Современное состояние отрасли строительства железных дорог и метрополитенов

Строительство железных дорог в России — это не только важный компонент транспортной инфраструктуры, но и ключевой элемент, влияющий на экономическое развитие страны в целом. Доля транспорта в ВВП России колеблется около 6-8%, при этом железнодорожный транспорт составляет значительную часть этого показателя.
Строительство новых линий и модернизация существующих объектов требуют инвестиций, что способствует росту смежных отраслей, таких как производство строительных материалов, машиностроение и электроника.
• Машиностроение: Производство локомотивов, вагонов и другого подвижного состава является важным аспектом железнодорожного строительства. Этот сектор обеспечивает рабочие места и способствует развитию технологий.
• Строительные материалы: Железнодорожное строительство требует значительных объемов строительных материалов, таких как бетон, сталь и асфальт. Это создает спрос на продукцию строительной отрасли.
• Энергетика: Электрификация железных дорог требует развития энергетической инфраструктуры, включая электростанции и сети электропередачи. Это также способствует внедрению возобновляемых источников энергии.
• Логистика и грузоперевозки: Железные дороги играют ключевую роль в логистических цепочках, обеспечивая транспортировку товаров между производителями и потребителями. Это важно для развития торговли и повышения конкурентоспособности отечественных товаров.
Общая протяжённость эксплуатационной длины железнодорожных путей, по состоянию на 2018 год, составляла 122 тыс. км, в том числе 86,6 тыс. км путей общего пользования (электрифицировано 44,1 тыс. км) и 35 тыс. км путей необщего пользования (на территориях предприятий и в местах разработки полезных ископаемых); по общей протяжённости Россия занимает 3-е место в мире, уступая США (293,564 тыс. км) и Китаю (124,0 тыс. км), и 2-е место — по протяжённости электрифицированных дорог.
По данным официального сайта «Российских железных дорог», по итогам 2022 года строительным блоком ОАО «РЖД» выполнены работы на рекордную сумму более 400 млрд рублей. Таким образом, были достигнуты все целевые показатели, предусмотренные комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Так, была обеспечена провозная способность в направлении портов Азово-Черноморского бассейна в объеме 125,1 млн тонн, Северо-Западного бассейна – 145,6 млн тонн, магистралей Восточного полигона – 158 млн тонн. Пассажиропоток в центральном транспортном узле вышел на плановый показатель в 735,5 млн пассажиров в год.
Всего за 2022 год железнодорожные строители уложили 415 км дополнительных главных путей, протянули 397 км линий контактной сети, электрифицировали 258 км магистралей, возвели 110 искусственных сооружений (мосты, тоннели и т. д.). В пиковое время на строительных площадках по все сети было задействовано порядка 25 тыс. человек.
Среди ключевых объектов, введенных в 2022 году, стоит отметить запуск движения по второму пути на перегоне Аносовская – Пурикан на БАМе, а также завершение строительства вторых путей на участке Тихорецкая – Козырьки Северо-Кавказской магистрали.
В 2023 - 2024 гг. компания завершила строительство на нескольких десятках объектов на БАМе в рамках второго этапа развития Восточного полигона, ускорила работы на Северо-Западе на участке Волховстрой – Мурманск, активизировала строительство обхода Саратова на южном направлении.
Общая длина железнодорожных путей России за последние 25 лет почти не увеличилась, зато выросла доля электрифицированных путей (Таблица 1).
Таблица 1. Протяженность путей сообщения по Российской Федерации
2000 | 2010 | 2020 | 2021 | 2022 1) | 2023 1) | |
---|---|---|---|---|---|---|
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования | 86,1 | 85,7 | 87,0 | 87,0 | 87,0 | 87,0 |
в том числе электрифицированные пути | 41,0 | 43,2 | 44,5 | 44,6 | 44,6 | 44,6 |
Эксплуатационная длина путей метрополитена | 0,405 | 0,475 | 0,616 | 0,634 | 0,632 | 0,667 |
Зато заметно выросла эксплуатационная длина путей метрополитена.
Разумеется, очень различается плотность железнодорожных путей по федеральным округам России (Таблица 2).
Таблица 2. Плотность железнодорожных путей общего пользования
2000 | 2010 | 2020 | 2021 | 2022 2) | 2023 2) | |
---|---|---|---|---|---|---|
Российская Федерация | 50 | 50 | 51 | 51 | 51 | 51 |
Центральный федеральный округ | 266 | 261 | 261 | 261 | 261 | 261 |
Северо-Западный федеральный округ | 77 | 78 | 78 | 78 | 78 | 78 |
Южный федеральный округ | 156 | 154 | 165 | 165 | 165 | 165 |
Северо-Кавказский федеральный округ | 125 | 124 | 123 | 123 | 123 | 123 |
Приволжский федеральный округ | 144 | 142 | 142 | 142 | 142 | 142 |
Уральский федеральный округ | 48 | 47 | 47 | 47 | 47 | 47 |
Сибирский федеральный округ | 26 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 |
Дальневосточный федеральный округ | 17 | 17 | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сибирский, Уральский и Дальневосточный федеральные округа как рекордсмены по территории отличаются очень низкой плотностью железных дорог. Остается надеяться, что новая Стратегия пространственного развития и «поворот на Восток» улучшат эти показатели. Низкая плотность и в Северо-Западном федеральном округе, что представляет опасность даже с точки геостратегического положения этой территории.
Написать комментарий