29 АПР, 03:42 МСК
USD (ЦБ)    82.5467
EUR (ЦБ)    93.1801


Современное состояние отрасли строительства железных дорог и метрополитенов

29 Апреля 2025 19 0 Экономика
Современное состояние отрасли строительства железных дорог и метрополитенов

Строительство железных дорог в России — это не только важный компонент транспортной инфраструктуры, но и ключевой элемент, влияющий на экономическое развитие страны в целом. Доля транспорта в ВВП России колеблется около 6-8%, при этом железнодорожный транспорт составляет значительную часть этого показателя.

Строительство новых линий и модернизация существующих объектов требуют инвестиций, что способствует росту смежных отраслей, таких как производство строительных материалов, машиностроение и электроника.

• Машиностроение: Производство локомотивов, вагонов и другого подвижного состава является важным аспектом железнодорожного строительства. Этот сектор обеспечивает рабочие места и способствует развитию технологий.

• Строительные материалы: Железнодорожное строительство требует значительных объемов строительных материалов, таких как бетон, сталь и асфальт. Это создает спрос на продукцию строительной отрасли.

• Энергетика: Электрификация железных дорог требует развития энергетической инфраструктуры, включая электростанции и сети электропередачи. Это также способствует внедрению возобновляемых источников энергии.

• Логистика и грузоперевозки: Железные дороги играют ключевую роль в логистических цепочках, обеспечивая транспортировку товаров между производителями и потребителями. Это важно для развития торговли и повышения конкурентоспособности отечественных товаров.

Общая протяжённость эксплуатационной длины железнодорожных путей, по состоянию на 2018 год, составляла 122 тыс. км, в том числе 86,6 тыс. км путей общего пользования (электрифицировано 44,1 тыс. км) и 35 тыс. км путей необщего пользования (на территориях предприятий и в местах разработки полезных ископаемых); по общей протяжённости Россия занимает 3-е место в мире, уступая США (293,564 тыс. км) и Китаю (124,0 тыс. км), и 2-е место — по протяжённости электрифицированных дорог.

По данным официального сайта «Российских железных дорог», по итогам 2022 года строительным блоком ОАО «РЖД» выполнены работы на рекордную сумму более 400 млрд рублей. Таким образом, были достигнуты все целевые показатели, предусмотренные комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Так, была обеспечена провозная способность в направлении портов Азово-Черноморского бассейна в объеме 125,1 млн тонн, Северо-Западного бассейна – 145,6 млн тонн, магистралей Восточного полигона – 158 млн тонн. Пассажиропоток в центральном транспортном узле вышел на плановый показатель в 735,5 млн пассажиров в год.

Всего за 2022 год железнодорожные строители уложили 415 км дополнительных главных путей, протянули 397 км линий контактной сети, электрифицировали 258 км магистралей, возвели 110 искусственных сооружений (мосты, тоннели и т. д.). В пиковое время на строительных площадках по все сети было задействовано порядка 25 тыс. человек.

Среди ключевых объектов, введенных в 2022 году, стоит отметить запуск движения по второму пути на перегоне Аносовская – Пурикан на БАМе, а также завершение строительства вторых путей на участке Тихорецкая – Козырьки Северо-Кавказской магистрали.

В 2023 - 2024 гг. компания завершила строительство на нескольких десятках объектов на БАМе в рамках второго этапа развития Восточного полигона, ускорила работы на Северо-Западе на участке Волховстрой – Мурманск, активизировала строительство обхода Саратова на южном направлении.

Общая длина железнодорожных путей России за последние 25 лет почти не увеличилась, зато выросла доля электрифицированных путей (Таблица 1).

Таблица 1. Протяженность путей сообщения по Российской Федерации

(на конец года; тыс. км)
2000 2010 2020 2021 2022 1) 2023 1)
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования 86,1 85,7 87,0 87,0 87,0 87,0
в том числе электрифицированные пути 41,0 43,2 44,5 44,6 44,6 44,6
Эксплуатационная длина путей метрополитена 0,405 0,475 0,616 0,634 0,632 0,667
1) Без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям.
Источник: Росстат.

Зато заметно выросла эксплуатационная длина путей метрополитена.

Разумеется, очень различается плотность железнодорожных путей по федеральным округам России (Таблица 2).

Таблица 2. Плотность железнодорожных путей общего пользования

(на конец года; километров путей на 10000 квадратных километров территории)
2000 2010 2020 2021 2022 2) 2023 2)
Российская Федерация 50 50 51 51 51 51
Центральный федеральный округ 266 261 261 261 261 261
Северо-Западный федеральный округ 77 78 78 78 78 78
Южный федеральный округ 156 154 165 165 165 165
Северо-Кавказский федеральный округ 125 124 123 123 123 123
Приволжский федеральный округ 144 142 142 142 142 142
Уральский федеральный округ 48 47 47 47 47 47
Сибирский федеральный округ 26 25 25 25 25 25
Дальневосточный федеральный округ 17 17 18 18 18 18
2) Без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям.
Источник: Росстат.

Сибирский, Уральский и Дальневосточный федеральные округа как рекордсмены по территории отличаются очень низкой плотностью железных дорог. Остается надеяться, что новая Стратегия пространственного развития и «поворот на Восток» улучшат эти показатели. Низкая плотность и в Северо-Западном федеральном округе, что представляет опасность даже с точки геостратегического положения этой территории.

Яковлева Марина Николаевна, студентка магистратуры Факультета международных экономических отношений
Толкачев Сергей Александрович, д.э.н., профессор
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

Спасибо, что читаете «Капитал страны»! Получайте первыми самые важные новости в нашем Telegram-канале или Вступайте в группу в «ВКонтакте» или в «Одноклассниках»

Марина Яковлева

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more