проекте в п. 12 устанавливается безвозмездность выдачи аттестата; плата не взимается не только за выдачу документа, но и за проведение квалификационного экзамена. Эксперты полагают, что было бы целесообразно, для обеспечения равенства и прав граждан на образование, безвозмездно организовывать и проводить также сами экзамены.
Пункт 25 проекта содержит норму, в соответствии с которой к заявлению о допуске к аттестации следует приложить копию документа о высшем профессиональном образовании, причем принимаются копии дипломов только ВУЗов с государственной аккредитацией. Но сегодня в России успешно и профессионально работают многие негосударственные образовательные учреждения, которые не проходили аккредитацию! А в соответствии с п. 4 статьи 27 Федерального закона от 10.07.1992 г. № 3266 - 1 «Об образовании» документы об образовании (дипломы) дают право заниматься профессиональной деятельностью независимо от того, проходил ли ВУЗ государственную аккредитацию или нет. Наконец, в соответствии с пунктом 12 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного постановлением Правительства России от 14 июля 2008 г. N 522, однозначно установлено: первая государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации может проводиться не ранее, чем на стадии итоговой аттестации обучающихся. То есть первые выпускники могут вообще не иметь дипломов «государственного образца» - они закончили обучение до того, как ВУЗ прошел длительную процедуру аккредитацию.
Вывод из сказанного следующий: требование проекта предъявлять именно дипломы «государственного образца» ограничивает право на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ. Целесообразно было бы исключить из п. 25 проекта - к такому выводу мы пришли в ходе экспертной работы.
Перечисленные замечания касаются подготовки специалистов. Однако, как известно, специалисты должны еще и повышать квалификацию. И здесь в проекте, по мнению экспертов, содержатся положения, над которыми следует еще поработать.
Например, в п. 59 проекта определено, что специалист по таможенным операциям обязан каждые два года проходить курс повышения квалификации в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования. Госаккредитация, в соответствии с пп. «б» п. 5 проекта, будет проводиться только при условии реализации соответствующих образовательных программ. Они должны отвечать установленным государственным требованиям к минимуму содержания образовательной программы. Следует заметить, что многие практики считают избыточным такое ужесточение процедуры (раньше достаточно было иметь лицензию на образовательную деятельность, в которой предусмотрена программа подготовки и повышения квалификации).
Но основная проблема в другом.
Государственные требования применительно к программам повышения квалификации для специалистов по таможенным операциям до сих пор не определены; в связи с этим получение государственной аккредитации невозможно ни одним учебным заведением.
Когда будут разработаны требования - не известно. Не понятно, как специалистам повышать квалификацию до их появления. К тому же, надо помнить, что после разработки требований образовательным учреждениям предстоит пройти весьма длительную процедуру самой государственной аккредитации.
Закономерный вопрос: что делать? Эксперты предлагают исключить из текста проекта те положения, которые устанавливают необходимость прохождения государственной аккредитации учреждениями, осуществляющими повышение квалификации специалистов по таможенному оформлению. То есть вернуться к тому, что было и что исправно работало. Возможно и другое решение проблемы: разработать положения, которые регулировали бы работу образовательных учреждений до того момента, когда у них появится возможность пройти государственную аккредитацию.
Урегулировать этот вопрос крайне необходимо. Ситуация, когда невозможно пройти курс обязательного повышения квалификации, сильно скажется на коммерческих и трудовых интересах образовательных учреждений, специалистов по таможенным операциям и т. д.
И еще одно. В соответствии с пунктом 60 проекта разрабатывать программы повышения квалификации должны будут региональные таможенные управления совместно с Российской таможенной академией или ее филиалами. В организационную структуру ФТС России входит несколько региональных таможенных управлений. Каждому управлению предстоит разрабатывать свою программу? Или будет предусмотрена какая-то типовая форма, которой следует руководствоваться всем региональным таможенным управлениям? Не ясно.
А что означает положение, в соответствии с которым программы повышения квалификации разрабатываются таможенными управлениями не позднее первого октября текущего года? Следует ли понимать это как указание, что программы будут меняться каждый год? В пользу этого косвенно говорит положение (абзац 2 пункта 60) о том, что программы будут доводиться до заинтересованных лиц не реже одного раза в год. На наш взгляд, такие ежегодные изменения во многом могут дестабилизировать процесс подготовки и аттестации специалистов по таможенному оформлению.
Но самое важное следующее: нет полной ясности, какой статус будут иметь образовательные программы, разработанные региональными таможенными управлениями совместно с Российской таможенной академией. Будут ли они в какой-то мере (какой?) являться обязательными для учебных заведений (естественно, за исключением Российской таможенной академии), реализующих образовательные программы по повышению квалификации специалистов по таможенным операциям? Или нет?
Выяснение статуса образовательных программ очень важно. Дело в том, что учебные заведения должны сами, самостоятельно разрабатывать собственные программы, в соответствии с которыми им и предстоит проходить аттестацию.
Безусловно, этот пункт необходимо доработать, сделать его формулировки ясными и однозначными. Иначе на практике возможны проблемы с применением этих норм и таможенными органами, и заинтересованными лицами.
материалы предоставлены пресс-службой ТПП РФ
- Так, в частности, пункт 24 проекта требует, чтобы претендент подавал заявление о допуске к аттестации только в то таможенное управление, в регионе деятельности которого он зарегистрирован. Однако ни для кого не секрет, что очень часто люди живут и работают весьма далеко от места регистрации. Иными словами, предлагаемая норма установит дополнительные административные барьеры перед многими, кто намерен получить квалификационный аттестат. Естественно, при этом безосновательно ограничивается право на образование.
В проекте в п. 12 устанавливается безвозмездность выдачи аттестата; плата не взимается не только за выдачу документа, но и за проведение квалификационного экзамена. Эксперты полагают, что было бы целесообразно, для обеспечения равенства и прав граждан на образование, безвозмездно организовывать и проводить также сами экзамены.
Пункт 25 проекта содержит норму, в соответствии с которой к заявлению о допуске к аттестации следует приложить копию документа о высшем профессиональном образовании, причем принимаются копии дипломов только ВУЗов с государственной аккредитацией. Но сегодня в России успешно и профессионально работают многие негосударственные образовательные учреждения, которые не проходили аккредитацию! А в соответствии с п. 4 статьи 27 Федерального закона от 10.07.1992 г. № 3266 - 1 «Об образовании» документы об образовании (дипломы) дают право заниматься профессиональной деятельностью независимо от того, проходил ли ВУЗ государственную аккредитацию или нет. Наконец, в соответствии с пунктом 12 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного постановлением Правительства России от 14 июля 2008 г. N 522, однозначно установлено: первая государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации может проводиться не ранее, чем на стадии итоговой аттестации обучающихся. То есть первые выпускники могут вообще не иметь дипломов «государственного образца» - они закончили обучение до того, как ВУЗ прошел длительную процедуру аккредитацию.
Вывод из сказанного следующий: требование проекта предъявлять именно дипломы «государственного образца» ограничивает право на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ. Целесообразно было бы исключить из п. 25 проекта - к такому выводу мы пришли в ходе экспертной работы.
Перечисленные замечания касаются подготовки специалистов. Однако, как известно, специалисты должны еще и повышать квалификацию. И здесь в проекте, по мнению экспертов, содержатся положения, над которыми следует еще поработать.
Например, в п. 59 проекта определено, что специалист по таможенным операциям обязан каждые два года проходить курс повышения квалификации в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования. Госаккредитация, в соответствии с пп. «б» п. 5 проекта, будет проводиться только при условии реализации соответствующих образовательных программ. Они должны отвечать установленным государственным требованиям к минимуму содержания образовательной программы. Следует заметить, что многие практики считают избыточным такое ужесточение процедуры (раньше достаточно было иметь лицензию на образовательную деятельность, в которой предусмотрена программа подготовки и повышения квалификации).
Но основная проблема в другом.
Государственные требования применительно к программам повышения квалификации для специалистов по таможенным операциям до сих пор не определены; в связи с этим получение государственной аккредитации невозможно ни одним учебным заведением.
Когда будут разработаны требования - не известно. Не понятно, как специалистам повышать квалификацию до их появления. К тому же, надо помнить, что после разработки требований образовательным учреждениям предстоит пройти весьма длительную процедуру самой государственной аккредитации.
Закономерный вопрос: что делать? Эксперты предлагают исключить из текста проекта те положения, которые устанавливают необходимость прохождения государственной аккредитации учреждениями, осуществляющими повышение квалификации специалистов по таможенному оформлению. То есть вернуться к тому, что было и что исправно работало. Возможно и другое решение проблемы: разработать положения, которые регулировали бы работу образовательных учреждений до того момента, когда у них появится возможность пройти государственную аккредитацию.
Урегулировать этот вопрос крайне необходимо. Ситуация, когда невозможно пройти курс обязательного повышения квалификации, сильно скажется на коммерческих и трудовых интересах образовательных учреждений, специалистов по таможенным операциям и т. д.
И еще одно. В соответствии с пунктом 60 проекта разрабатывать программы повышения квалификации должны будут региональные таможенные управления совместно с Российской таможенной академией или ее филиалами. В организационную структуру ФТС России входит несколько региональных таможенных управлений. Каждому управлению предстоит разрабатывать свою программу? Или будет предусмотрена какая-то типовая форма, которой следует руководствоваться всем региональным таможенным управлениям? Не ясно.
А что означает положение, в соответствии с которым программы повышения квалификации разрабатываются таможенными управлениями не позднее первого октября текущего года? Следует ли понимать это как указание, что программы будут меняться каждый год? В пользу этого косвенно говорит положение (абзац 2 пункта 60) о том, что программы будут доводиться до заинтересованных лиц не реже одного раза в год. На наш взгляд, такие ежегодные изменения во многом могут дестабилизировать процесс подготовки и аттестации специалистов по таможенному оформлению.
Но самое важное следующее: нет полной ясности, какой статус будут иметь образовательные программы, разработанные региональными таможенными управлениями совместно с Российской таможенной академией. Будут ли они в какой-то мере (какой?) являться обязательными для учебных заведений (естественно, за исключением Российской таможенной академии), реализующих образовательные программы по повышению квалификации специалистов по таможенным операциям? Или нет?
Выяснение статуса образовательных программ очень важно. Дело в том, что учебные заведения должны сами, самостоятельно разрабатывать собственные программы, в соответствии с которыми им и предстоит проходить аттестацию.
Безусловно, этот пункт необходимо доработать, сделать его формулировки ясными и однозначными. Иначе на практике возможны проблемы с применением этих норм и таможенными органами, и заинтересованными лицами.
материалы предоставлены пресс-службой ТПП РФ
Написать комментарий