Система государственных закупок как канал вывоза капитала из страны
В России на некоторых рынках государственных закупок «нормальная» доля иностранных товаров превышена на 2 порядка. Но завышена относительно чего? Как функционирует данный рынок в развитых странах мира? В чем состоит специфика российской системы государственных закупок?
Российское правительство уже давно ведет борьбу с оттоком капитала из страны. Нельзя отрицать, что на этом направлении уже имеются некоторые позитивные результаты. Между тем относительно недавно начала проявляться и другая тенденция, заключающаяся в осваивании иностранными компаниями нетрадиционных каналов «высасывания» государственных капиталов. Речь идет о рынке государственных закупок, который, как это ни парадоксально, уже основательно захвачен иностранными фирмами.
Такое положение дел должно классифицироваться как поистине неординарное. Дело в том, что все страны, несмотря на правила и нормы Всемирной торговой организации (ВТО), довольно активно проводят протекционистскую политику и стараются всячески защитить своего производителя. Разумеется, на открытых рынках не всегда можно действовать «грубыми» (тарифными) методами, да и не всегда они нужны, поэтому здесь проникновение иностранных компаний все-таки происходит. Однако рынок государственных закупок практически во всех странах является «закрытым» для иностранцев. В основе столь жесткой позиции лежит простой тезис: деньги налогоплательщика не могут быть отданы представителям других государств. Действительно, нарушение данного принципа означало бы, что правительство, «обирая» собственного налогоплательщика, оказывает финансовую поддержку другим государствам в лице их товаропроизводителей. Именно поэтому рынок госзакупок живет своей собственной жизнью, в которую даже международные организации стараются не вмешиваться. Можно сказать, что сфера закупок государства – последний плацдарм протекционизма.
Опыт показывает, что за рубежом выстроена довольно эффективная протекционистская защита рынка государственных закупок. Это проявляется, в частности, в микроскопической доле госзакупок у зарубежных поставщиков. Например, в Великобритании она составляет только 0,4%, а в Германии – 3,8%. Данные цифры определяют примерный диапазон участия иностранных компаний в стратегических закупках развитых государств.
Насколько хорошо вписывается в эти границы Россия?
Хотя агрегированных данных по всему российскому рынку госзакупок нет (ибо такой учет не ведется!), можно оценить долю иностранных компаний на некоторых продуктовых рынках. Такие оценки были сделаны сотрудниками Российского института экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП). Так, в 2006 году от имени Российской Федерации для государственных нужд было заключено 60 контрактов на поставку медицинской техники. Общая сумма контрактов составила 602,8 млн. рублей, из которых около 60% были направлены на покупку медицинской техники зарубежного производства. Несложно видеть, что разрыв в долях рынка, «захваченных» иностранными компаниями, для России и Великобритании составляет совершенно фантастическую цифру – 150 раз. Таким образом, в России на некоторых рынках государственных закупок «нормальная» доля иностранных товаров превышена на 2 порядка, что говорит либо о полной несостоятельности отечественного производства соответствующей продукции, либо о полном отсутствии какого-либо регулирования доступа иностранных экономических агентов.
Сложившаяся ситуация усугубляется другой настораживающей тенденцией. Так, по оценкам экспертов РИЭПП, лишь менее 15% контрактов были заключены непосредственно с отечественными производителями медицинского оборудования; в подавляющем же большинстве случаев договора заключаются с дилерами и посредниками, участие которых позволяет скрыть иностранное происхождение поставляемой продукции. Это означает, что приведенная выше цифра в 60% может служить лишь в качестве минимальной оценки иностранного участия на российском рынке госзакупок; на самом деле она, скорее всего, намного больше.
Еще одним ярким примером структурных диспропорций в централизованных закупках медицинской техники отечественного и зарубежного производства стал конкурс 24к-1541, проведенный 14 февраля 2006 года Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию. В табл.1 данные о структуре централизованных закупок медицинского оборудования, проводившихся по конкурсу 24к-1541. Бюджетные средства в размере 14,3 млрд. руб. были разделены между отечественными и зарубежными товарами в отношении 42,5% на 57,5%. Если же рассматривать структуру контрактов по поставку определенных видов оборудования, то отечественные производители получили явное преимущество только по лотам рентгеновского оборудования. По остальным позициям иностранная техника заняла доминирующее положение на рынке госзакупок, аккумулировав от 83 до 99% выделенных на эти цели бюджетных средств.
Таблица 1.
Структура поставок диагностического оборудования по конкурс 24к-1541 в 2006 г.
Вид оборудования |
Доля в стоимости поставок, % |
|
Зарубежного производства |
Отечественного производства |
|
Рентгеновское |
26,0 |
73,9 |
Ультразвуковое |
91,3 |
8,7 |
Электрокардиографическое |
90,0 |
9,9 |
Эндоскопическое |
83,2 |
16,8 |
Лабораторное |
99,3 |
0,7 |
Итого |
57,5 |
42,5 |
К сказанному можно добавить, что, по данным Росстата, объем внутреннего производства медицинской техники в 2006 году достигал 16,5 млрд. руб., в то время как ее импорт – 45 млрд. руб. Данные пропорции соответствуют доле иностранной продукции в 73,2%, что не соответствует никаким международным нормам, превышая таковые в 3-4 раза. Для сравнения: в Великобритании доля импорта в ВВП составляет 22%. Данные цифры лишний раз свидетельствуют о недопустимых пропорциях машиностроительной продукции отечественного и зарубежного производства на «свободном» российском рынке. Если же сюда добавить цифры о роли иностранных компаний на «закрытых» рынках государственных закупок, то становится ясно, что Россия уже фактически отдала свой внутренний рынок иностранцам.
Написать комментарий
Вопрос государственных закупок в целом сейчас можно считать больным для России. Примерно 30% первоначальных контрактов не реализуется, так как на мой взгляд условия победы в конкурсе или аукционе, прописанные в ФЗ-94 нуждаются во внесении существенных изменений, либо необходима корректировка и ужесточение первоначальных требований к потенциальным участникам. Глупо, когда основным критерием выступает цена контракта. Так не составляет никакого труда сегодня купить любую фирму с любыми лицензиями (в интернете можно найти множество компаний, предоставляющих услуги по созданию и продаже подобных предложений), а через месяц уже победить в конкурсе, всего лишь скинув несколько сотен тысяч рублей от изначальной цены контракта. Далее - получение аванса и хорошо, если есть хотя бы пара человек, которые реально могут начать что-то делать для выполнения работ по контракту. В лучшем случае это приведет к заключению дополнительных соглашений и продлению сроков выполнения работ, хуже, если подобная фирма просто исчезнет и придется заново объявлять конкурс, в котором также возникнет высокий риск отдать контракт в руки непрофессионалов. Известный пример - реконструкция Большого театра.
Изначально наше производство не обеспечивает необходимого качества товаров и услуг. А вытягивание отечественных производителей будет обходиться в крупную сумму для государства, гораздо дешевле и проще получается приобретать товары и услуги у заграничный производителей.
В нашей страней сформировавшийся бизнесмен «средней руки» ничего не желает производить. И не потому что он такой плохой или же «капиталист» ,а просто он не имеет нормальной возможности. У него нет хороших «связей» , дешевого кредита (с невысокими процентами), правильно подобраного персонала. Поэтому, ему проще продавать импортную продукцию, снимая помещение 2х5 метров и платить налоги по упрощенной системе. От сюда и делаем вывод, что чем меньше конкуретноспобоной продукции выпускает отечественный производитель, тем больше импорта приходит из-за границы. Насчет медицины я могу сказать лишь одно, наше обродуование не самое «лучше». Правительство ведь на Волгах не ездит(не однократно пытались пересадить чиновников на авто роспроизводства), оно ездит на мерседасах. Но не всегда русское значит плохое. Просто то русское( на том уровне развития) которое сейчас оставляет желать лучшего. Государство предпочитает не развивать, а закупать.
Да, весьма печально. Наше производство загубленно и похоже безвозвратно. Не мудрено, что рынок заняли иностранные компании. И этому способствует либерально-компрадорская политика нашего государства. Наука финансируется лишь по остаточному принципу, искуственно созданы условия для оттока капиталлов за рубежи. Если посмотреть на карту России, вы увидите лишь огромную систему трубопроводов, выкачивающую из недр земли природные богатства. О чём ещё можно гшоворить, если активы государства, ввиде ценных бумаг, хранятся в инострвнных банках. Но долго продолжаться это не может...
Вопрос государственных закупок в целом сейчас можно считать больным для России. Примерно 30% первоначальных контрактов не реализуется, так как на мой взгляд условия победы в конкурсе или аукционе, прописанные в ФЗ-94 нуждаются во внесении существенных изменений, либо необходима корректировка и ужесточение первоначальных требований к потенциальным участникам. Глупо, когда основным критерием выступает цена контракта. Так не составляет никакого труда сегодня купить любую фирму с любыми лицензиями (в интернете можно найти множество компаний, предоставляющих услуги по созданию и продаже подобных предложений), а через месяц уже победить в конкурсе, всего лишь скинув несколько сотен тысяч рублей от изначальной цены контракта. Далее - получение аванса и хорошо, если есть хотя бы пара человек, которые реально могут начать что-то делать для выполнения работ по контракту. В лучшем случае это приведет к заключению дополнительных соглашений и продлению сроков выполнения работ, хуже, если подобная фирма просто исчезнет и придется заново объявлять конкурс, в котором также возникнет высокий риск отдать контракт в руки непрофессионалов. Известный пример - реконструкция Большого театра. С точки зрения потребителя медицинских услуг скажу, что пациенту все равно, в какой стране было выпущено то или иное оборудование. Главное, чтобы оно было действенным и наличествовало в той больнице, в которую он обратился. В одном из своих недавних выступлений Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что около 70% лекарственных средств, продающихся в России, сделаны за рубежом, и был полон решимости изменить эту статистику в пользу Российской Федерации. Вот только о каком развитии здравоохранения может идти речь, если расходы на отрасль стали увеличиваться только в 2009 году, а до этого были в 6-8 раз меньше, чем в Европе.