Facebook
Капитал страны
Капитал Страны
ENGLISH
Меню
04 ДЕК, 19:34 МСК
USD (ЦБ)    75,5379
EUR (ЦБ)    88,9960

04 ДЕК, 19:34 МСК
USD (ЦБ)    75,5379
EUR (ЦБ)    88,9960


Системные риски федерального бюджета на 2019-2021 годы

29 Ноября 2018 10165 0 Экономика
Системные риски федерального бюджета на 2019-2021 годы

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 21 ноября 2018 года приняла закон «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов». Были обсуждения в комиссиях и комитетах, вносились поправки в параметры бюджета по расходам, но ряд системных проблем остался за рамками широкого обсуждения.

Во-первых, чтобы добиться реализации амбициозных целей, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», необходима модернизация структуры расходов федерального бюджета с целью финансового обеспечения мероприятий по формированию современной инфраструктуры, повышению качества человеческого капитала, производительности труда, решению демографических проблем и преодолению технологического отставания России от стран с развитой рыночной экономикой.

Однако анализ структуры расходов федерального бюджета на 2019-2021 годы свидетельствует, что она остается инерционной:

– расходы на национальную экономику только сокращаются: в 2014 г. они составляли 4,3% от ВВП, в 2018-2021 гг. не превысят 2,4%;

– бюджетные ассигнования, обеспечивающие рост качества жизни населения, снижаются с 7% от ВВП в 2014 г. до 6,7% в 2018-2019 гг. и 6,0% в 2021 г.;

– предусматривается сокращение бюджетных инвестиций с 3,7% от общей суммы расходов федерального бюджета в 2018 году до 2,7% в 2021 году.

Все это свидетельствует о том, что расходы федерального бюджета на 2019-2021 годы не обеспечивают предпосылок для долгосрочного экономического роста.

Во-вторых, громоздкая, слабо структурированная система целевых программ и национальных проектов снижает прозрачность расходов федерального бюджета, делает формальным и неэффективным контроль обоснованности распределения расходов на их реализацию. Множественность документов стратегического характера не позволяет оценить результативность расходов на реализацию целевых программ и проектов в увязке с приоритетами государственной социально-экономической политики. При этом объем расходов федерального бюджета в 2019-2021 годах на реализацию государственных программ составляет более 70% от общей суммы расходов бюджета, на реализацию национальных проектов в 2019-2021 годах планируется выделить 5633,0 млрд руб. (9,87% от общей суммы расходов федерального бюджета на этот период).

Статус национальных проектов, как и Бюджета развития, механизма его формирования и использования «в привязке» к национальным проектам и программам, законодательно не определены. Все это делает высокими риски (1) неэффективного использования средств на реализацию проектов и программ, (2) низкой результативности как самих проектов, так и государственных расходов на их реализацию, (3) инвестирования для государства и частных инвесторов при реализации государственных программ Российской Федерации и национальных проектов.

Фактически основой формирования федерального бюджета на 2019-2021 гг. стала идея о приоритете бюджетной стабильности как фактора макроэкономической устойчивости. Переход к сбалансированному бюджету и возврат к накоплению средств в Фонде национального благосостояния действительно будут способствовать повышению макроэкономической стабильности, однако важно понимать, что стабилизация экономики на нынешнем уровне – это консервация стабильно низких темпов экономического роста, а быстрый переход к сбалансированному бюджету происходит в том числе за счет отказа от налогового и бюджетного стимулирования экономического развития.

Солянникова Светлана Петровна, руководитель Департамента общественных финансов Финансового университета

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

России отказали по делу ЮКОСа. Требуют заплатить 57 млрд долларов

России отказали по делу ЮКОСа. Требуют заплатить 57 млрд долларов
Экономика

Набиуллина ошиблась с инфляцией. Цены выросли в 3,5 раза больше

Набиуллина ошиблась с инфляцией. Цены выросли в 3,5 раза больше
Экономика

«Арктика хорошо тает и без Чубайса». Экс-главе «Роснано» нашли новую должность

«Арктика хорошо тает и без Чубайса». Экс-главе «Роснано» нашли новую должность
Политика

Путин призвал отказаться от доллара. Россияне его не послушали

Путин призвал отказаться от доллара. Россияне его не послушали
Экономика

Новости бизнеса

Миллиарды импорта и сотни совместных компаний с Россией. Чем рискует Белоруссия в период кризиса

Миллиарды импорта и сотни совместных компаний с Россией. Чем рискует Белоруссия в период кризиса

Исследование: как изменились расходы компаний в пандемию

Исследование: как изменились расходы компаний в пандемию

Узнай, страна!

В Амурской области завершена реконструкция участка трассы А-360 «Лена»

В Амурской области завершена реконструкция участка трассы А-360 «Лена»

Уникальный туризм и международные поставки продукции. Анализ деятельности УФО за ноябрь

Уникальный туризм и международные поставки продукции. Анализ деятельности УФО за ноябрь
Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter