Ситуация: Общество не доверяет образованию
В России сложилась сложная ситуация. С одной стороны, высшее и среднее профессиональное образование перестало удовлетворять нуждам работодателей. С другой – массовый характер высшего образования сформировал к нему подозрительное отношение в обществе. Предвидится ли в самое ближайшее время решение этой дилеммы?
Сегодня 85% российских школьников получают высшее образование. При этом образовательная система устроена таким образом, что студенты в первую очередь нацелены на получение диплома, а не ключевых профессиональных навыков. В то же время компании-работодатели больше не смотрят на наличие диплома, который перестал сигнализировать им о квалификации специалиста, и предпочитают оценивать кандидатов с точки зрения профессиональных компетенций. Это требует пересмотреть количество времени, которое уделяется в процессе образования теории и практике. В сложившейся модели на практику отводится не более 30%, тогда как работодатели требуют, чтобы специалисты были, прежде всего, практически ориентированы.
Ранее в системе образования был единственный заказчик – государство, которое отвечало за трудоустройство граждан. Но сегодня, говорит вице-президент Ассоциации менеджеров Алексей Каспаржак, государство должно поделилось правами на формирование системы образования с другими работодателями. Современная экономика развивается стремительными темпами, а система образование всегда отличалась инерционностью. Из-за этого появляются и усиливаются дисбалансы. По последним прогнозам Всемирного Банка, в 2013 году российскую экономику может ожидать рецессия.
Одним из признаков того, что экономика подвергается стагнации, является желание 70% школьников и молодых людей стать госслужащим либо работать в госсекторе. Работа на государство кажется более стабильной и надежной, но в действительности настоящие прорывы совершают частные инновационные компании и именно у них запрос на новые кадры расходится с предложением государственного образования.
По словам руководителя отдела аналитики портала Superjob.ru Валерии Чернецовой, каждая традиционная компания думает о себе как об инновационной. Поэтому треть отказов соискателям связана с недостатком компетенции и квалификации. На данный момент в России от общего числа частных компаний насчитывается не более 15% инновационных предприятий. Большая их часть концентрируется в области IT и телекоммуникаций.
Разница между традиционными предприятиями и инновационными состоит в спросе на когнитивные навыки, считает заведующий кафедрой экономики труда и народонаселения НИУ ВШЭ Сергей Рощин. По большей части это навыки решения проблем и установления коммуникаций, в связи с чем, меняется понимание профессионализма. Если раньше оно ограничивалось знанием технологии, то теперь профессионализм требует, чтобы технология была вписана в институциональный и социальный контекст.
Работодатели все чаще требуют от кандидатов необычный или расширенный набор навыков, подразумевающих сотрудничество, взаимодействие и нестандартные решения. Но большинство российских инновационных предприятий не могут закрыть потребность в сотрудниках с навыками высокого порядка. То есть драйверы будущего экономического роста не перестают испытывать кадровый голод и не могут эффективно решать часть своих задач. Поэтому навыки сегодняшнего профессионала должны быть постоянно в развитии. Не менее важно приобретение дополняющих навыков. Запаздывающее понимание этого, говорит Сергей Рощин, сказывается на экономике в целом и работодатели это отмечают.
Профессионал сегодня должен быстро разучиваться, переучиваться, овладевать новыми технологиями и соответствовать динамичной ситуации на рынке труда, говорит ведущий эксперт Института образовательных технологий РАНХиГС при Президенте РФ Алексей Овчинников. Он также считает, что существующая система образования под эту систему не выстроена.
Но помимо всего этого силу набирает еще одна тенденция: принимая во внимание реалии рынка труда, общество перестает доверять высшему образованию. Это происходит из-за того, что троечники зачастую оказываются более подготовленными для решения проблем и лучше устанавливают необходимые связи, чем отличники, компетенции которых ограничиваются старым пониманием профессионализма. Иначе говоря, троечники выгоднее устраиваются и приспосабливаются, в то время как отличники остаются лучшего мнения о себе, чем о них работодатели. Мы живем в период, предшествующий появлению новой системы образования, в которой будут новые градации, считает Алексей Овчинников. Среднее и высшее образование в ближайшем будущем могут уже ничего не значить.
Безусловно, новые формы обучения возникают уже сегодня. Например, прикладной бакалавриат. По сути, это подготовка высококвалифицированных рабочих, которые по факту не будут получать высшее образование. Такие технологически сложные отрасли как авиастроение, судостроение и промышленное производство нуждаются не только в инженерах. Становится все очевиднее, что не меньше, чем опытные инженеры сегодня им требуются квалифицированные рабочие. Нехватка именно таких кадров при переходе к инновационной экономике ощущается в России острее всего.
Написать комментарий