Facebook
Капитал страны
Капитал Страны
ENGLISH
Меню
07 АВГ, 01:49 МСК
USD (ЦБ)    73,3633
EUR (ЦБ)    86,2532

07 АВГ, 01:49 МСК
USD (ЦБ)    73,3633
EUR (ЦБ)    86,2532


Случай «Сухого»

12 Февраля 2013 8612 3 Наука и технологии
Случай «Сухого»

Российская гражданская авиация еще в 2007 году имела шанс выйти на мировой авиационный рынок и покорить его новинкой Suhoj Superjet-100. Но проблемы начались с традиционными отечественными заказчиками и покупателями из стран СНГ. Что мешает развиваться гражданскому авиапрому и какие надежды у него еще остались?

Первый самолет российской, а не советской разработки Suhoj Superjet-100, которым занималась компания «Гражданские самолеты Сухого», планировалось поставить стартовому заказчику, армянской авиакомпании «Армавиа», еще в ноябре 2008 года. Но вследствие срыва сертификационных испытаний, первоначальную дату поставки перенесли ровно на год. Второй заказчик, «Аэрофлот», пригрозил «Сухому» штрафами за просрочку. В какой-то момент защищать производителя от претензий «Аэрофлота» пришлось даже вице-премьеру Сергею Иванову, который заявил, что если лайнер поставят в январе 2010 года, то «мир не рухнет и “Аэрофлот” тоже».

В итоге череда переносов, связанная с доводкой SSJ-100 до кондиционного состояния, вылилась в задержку выхода новинки на 2,5 года. Только весной 2011 года «Армавиа» получила первый самолет SSJ-100. В мае этого же года новейшую модель предоставили крупнейшему российскому перевозчику «Аэрофлоту», подписавшему контракт на покупку 30 самолетов с 38% скидкой (каждый обошелся компании в $19 млн). Но в «Аэрофлоте» продолжали говорить о штрафах уже не только из-за задержек, но по причинам ухудшения летно-технических характеристик самолета. Первая со времен 15-летнего простоя авиационной промышленности российская модель гражданского самолета на 70% состояла из деталей, произведенных иностранными компаниями.

В «Армавиа» через год после покупки SSJ-100 пытались вернуть деньги за уже купленный самолет. Армянской авиакомпании он достался не за $31 млн, указанный в каталоге «Сухого», а всего за $20 млн, из которых перевозчик заплатил только $16 млн, но предварительно. Самолет вернули, в том числе и потому, что в первый же год коммерческой эксплуатации ему потребовался технический ремонт: четыре дня авиакомпания оформляла перевоз самолета в Россию на двухдневный ремонт, что сказалось на оценке сервисного обслуживания «Сухого». У самолета наблюдалась неисправность двигателя.

Хотя новая техника никогда не бывает простой в эксплуатации, а опыт первых нескольких лет, как правило, используется для технического совершенствования, SSJ-100 доставлял своим владельцам слишком много забот. Среди них дорогие запасные детали, производимые за рубежом и поставляемые не в срок, и необходимое техобслуживание после небольшого количества часов полета. Но, тем не менее, «Армавиа» собиралась приобрести второй самолет, пока владелец компании Михаил Багдасаров не выставил ее на продажу в ноябре 2012 года.

Контракты на покупку SSJ-100 подписывались до падения самолета в горах Индонезии; на тот момент, по информации производителя, их насчитывалось 170 (сейчас 179 и как «Сухой» при своих мощностях обеспечит их – большой вопрос). Совершая демонстрационный полет, пилоты, по заключению комиссии, не справились с управлением, и самолет врезался прямо в землю. Трагедия унесла 45 жизней и испортила репутацию SSJ-100. Как установила комиссия, система предупреждения о сближении с землей сработала в нужный момент, но из экипажа на нее никто не обратил внимания.

После случившегося представители «Сухого» уверяли общественность в том, что от контрактов на SSJ-100 никто не отказывался, так как заказчики были удовлетворены версией «человеческого фактора». Но внезапно неназванные источники авиастроительной компании начали жаловаться на отсутствие поддержки экспорта со стороны государства, а также на долг компании, который мешает серийному производству самолетов новой модели и тормозит разработку МС-21 («Магистральный самолет XXI века»). При этом известно, что мощности российского авиапрома не позволяют выпустить больше десяти гражданских самолетов в год. В свою очередь государство дополнительно не финансирует эту отрасль. Несмотря на производственные проблемы и не выдвигающееся шасси, производителю удается эффективно отбиваться от претензий «Аэрофлота». «Самолет переживает детские болезни, как и все новые, в том числе и зарубежные, машины», – прокомментировали в компании подобные инциденты.

В презентации авиаперевозчика, посвященной безопасности полетов, 40% поломок авиационного парка компании было приписано восьми SSJ-100. Повышенные требования «Аэрофлота» к новой модели, как охарактеризовал представитель «Сухого» протоколы о сбоях в работе самолетов, касались ложных утечек в системе кондиционирования и неисправностей в управлении воздушным судном. Большинство SSJ-100 у «Аэрофлота» были вынуждены простаивать. В компании-производителе уже отметили, что замечания приняты к сведению, а неполадки устранены. Тем не менее, Росавиация отозвала летные лицензии первых четырех самолетов из-за сбоев в работе шасси и предкрылок. В «Сухом» говорят о неправильной комплектации и готовы заменить самолеты. Таким образом, из десяти самолетов в парке «Аэрофлота» полеты совершают сейчас только три.

Отчет о технических неполадках «Аэрофлота» пришелся на время проведения в Индии авиационно-космической выставки Aero India-2013, где потенциальные покупатели из Китая и Вьетнама присматривались к детищу молодого российского авиапрома. И если с военной авиацией у России пока все в порядке (по-видимому, ее спасает госзаказ) – лидерами международных продаж в 2012 году оставались истребители-бомбардировщики Су-27 и Су-30, а также вертолеты Ми-7 и Ми-35, то с гражданским авиапромом все обстоит куда сложнее. Распределение производственных мощностей в пропорции 90% военного производства на 10% гражданского дает о себе знать технологическим отставанием.

Мировой авиарынок на 75% формируется гражданской авиацией, и только четверть принадлежит военным самолетам и вертолетам. России на этом рынке попросту нет. Текущие заказы на SSJ-100 испытывают трудности в переходе границы бывшего Советского Союза. На международных площадках к российской новинке относятся сдержано. Поэтому основными покупателями, несмотря на большое количество заявленных иностранных заказов, остаются республики бывшего СССР. Есть небольшие надежда на Китай и другие развивающиеся страны из блока БРИКС. Но молодая отрасль гражданского авиастроения России явно нуждается в изменениях условий производства. Если с выпуском МС-21 к 2020 году получится нечто похожее на историю SSJ-100, российская гражданская авиация уже не оправится от такого удара.

Хотя некоторые не видят ничего необычного в пертурбациях SSJ-100. Так, например, Boeing терпит неудачи с самолетом Dreamliner, поставки которого сначала были перенесены на несколько лет, а после выпуска регуляторы США приостановили полеты этой модели. Это лишний раз говорит о том, что никто не застрахован от провалов. Но кому-то они категорически противопоказаны.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
13.02.2013 0 0
Марк:

а вы себе даже аватар приличный придумать не смогли что это за тьфу _ как-то вы себя не красиво окрестили неуважение к людям начинается с неуважения к себе

12.02.2013 0 0
тьфу!:

О! О какой автор - все про российский авиапром знает! "филология, психология, философия и массовые коммуникации"! " Кыргызско-Российский Славянский Университет им. Б.Н.Ельцина"! Не хухры-мухры, образованный человек!-%))) набрали по обьявлениям, блин...

12.02.2013 0 0
Александр Б:

Так что же все-таки мешает гражданскому авиапрому и какие надежды у него остаплись?

Статьи

Саудовская Аравия снова развязывает ценовую войну с Россией

Саудовская Аравия снова развязывает ценовую войну с Россией
Экономика

США забирают Белоруссию под себя

США забирают Белоруссию под себя
Политика

Рейтинг был выше, чем у Путина. Кремль «топил» Фургала с 2018 года

Рейтинг был выше, чем у Путина. Кремль «топил» Фургала с 2018 года
Политика

Названы три угрозы деньгам россиян в банках

Названы три угрозы деньгам россиян в банках
Экономика 1

Новости бизнеса

Ученые из Астрахани создали съедобную пищевую пленку, из которой можно делать упаковку для продуктов

Ученые из Астрахани создали съедобную пищевую пленку, из которой можно делать упаковку для продуктов

Новые требования Роспотребнадзора ставят под угрозу бизнес по доставке товаров и продуктов питания

Новые требования Роспотребнадзора ставят под угрозу бизнес по доставке товаров и продуктов питания

Узнай, страна!

В Эвенкии начали разработку самых древних на Земле нефтяных отложений, которым более 1 млрд лет

В Эвенкии начали разработку самых древних на Земле нефтяных отложений, которым более 1 млрд лет

В Санкт-Петербурге заложили большой рыболовный траулер «Капитан Мартынов» для северных морей России

В Санкт-Петербурге заложили большой рыболовный траулер «Капитан Мартынов» для северных морей России
Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter