Совершенствование структуры экономики регионов для условий ВТО
Можно ли создать некую формализованную схему, с помощью которой легко было бы не только прогнозировать, но и оптимизировать экономику страны и региона? Какие методические принципы должны быть заложены в такую схему? Как это поможет странам, сходящим в ВТО?
1. Введение
С 2008 года Украина перешла в новую фазу глобальной интеграции экономики – вступила в ВТО. Длительные переговоры о вступлении в эту организацию и первые годы в ее составе не дали ожидаемых преимуществ отечественным товаропроизводителям, что можно объяснить следующими причинами:
- вступление Украины в ВТО произошло в разгар мирового экономического кризиса, который наложил определенный оппортунистический тренд во взаимоотношения стран в мировой экономике;
- ожидаемые преимущества украинской продукции на международном рынке, в том числе, металлургии и сельского хозяйства, оказались не реализованными вследствие неблагоприятной конъюнктуры;
- в ВТО существует ряд разногласий, ухудшающих регуляторную базу этой организации, по которым еще не достигнуты окончательные договоренности. Это снижает эффективность функционирования ВТО, вносит существенные неопределенности в ее статус;
- процессы трансформации экономики Украины все еще далеки от завершения, происходит поиск оптимального решения на системном уровне, что сказывается на международной торговле;
- структура экономики страны и ее регионов очень медленно реформируется, и практически не претерпела коренных изменений в последние годы, в результате чего рыночные взаимодействия не обеспечивают ожидаемый экономический эффект.
Необходимо отметить, что в международных конкурентных отношениях на рынке выигрывает, как правило, не сам товар, а способ его производства. То есть при прочих равных условиях побеждают максимальная добавленная стоимость и минимальные трансакционные издержки. Указанные показатели неразрывно связаны со структурой экономики, являются ее производными. Отсюда следует, что торговые операции в рамках ВТО будут происходить тем эффективнее, чем более совершенная структура экономики страны-участницы. Такой подход выводит научные исследования на проблему всемерного улучшения структуры экономики регионов в условиях интеграции Украины в ВТО. Анализ ситуации в регионах определил, что важнейшим элементом государственного регулирования является рациональная структурная политика. Это указывает на то, что в качестве объекта исследования целесообразно принять процесс совершенствования структуры экономики региона, а предметом – саму структуру.
2. Понятие процесса в экономике
Процесс – последовательная смена состояний объекта во времени [1]. Такое понятие приведено в базовых справочниках по естественным наукам. Применительно к экономической системе процесс представляет собой изменение во времени взаимосвязанных параметров, характеризующих систему как единое целое. В исследованиях принято отождествлять процессы и бизнес-процессы, представляющие собой логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, обеспечивающих потребление ресурсов, создание ценности и получение нужного результата. Более конкретно, процесс можно отождествлять с агрегатом, который получает на вход некоторые объекты, а на выходе формирует желаемый результат.
Экономическая система может включать неограниченное множество процессов, часть из которых являются основными (преобразуют входы в выходы системы) и вспомогательными (преобразуют отдельные элементы системы). Процессы можно подразделять по масштабу на макро-, мезо-, микроуровни. Как правило, процессы взаимосвязаны между собой, в результате чего выходы одного процесса используются как входы или элементы других. Процессы могут быть разделены на подпроцессы более низкого уровня. Поэтому понятие экономической системы как совокупности определенных процессов (наборов процессов) следует признать как наиболее точно отражающее действительность.
Структура как самостоятельный элемент экономической системы, также является результатом действия определенных процессов, которые проявляются во внутрисистемных взаимодействиях. Совершенствование структуры экономики направлено на ее улучшение или адаптацию ее к изменяющимся внешним и внутренним условиям. В данной связи структуризация экономики выступает как основная парадигма развития и повышения эффективности общественного производства. Среди всех видов экономических структур, наиболее подходящей для решения задач процессного управления, является институциональная, основанная на классификациях системы национальных счетов [2]. Данная структура наиболее полно отражает операции между субъектами экономической деятельности и позволяет определять потоки и запасы в экономической системе.
В результате проблема исследования в окончательном виде может быть сформулирована как: "Совершенствование институциональной структуры экономики регионов в условиях интеграции Украины в ВТО"
Цель исследования – разработка процесса и механизмов совершенствования институциональной структуры экономики регионов
Алгоритм процесса совершенствования структуры экономики регионов (задачи исследования) представлен на рис.1 и работает в следующей последовательности.
1) Начало процесса предусматривает наличие экономико-математической модели, принципов реструктуризации в условиях ВТО, методологии оценки конкурентоспособности в межстрановом аспекте. Алгоритм реализуется путем институционального структурирования и обеспечивает операции процесса необходимыми функциональными зависимостями. Выполнение работ по совершенствованию структуры экономики регионов предусматривает формализацию набора существующих разрозненных экономических структур в интегрированную институциональную структуру, которая позволяет производить сопоставления и математическое моделирование.
2) Параллельно производится определение глобальной конкурентоспособности региона по методологии Всемирного Экономического Форума (ВЭФ) и Фонда "Эффективное управление" [3], для чего используются индексы и профили конкурентоспособности основных международных партнеров регионов Украины – стран-участниц ВТО. По результатам сопоставления институциональных структур экономик региона и стран ВТО вырабатываются основные направления совершенствования структуры экономики регионов.
3) Далее разрабатывается процесс совершенствования институциональных структур. По данным выполненных оценок конкурентоспособности экономики регионов Украины, на примере Луганской области, это институциональные структуры секторов: ОГУ, НФК, ФК, ДХ [4].
Процесс формируется на основе функциональной модели, основанной на методологии IDEF0 [5], из которой возможен прямой переход на экономические механизмы реструктуризации системы.
Рис.1. Алгоритм процесса разработки механизмов совершенствования структуры экономики регионов.
4) Параллельно уточняется понятие механизма в экономике, что служит базой для создания Программы и Руководства механизмов совершенствования институциональной структуры в условиях интеграции Украины в ВТО.
5) Формируемые механизмы подразделяются по секторам общегосударственного управления (ОГУ), нефинансовых корпораций (НФК), финансовых корпораций (ФК), домашних хозяйств (ДХ). В результате анализа конкурентоспособности экономики регионов в условиях ВТО, на примере Луганской области, [4] получены следующие механизмы совершенствования структур:
- механизм совершенствования регионального планирования (1);
- механизм совершенствования структуры полномочий регионов (2);
- механизм совершенствования структуры бюджета регионов (3);
- механизм совершенствования структуры секторов регионов (4);
- механизм совершенствования структуры регионального рынка (5);
- механизм совершенствования структуры ВЭД регионов (6);
- механизм совершенствования инфраструктуры регионов (7);
- механизм совершенствования структуры занятости регионов (8).
Указанные механизмы требуют перераспределения ресурсов процесса, что и отражено в схеме алгоритма.
6) Разработка организационно-экономического обеспечения механизмов совершенствования структуры включает соответствующую политику, в рамках которой формируются необходимые ресурсы, инструменты, системные взаимосвязи. В итоге получаем программные средства государственного управления структурой экономики регионов в условиях интеграции Украины в ВТО.
Предложенный алгоритм ставит своей целью осуществить переход от входных параметров процесса, таких как макропоказатели экономики, институциональное структурирование, определение конкурентоспособности экономики регионов, к выходным – конкретным механизмам реструктуризации экономики в условиях интеграции в ВТО.
В алгоритме существует ряд новых положений, которые ранее не рассматривались в экономической теории, а именно, институциональные структуры, конкурентоспособность институциональных структур, процесс совершенствования институциональных структур, модели процесса, механизмы процесса совершенствования институциональных структур.
Выполнение предложенного алгоритма обеспечивает достижение поставленной цели исследования и может повысить конкурентоспособность экономики регионов в рамках ВТО.
3. Применение процессного подхода к совершенствованию структуры экономики регионов в условиях интеграции Украины в ВТО
Воспользуемся компьютерными программами пакета BPwin для проектирования процесса совершенствования институциональных структур с целью получения механизмов, определенных в цели исследования. Формируем элементы процесса [6], начиная с построения контекстной диаграммы (А-0).
Контекстная диаграмма процесса представлена на рис. А–0 (рис.2). Декомпозиция контекстной диаграммы позволяет определить материнскую диаграмму А0 (рис.3) и сеть процессов структурирования. Указанная сеть процессов представлена на диаграммах А1-А4 (рис.4-7). Элементы процесса совершенствования институциональной структуры экономики региона, подлежащие моделированию и разработке, приведены в табл.1.
Шифр | Наименование процесса | Вход | Выход | Управление |
---|---|---|---|---|
А0 | Совершенствовать структуру экономики региона в условиях интеграции Украины в ВТО. | 1) Структура экономики исходная. 2) Макропоказатели исходные. 3) Рынок исходный |
1) Структура экономики проектная. 2) Макропоказатели проектные. 3) Рынок проектный |
1) ФДМУ, АМКУ 2) Законы Украины. 3) Устав ВТО. 4) Методология конкурентоспособности ВЭФ. |
А1 | Управлять процессом реструктуризации. | 1) Структура экономики исходная. 2) Макропоказатели исходные. 3) Рынок исходный |
1) Макропоказатели проектные. 2) Рынок проектный. 3) Программа 4) Экономико-математическая модель. 5) Руководство механизмов |
1) ФДМУ, АМКУ 2) Законы Украины. 3) Устав ВТО. 4) Методология конкурентоспособности ВЭФ. |
А2 | Совершенствовать структуру ОГУ. | 1) Программа. 2) Структура экономики исходная. |
1) Структура экономики проектная. | 1) Устав ВТО. 2) Методология конкурентоспособности ВЭФ. 3) Экономико-математическая модель 4) Руководство механизмов. |
А3 | Совершенствовать структуру НФК, ФК. | 1) Программа. 2) Структура экономики исходная |
1) Структура экономики проектная | 1) Устав ВТО. 2) Методология конкурентоспособности ВЭФ. 3) Экономико-математическая модель. 4) Руководство механизмов. |
А4 | Совершенствовать структуру ДХ | 2) Программа 1) Структура экономики исходная. |
1) Структура экономики проектная. | 1) Устав ВТО. 2) Методология конкурентоспособности ВЭФ. 3) Экономико-математическая модель. 4) Руководство механизмов |
Как следует из приведенной таблицы, в результате функционального моделирования экономической системы региона и проведения декомпозиции, нами получены основные процессы структурирования, их входы, выходы, управление и ресурсы.
Такой подход позволил планировать конкретные действия по реструктуризации, указать наименования и объемы работ, назначить сроки выполнения и ответственных за результаты. Процесс моделирования регламентирован нормативной документацией [7].
Особенностью декомпозиции контекстной модели (А-0) является выделение процессов совершенствования структур четырех институциональных секторов: ОГУ, НФК, ФК, ДХ, которые выше были определены как наименее конкурентоспособные в условиях ВТО (на примере Луганской области). Общее управление процессом совершенствования структуры экономики регионов осуществляется в блоке А1 (рис.4). При этом процессы секторов НФК, ФК объединены в общий процесс совершенствования структур корпоративного сектора. Данные процессы формируют три блока модели А2-А4 (рис.5-7). Как видно из приведенных диаграмм, блоки А23, А33, А43 позволяют формировать механизмы совершенствования институциональных структур соответствующих секторов экономики, что и требуется по условиям задачи.
Рассмотрим более подробно функционирование представленной модели совершенствования структуры экономики регионов. Логическая сущность модели (материнская диаграмма А0) состоит в том, что блок "управлять процессом реструктуризации" преобразует исходную институциональную структуру в новую, адаптированную к условиям ВТО.
Выходом процесса, отображаемого диаграммой А1 "управлять процессом реструктуризации" (рис.4) являются: 1) макропоказатели проектные, 2) рынок проектный, 3) Программа, 4) Экономико-математическая модель, 5) Руководство механизмов.
Элементы диаграммы "управлять процессом реструктуризации" представлены в табл.2. Блок А1 (рис.4) включает процессы более низкого уровня:
- формировать систему управления (А11);
- прогнозировать макропоказатели (А12);
- прогнозировать рынок (А13);
- разработать экономико-математическую модель (А14);
- разработать программу и руководство механизмов (А15);
В блоке А11 производится анализ макропоказателей и регионального рынка применительно к существующей структуре экономики регионов. Данный процесс формирует Концепцию реструктуризации и задание экономико-математической модели. Управлением процесса являются: Устав ВТО, Законы Украины, Методология конкурентоспособности ВЭФ, требования Фонда госимущества Украины (ФДМУ), Антимонопольного комитета Украины (АМКУ).
Блок А12 отображает процесс "прогнозировать макропоказатели", который позволяет определить проектные нормативы экономики регионов в условиях ВТО. Особенностью функционирования данного блока является использование принятой Концепции, позволяющей в зависимости от конкурентоспособности экономики регионов и других управляющих воздействий формировать объективные прогнозы.
Блок А13 отображает процесс "прогнозировать рынок", позволяющий формировать основные параметры и характеристики регионального рынка в условиях ВТО. Прогнозирование рынка производится как с учетом его внутренних характеристик, так и при воздействии складывающейся внешней конъюнктуры.
Блок А14 "разработать экономико-математическую модель" формирует элемент управления, который предусматривается использовать в составе процесса для задания основной логики совершенствования институциональной структуры экономики регионов. Экономико-математическая модель устанавливает основные соотношения между показателями экономической системы регионов и их структурами. Данная модель является элементом Управления для процессов совершенствования структуры институциональных секторов, в частности для процессов "формировать механизмы ОГУ, НФК, ФК, ДХ" (блоки А23, А33, А43).
Блок А15 "разработать Программу и Руководство механизмов" производит элементы Управления, что позволяет формировать соответствующие механизмы совершенствования структуры экономики регионов в условиях интеграции Украины в ВТО.
4. Совершенствование структур секторов ОГУ, НФК, ФК, ДХ
Процессы совершенствования институциональных структур экономики регионов в условиях интеграции Украины в ВТО представлены на диаграммах А2-А4 (рис.5-7).
Для институционального сектора ОГУ (рис.5) совершенствование структуры включает в качестве подпроцессов блоки: А24 "Совершенствовать структуру регионального планирования", А25 "Совершенствовать структуру полномочий регионов", А26 "Совершенствовать структуру бюджета регионов". Указанные блоки соответствуют направлениям реструктуризации сектора ОГУ, принятым на основе анализа глобальной конкурентоспособности экономики региона и отражают основные процессы жизненного цикла.
Для институциональных секторов НФК, ФК (рис.6) совершенствование структуры включает в качестве подпроцессов блоки: А34 "Совершенствовать структуры секторов регионов", А35 "Совершенствовать структуру регионального рынка", А36 "Совершенствовать структуру ВЭД регионов". Указанные блоки соответствуют направлениям реструктуризации секторов НФК, ФК, принятым на основе анализа глобальной конкурентоспособности экономики региона и также отражают основные процессы жизненного цикла.
Для институционального сектора ДХ (рис.7) совершенствование структуры включает в качестве подпроцессов блоки: А44 "Совершенствовать инфраструктуру регионов", А45 "Совершенствовать структуру занятости регионов". Указанные блоки соответствуют направлениям реструктуризации сектора ДХ, принятым на основе анализа глобальной конкурентоспособности экономики региона и отражают основные процессы жизненного цикла.
Как видно из рассмотренных диаграмм процесс реструктуризации представлен как система, построенная из набора стандартных элементов (блоков), что позволяет применять одинаковые согласованные процедуры для обеспечения эффективной государственной структурной политики.
В каждой из рассмотренных диаграмм присутствуют блоки "Формировать механизмы структур …", назначение которых состоит в обеспечении процессов реструктуризации соответствующими ресурсами.
5. Формирование механизмов совершенствования структуры экономики регионов в условиях интеграции в ВТО
Блоки А23, А33, А43 обеспечивают процессы формирования механизмов совершенствования структуры экономики регионов. Построим обобщенный процесс формирования механизмов, представленный на рис.8.
Входами процесса являются данные: "структура экономики исходная", "задание механизмов". Управлением являются нормативные документы, полученные из материнской диаграммы А0: "процедура реструктуризации", "экономико-математическая модель", "руководство механизмов". Ресурсами процесса служат финансовые, трудовые, инфраструктурные, необходимые для формирования механизмов.
Следует отметить, что каждый из восьми механизмов, которые получают на выходе процесса, включает стандартные составляющие, используемые для дальнейшей декомпозиции процесса формирования механизмов. При этом необходимо сформировать в определенных пропорциях следующие компоненты:
- организационные ресурсы;
- производительные ресурсы;
- финансовые ресурсы;
- способы соединения и пропорции ресурсов в механизмах.
Предложенный подход позволяет получить механизмы совершенствования структуры экономики регионов в условиях интеграции Украины в ВТО с использованием стандартных процедур методологии BPwin.
Рис. 8 Обобщенная диаграмма процесса формирования механизмов
В результате проведенного исследования получена функциональная модель процесса, в которой используются:
- показатели конкурентоспособности регионов в мировой экономике;
- институциональная структура регионов;
- экономико-математическая модель, связывающая институциональную структуру с экономической системой регионов;
- механизмы, при помощи которых осуществляется совершенствование структуры экономики регионов.
Новыми элементами функциональной модели (BPwin), полученными при ее декомпозиции, являются механизмы совершенствования структур, которые целесообразно использовать при реализации государственной структурной политики в сфере регионального экономического развития.
6. Выводы
Предложенный метод использования процессного подхода и функционального моделирования в среде BPwin позволяет проектировать эффективные механизмы совершенствования структуры экономики регионов, что является важным шагом в обеспечении эффективного государственного регулирования.
Выполнение алгоритма, рассмотренного в настоящем исследовании, позволяет связать показатели экономической системы регионов, отраженные в институциональных структурах и экономико-математической модели, с индексами глобальной конкурентоспособности (ИГК), что в итоге позволяет определить процессы и направления совершенствования экономики регионов в условиях ВТО и напрямую перейти к экономическим механизмам.
Механизмы получаем из одноименных процессов совершенствования структуры экономики регионов путем декомпозиции диаграмм BPwin. Формирование собственно механизмов по принятым институциональным секторам (ОГУ, НФК, ФК, ДХ) осуществляется в пределах соответствующих процессов под воздействием Руководства механизмов, Программы совершенствования структуры, Экономико-математической модели.
- Процесс – Электронный источник. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81.
- Национальное счетоводство под. Ред. Проф. Кулагиной Г. Д. М. – Финансы и статистика. – 1997.
- Отчет о конкурентоспособности Украины 2010/ Навстречу экономическому процветанию. - Фонд эффективного управления. 2010.
- Чаленко А.Ю. Конкурентоспособность экономики в условиях ВТО. Электронный источник. – Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/179451.
- Методология IDEF0 и программный продукт Bpwin. Учебно-методическое пособие. – Н.-Новгород. – НГУ им. Лобачевского. 2007.
- Маклаков С. В. Моделирование бизнес-процессов с Bpwin. – М. – Диалог МИФИ. 2002.
- Методология функционального моделирования IDEF0/ Руководящий документ РД IDEF0. М. – Госстандарт России. 2000 г.
Написать комментарий
Рыночная экономика растет снизу, от грамотных управленческих решений на предприятии, а не от высосаных из пальца умозрительных выкладок с кучей процессов, которыми кто-то собрался управлять.. Полное фуфло данная статья, и жаль времени автора и читателей.
В основе эк. упр-ния должны быть балансовые модели, причём не только планирования, но и регулирования по отклонениям в реальном времени относительно плановой траектории конечного выпуска, которая тоже может меняться.Принцип тот же, что и в управлении ракетой. И эффект будет такой же. А предлагаемые рекомендации, (как и многие другие) носят "условный и поэтому весьма неопределённый характер"(В. Леонтьев). Комментировать тут нечего.