За последнее десятилетие керамика в России стала современным искусством. Выставка SALON de 4CERAMICS в Музее декоративно-прикладного искусства показывает, что керамика теперь осмысляет время, технологии и культуру. Глина передает форму, звук, текстуру и смысл.
За последние 10 лет российский мир керамики пережил взрывной переход от полного забвения до мегапопулярного занятия, плоды которого можно обнаружить от хендмейд-маркетов до музейных выставок. Резкий рост интереса к этому древнему искусству был немного приостановлен введенными в стране санкциями, которые сократили поставки материалов – качественной глины и глазурей, но художники не отказались от амбициозных творческих планов и нашли способы замены, разработав заново свои секретные рецептуры. Прекрасный результат их экспериментов мы можем увидеть прямо сейчас! Как раз в эти апрельские дни – с 23.04 по 27.04 проходит один из самых значимых музейных проектов SALON de 4CERAMICS в Музее декоративно-прикладного искусства. Более 40 авторов со всех регионов страны представили здесь свои новые работы из керамики и стекла.

О чем же говорит сегодня с нами керамика?
В буквальном смысле мы можем услышать ее голос как звук трескающейся глины, из которой постепенно испаряется вода, подойдя ближе к самому большому объекту выставки – голове Орфея. В этом действе авторы дают нам почувствовать на уровне зрительно-звуковых ассоциаций хрупкость материала, важность соблюдения технологии просушки готового изделия. Глина как стихия земли, пройдя свое первое испытание водой, проходит второе испытание – воздухом. Каждый мастер знает, как коварны могут быть ошибки и нарушение технологии, где плохо или слишком быстро просушенное изделие дает трещины и может даже развалиться при обжиге.
Надо сказать, что темой выставки SALON de 4CERAMICS 2025 стала тема современности в ее двух аспектах: как с точки зрения современных технологичных инжиниринговых решений обработки глины – печать на принтере или обработка куска глины при помощи робота, так и с точки зрения инновационных технологий самих авторов.

Что же нового сегодня нам рассказывают художники через этот древний материал?
МАРИЯ КЕСЛЕР в своих настенных панно, напоминающих абстрактные ландшафты пустынных земель, показывает бесконечное разнообразие форм и элементов керамической мозаики, которые, собравшись воедино, одновременно напоминают и монументальные фасадные декоры модернисткой архитектуры, и уютные текстильные панно в интерьерах.
ART BY FIRE, ЛЕРА ЖАВОРОНКОВА, МАРГАРИТА АЗАРОВА очень по-разному обыграли тему классики жанра – вазы и лампы из керамики. Тотемы, фантастические цветы и растения, коконы-матрешки – то, что всегда воспринимается зрителем как самое понятное, что может быть сделано из глины, тем не менее бесконечно вариативно в решениях каждого отдельного автора.

ВИКТОРИЯ ГУСТАРЕВА, НИКИТА МАКАРОВ И MILK PRINCESS обращаются к переосмыслению культурного кода через сказочность, решаются на осовременивание декоративными деталями традиционных народных сосудов, призывают к расширению диапазона восприятия матрешек-матриц.
НАТАЛЬЯ АСТАХОВА в своей коллекции объектов-тотемов напоминает нам о лаконичности идей конструктивизма, сведя к минимуму декор и обработку поверхностей.
Природа – безгранично любимый и самый изобильный источник идей и вдохновения практически для всех художников.
НАДЕЖДА ЛИМ сочиняет и с успехом реализует сложнейшие формы, напоминающие экзотические цветы, плоды и гусениц.

KERAMLIKA создает панно-зеркала из сложносочиненных декоративных зарослей красивейших цветов и листьев.
АНЖЕЛА КАМЕНЕВА нашла свой источник красоты в увядающих листьях, чью сложнейшую форму и фактуру она передала в больших вазах и подвесных объектах.
ЕКАТЕРИНА ЯКОВЛЕВА посвятила свою экспозицию главному персонажу русских сказок – медведю, сделав его и грозным, и милым одновременно. Но в декоративных настенных звериных масках автор решила показать их дикий нрав, возможно, защищающий дом от злых духов.
ОЛЬГА ГЕНДЕЛЬ, также вдохновившись мифологией, создала коллекцию-бестиарий, перенеся образы существ-бестий из обычной для них архитектурной среды в предметы быта и миниатюрные панно.
МАРИНА ГРОНИНА И ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВ. Маски, персонажи, кто-то умер, кто-то спит, а кто-то еще не родился, но уже скоро – таковы сюжеты этого творческого дуэта. На настенных панно хроники передвижного театра или библиотеки сценариев, персонажи которых выполнены на высочайшем мастерском уровне.

Одно из самых сильных влияний на современных керамистов оказало художественное наследие японской керамики, в которой максимально выразительно проявляются принципы восточной эстетики.
ТВОРЧЕСКИЙ ДУЭТ «ТИШЬ», следуя этим принципам, работают над коллекцией лаконичных ваз и, придерживаясь одной выбранной формы, совершенствуют лишь красоту фактур.
INOUI KERAMIKA создала свою коллекцию ваз «Мурманск» также в рамках одной формы, но за счет поверхностей и фактур ей удалось передать настроение Белого моря и скудные суровые каменные ландшафты Севера.
Удивительные, завораживающие и изумляющие работы представили художники, работающие со стеклом.
ЮЛИЯ ДЮБЕНКО совершает невозможное, лишая стекло материальности, и превращает каждый свой объект в почти левитирующее облако, оставляя ему лишь воздух и цвет.
МАРИНА И АНАСТАСИЯ ПРИБЕЛЬСКИЕ соединяют тончайшие нити стеклянных ростков с керамикой, что рождает новые виды морских существ.
ЕЛЕНА КИРИЛЛОВА кропотливым замыслом творца мельчайшими стеклянными элементами создает лампы-одуванчики и набирает цветы на панно.

Написать комментарий