Северный Кавказ: стратегия развития региона и пути ее реализации
Какова стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа? Что делается для ее реализации? Есть ли первые успехи на этом пути? Об этом рассказали участники круглого стола, состоявшегося 18 сентября 2010 года в рамках в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2010».
Главная цель - создание новых рабочих мест
Улучшение качества жизни населения невозможно без создания новых рабочих мест. Интенсивное создание новых высокотехнологичных рабочих мест должно стать самой главной целью политики государства, подчеркивает генеральный директор Стратеджи Партнерс ООО Александр Идрисов.
Нехватка рабочих мест - пожалуй, самая кричащая проблема Северного Кавказа. Сегодня здесь необходимо создать почти 400 тыс. рабочих мест, причем качественных и высокотехнологичных. Именно на решение этой проблемы, в первую очередь, нацелена Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, разработанная по поручению российского правительства.
Для более оперативного улучшения ситуации в качестве временной меры создается агентство по найму жителей Кавказа и обеспечения им временных рабочих мест в других регионах. Однако кардинальное решение проблемы занятости возможно только при условии обеспечения стабильного притока инвестиций. Этому должны способствовать два важнейших пункта стратегии, уже одобренных правительством РФ:
1. инвесторы на территории Северного Кавказа получат госгарантии на 70% инвестиций.
2. впервые создается специализированный институт - на уровне округа, который будет капитализирован и поможет представителям Кавказа в подготовке проектов, представлении их инвесторам, финансировании проектов на ранних этапах и организации финансирования в целом.
Институты развития
На сегодняшний день уже созданы два института развития СКФО - Корпорация развития Северного Кавказа и компания "Курорты Северного Кавказа, - рассказал Александр Идрисов. Большая роль в них отводится Внешэкономбанку. Согласно задаче, поставленной правительством, он должен стать инструментом, который бы сформировал проектную базу развития Северного Кавказа, пояснил первый заместитель председателя Внешэкономбанка Анатолий Тихонов.
В Корпорацию развития Северного Кавказа ВЭБ пока входит без партнеров, хотя уже ведутся переговоры с другими государственными банками. В будущем в рамках этой структуры планируется также использовать возможности Внешэкономбанка как ведущего института развития в мировом масштабе - ведутся переговоры с госбанком развития Китая, а также с банком развития Германии. Корпорация развития не будет обладать банковской лицензией и будет действовать подобно региональному инвестфонду. Через нее банк будет вступать в капитал других конкретных компаний, которые будут создаваться для решения задач и реализации проектов. На начальном этапе ВЭБ вкладывает в уставной капитал корпорации 500 млн. руб. Эти деньги пойдут на организацию предпроектной подготовки, оформление документации, получение необходимых разрешений, поскольку финансирование инвестпроектов на ранней стадии на Кавказе представляет проблему. Банк ставит задачу в течение года довести объем проектного портфеля на Северном Кавказе минимум до 50 проектов. Сегодня ВЭБ участвует в 10 проектах, 2 из них уже реализуются - в том числе, во время Сочинского форума было подписано соглашение о более активном участии банка еще в одном проекте - "Архыз", по созданию туристического кластера Северного Кавказа.
Кроме того, совместно с Минэкономразвития, которое представляет ОАО особой экономической зоны, Внешэкономбанк участвует в учреждении специальной компании "Курорты Северного Кавказа" - контрольный пакет будет у ОЭЗ, кроме нее будет два участника - Внешэкономбанк и Сбербанк РФ. Эта компания будет заниматься конкретными проектами, разрабатывать документацию, выкупать землю и т.д.
Кавказ туристический
Развитие туристического бизнеса имеет первостепенного значение для Северного Кавказа, считает Александр Идрисов. Именно эта отрасль создает самый высокий мультипликативный эффект в экономике. Туризм не только обеспечивает прямую экономическую выгоду и занятость населения, но и является важным фактором, влияющим на развитие малого и среднего бизнеса: он способствует развитию инфраструктуры и сопутствующих отраслей - пищевой промышленности, строительства и т.д.
Туристический потенциал Кавказа сегодня очень сильно нереализован. Между тем, для его успешной реализации есть много предпосылок - в первую очередь, климатические условия и наличие потенциальных потребителей - жителей ближнего зарубежья отмечает председатель экспертного совета по подготовке проекта создания туркластера при Минэкономразвития России Ахмед Билалов.
В рамках создания туркластера СКФО определены пять пилотных инвестиционных площадок. В будущем к ним, возможно, добавится еще столько же площадок вокруг них. Задача проекта - не заменить собой Францию или Австрию, а создать продукт, соизмеримый по качеству сервиса, но рассчитанный, в 1-ю очередь, на внутренний рынок и на рынок стран ближнего зарубежья. Важным моментом должны стать значительно более низкие цены при соизмеримом качестве.
Долой внутрикластерную конкуренцию
Хотя площадки находятся достаточно далеко друг от друга, очень важно, чтобы этот проект управлялся из единого центра. При этом все площадки не должны конкурировать между собой, они должны быть элементами единого кластера и конкурировать все вместе с зарубежными кластерами (Австрией, Словакией и т.д.), - подчеркивает Ахмед Билалов. Чтобы повысить конкурентоспособность проекта, все площадки будут обслуживаться единой транспортной системой, единой сервисной службой, единой справочной системой, на них будет предоставляться единый скипасс (лыжный абонемент), для их продвижения за пределами региона будет использоваться единая маркетинговая стратегия, реализацией проекта на инвестиционной и эксплуатационной стадиях будет заниматься единая управляющая компания.
Что даст реализация проекта
Существующий потенциал туристских регионов позволяет использовать под создание новых туристических объектов более 1 тыс. километров горных склонов с перепадом высот от 500 м до 3500м., где ежегодно будут отдыхать от 5 до 10 млн человек. При этом отдых здесь должен быть доступен и интересен как зимой, так и летом.
Реализация пяти пилотных проектов позволит создать порядка 150-160 тыс. рабочих мест - в том числе и в смежной инфраструктуре. Существующая инфраструктура достаточно крупная, но низкого качества. В рамках реализации проекта создания туркластера СКФО будут построены новые автодороги на протяженности 380 километров, 4 новых автовокзала и железнодорожные вокзалы. Кроме того, будет проведена реконструкция минимум двух аэропортов. Базовым для туркластера должен стать аэропорт "Минеральные Воды", который после реконструкции и строительства новой взлетно-посадочной полосы будет способен ежегодно обслуживать до 5 млн. пассажиров. Кроме него транспортную доступность новых курортов буду обеспечивать еще 5 аэропортов, в том числе в Махачкале и Краснодаре.
Мотивация инвесторов
При создании туркластера важно было предоставить мотивацию для любого инвестора. Был максимально учтен опыт подготовки Олимпиады Сочи - и законодательный, и опыт по подготовке технических регламентов, и по защите инвестиций. В итоге принята оптимальная схема, при которой 60 млрд. рублей, выделяемые федеральным бюджетом, идут не распыленно, через разные министерства и разные целевые программы, а сосредоточиваются в одних руках и на максимально объективных, прозрачных условиях распределяются для выполнения тех или иных работ. С этой целью из федерального бюджета будет сделана докапитализация компаний уже существующей ОЭЗ, будет образована дочерняя компания "Курорты Северного Кавказа", которая будет зарегистрирована в каком-то из этих регионов, и эти деньги будут потрачены на инфраструктуру. В эту компанию помимо государства войдут Внешэкономбанк и Сбербанк РФ. Они предлагают программы ипотечного кредитования, весьма выгодные и интересные для инвесторов, желающих построить гостиницу или жилье для себя или создать какой-то малый бизнес. Возможно, для российских инвесторов такие программы окажутся даже более полезными, чем общая схема госгарантий "30 на 70", которая, скорее, может заинтересовать представителей зарубежного бизнеса. Предполагается, что 60млрд. рублей, вложенные государством, создадут предпосылки и условия для привлечения 390 млрд. рублей частных инвестиций.
Проект по созданию туристического кластера на Северном Кавказе планируется реализовать к 2017-2018 гг. "Первой ласточкой" станет курорт "Архыз", открытие которого намечено на 2011-2012 гг.
Кавказ индустриальный
И все же наибольшее значение для создания новых рабочих имеет промышленность, считает председатель Совета директоров ЗАО "Группа ХИМЭКС" Анатолий Лейрих. Именно она дает гарантированную занятость и высокий образовательный уровень. Поэтому для обеспечения занятости населения и повышения уровня жизни надо заниматься промышленностью везде, в каждом регионе.
Сроки реализации и окупаемость
Проект по созданию автопромышленного кластера реализуется в Ставропольском крае. В его задачи будет входить проектирование автомобилей и их промышленное производство. Для управления этим проектом был создан международный консорциум из группы компаний "АГИПЛАН". Проектная мощность нового предприятия составляет 60 тыс. автомобилей в год. Площадка завода занимает около 100 гектаров, с парком поставщиков и др. объектами будет занимать около 200 га.
Срок строительства завода - 36 мес., что дает возможность с коротким периодом возвратить вложенные средства - как кредитные, так и собственные. Проект позволяет осуществлять последующие этапы развития уже без какой-либо поддержки - только за счет собственных средств инвестора.
Общий объем инвестиций в проект составляет 10,5 млрд. Большая часть из них будет инвестирована в современное высокотехнологичное оборудование. 2,7 млрд (порядка 30% от общего объема) составят инвестиции в здания и сооружения, а также в инфраструктуру (коммуникации, железные дороги, подъездные пути, подвод газа и электроэнергии и т.д.). Обязательства по ее созданию край принимает на себя. Компании рассчитывают на получение господдержки в форме гарантий для приобретения кредита в размере 70%. Инвестиции в интеллектуальную собственность составят 1,6 млрд. (т.е., всего 16%) Это очень низкая доля - в современных компаниях эта доля составляет около 50%, но ее предполагается наращивать в процессе разработки.
Срок окупаемости проекта составляет 6 лет. На момент погашения кредита налоговые сборы в бюджеты всех уровней превысят объем предоставляемых государством гарантий. Это должно подтолкнуть государство задуматься о вложениях в промышленность - это то, что сегодня требуется, дает большую занятость в регионах и, самое главное, поддерживает наш статус великой державы, потому что без промышленности Россия не может оставаться таковой, подчеркнул Анатолий Лейрих.
Инновации и конкуренция
В отличие от многих проектов, где используются технологии вчерашнего дня, в этом проекте на производство ставятся самые новые конструкции, которые будут конкурентны на европейском рынке. Продукция, которая будет производиться на новом предприятии, предназначается, в основном, на экспорт. Это коренное отличие этого проекта от всех прочих автомобильных проектов в России, которые рассчитаны на удовлетворение внутреннего спроса. Доля продаж новой автопродукции на российском рынке, по замыслам авторов проекта, не будет превышать 10% - это не очень сложная задача в государстве, где в каждом секторе модели автомобилей представлен один производитель. 40% продукции нового предприятия предназначается для экспорта. Этот продукт был разработан в Европе, и он будет продаваться в Европе, пояснил Анатолий Лейрих. Качество нового автомобиля будет европейским, а цена будет находиться между мировыми брендами и отечественными.
Социальный эффект
В ходе реализации проекта будет создано около 6 тыс. рабочих мест непосредственно на предприятии. Рядом с предприятием на прилегающей площадке будет построен парк поставщиков, где найдут работу около 1200 человек, и на территории Ставропольского края в сфере продаж, сервиса, логистики будут заняты около 600 человек.
Для организации этого предприятия планируется перевести специалистов преимущественно из Тольятти, а также из других регионов. Кроме того, будут приглашены также 120 специалистов из Европы - Германии, Польши и Чехии.
Сопутствовать этому проекту должно строительство инфраструктуры, где будут проживать привлеченные специалисты. В рамках проекта руководство Ставропольского края намерено реализовать строительство социальных объектов для приглашенных на новое предприятие специалистов: школа, детсад, поликлиника, спортивно-оздоровительный комплекс и социальное жилье. Планируется, что новый район - Автозаводской р-н города Михайловска - будет построен по европейским стандартам, но в русском архитектурном стиле.
Проект предусматривает также создание научно-исследовательского центра, где будут разрабатываться новые модели автомобилей - планируется пойти в новые сектора и в новые модельные ряды большей грузоподъемности. Кроме того, планируется возродить профтехобразование на предприятии - там будут готовиться рабочие специалисты. Сегодня для любых инвесторов, которые приходят в промышленные проекты в России наибольшей трудностью является именно недостаток квалифицированных рабочих кадров. Будет осуществляться также подготовка специалистов с высшим образованием - совместно с университетом в Ставрополе.
Развитие Кавказа должно быть комплексным
Сегодняшние инвестиционные возможности Северного Кавказа нужно рассматривать только в комплексе, не вырывая из общей картинки какую-то одну территорию и рассматривая ее возможности. Это касается и туристического кластера, и всей транспортной схемы Северного Кавказа. Все транспортные возможности, и возможности объединенного рынка 9-миллионного населения Северного Кавказа - все это должно рассматриваться в стратегии как единый комплекс и как единые задачи, считает зампредседателя правительства Ставрополья Георгий Ефремов.
Не надо недооценивать людей и не стоит бояться вкладывать средства в депрессивные регионы, подчеркивает Александр Идрисов. В качестве примера он приводит результаты решения схожих проблем в Турции, которая тоже некоторое время назад была, в основном, аграрной страной. На создание одного рабочего места там затрачивается более 200 тыс. долл. Это очень много - для сравнения: в швейной промышленности нужно не более 30 тыс. долл. Столь высокая себестоимость рабочих мест объясняется тем, что они создавались в наиболее депрессивных регионах Турции, в сельской местности. Из жителей сел был создан новый рабочий класс, который сегодня поставляет 90% своей качественной продукции на европейский рынок и рынки других стран.
В России, и в частности на Кавказе, есть все возможности для того, чтобы найти хорошего инвестора и довести сложный проект до успешного завершения, - считает глава группы "АГИПЛАН" (Германия) Ханс-Юрген Кюне. Лучшее решение для сложного проекта не обязательно искать в других странах, оно может быть найдено и в России. Передовой опыт в других странах не является таковым в России. Сегодня уже можно использовать передовой опыт, который отвечает местной специфике.
Улучшение качества жизни населения невозможно без создания новых рабочих мест. Интенсивное создание новых высокотехнологичных рабочих мест должно стать самой главной целью политики государства, подчеркивает генеральный директор Стратеджи Партнерс ООО Александр Идрисов.
Нехватка рабочих мест - пожалуй, самая кричащая проблема Северного Кавказа. Сегодня здесь необходимо создать почти 400 тыс. рабочих мест, причем качественных и высокотехнологичных. Именно на решение этой проблемы, в первую очередь, нацелена Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, разработанная по поручению российского правительства.
Для более оперативного улучшения ситуации в качестве временной меры создается агентство по найму жителей Кавказа и обеспечения им временных рабочих мест в других регионах. Однако кардинальное решение проблемы занятости возможно только при условии обеспечения стабильного притока инвестиций. Этому должны способствовать два важнейших пункта стратегии, уже одобренных правительством РФ:
1. инвесторы на территории Северного Кавказа получат госгарантии на 70% инвестиций.
2. впервые создается специализированный институт - на уровне округа, который будет капитализирован и поможет представителям Кавказа в подготовке проектов, представлении их инвесторам, финансировании проектов на ранних этапах и организации финансирования в целом.
Институты развития
На сегодняшний день уже созданы два института развития СКФО - Корпорация развития Северного Кавказа и компания "Курорты Северного Кавказа, - рассказал Александр Идрисов. Большая роль в них отводится Внешэкономбанку. Согласно задаче, поставленной правительством, он должен стать инструментом, который бы сформировал проектную базу развития Северного Кавказа, пояснил первый заместитель председателя Внешэкономбанка Анатолий Тихонов.
В Корпорацию развития Северного Кавказа ВЭБ пока входит без партнеров, хотя уже ведутся переговоры с другими государственными банками. В будущем в рамках этой структуры планируется также использовать возможности Внешэкономбанка как ведущего института развития в мировом масштабе - ведутся переговоры с госбанком развития Китая, а также с банком развития Германии. Корпорация развития не будет обладать банковской лицензией и будет действовать подобно региональному инвестфонду. Через нее банк будет вступать в капитал других конкретных компаний, которые будут создаваться для решения задач и реализации проектов. На начальном этапе ВЭБ вкладывает в уставной капитал корпорации 500 млн. руб. Эти деньги пойдут на организацию предпроектной подготовки, оформление документации, получение необходимых разрешений, поскольку финансирование инвестпроектов на ранней стадии на Кавказе представляет проблему. Банк ставит задачу в течение года довести объем проектного портфеля на Северном Кавказе минимум до 50 проектов. Сегодня ВЭБ участвует в 10 проектах, 2 из них уже реализуются - в том числе, во время Сочинского форума было подписано соглашение о более активном участии банка еще в одном проекте - "Архыз", по созданию туристического кластера Северного Кавказа.
Кроме того, совместно с Минэкономразвития, которое представляет ОАО особой экономической зоны, Внешэкономбанк участвует в учреждении специальной компании "Курорты Северного Кавказа" - контрольный пакет будет у ОЭЗ, кроме нее будет два участника - Внешэкономбанк и Сбербанк РФ. Эта компания будет заниматься конкретными проектами, разрабатывать документацию, выкупать землю и т.д.
Кавказ туристический
Развитие туристического бизнеса имеет первостепенного значение для Северного Кавказа, считает Александр Идрисов. Именно эта отрасль создает самый высокий мультипликативный эффект в экономике. Туризм не только обеспечивает прямую экономическую выгоду и занятость населения, но и является важным фактором, влияющим на развитие малого и среднего бизнеса: он способствует развитию инфраструктуры и сопутствующих отраслей - пищевой промышленности, строительства и т.д.
Туристический потенциал Кавказа сегодня очень сильно нереализован. Между тем, для его успешной реализации есть много предпосылок - в первую очередь, климатические условия и наличие потенциальных потребителей - жителей ближнего зарубежья отмечает председатель экспертного совета по подготовке проекта создания туркластера при Минэкономразвития России Ахмед Билалов.
В рамках создания туркластера СКФО определены пять пилотных инвестиционных площадок. В будущем к ним, возможно, добавится еще столько же площадок вокруг них. Задача проекта - не заменить собой Францию или Австрию, а создать продукт, соизмеримый по качеству сервиса, но рассчитанный, в 1-ю очередь, на внутренний рынок и на рынок стран ближнего зарубежья. Важным моментом должны стать значительно более низкие цены при соизмеримом качестве.
Долой внутрикластерную конкуренцию
Хотя площадки находятся достаточно далеко друг от друга, очень важно, чтобы этот проект управлялся из единого центра. При этом все площадки не должны конкурировать между собой, они должны быть элементами единого кластера и конкурировать все вместе с зарубежными кластерами (Австрией, Словакией и т.д.), - подчеркивает Ахмед Билалов. Чтобы повысить конкурентоспособность проекта, все площадки будут обслуживаться единой транспортной системой, единой сервисной службой, единой справочной системой, на них будет предоставляться единый скипасс (лыжный абонемент), для их продвижения за пределами региона будет использоваться единая маркетинговая стратегия, реализацией проекта на инвестиционной и эксплуатационной стадиях будет заниматься единая управляющая компания.
Что даст реализация проекта
Существующий потенциал туристских регионов позволяет использовать под создание новых туристических объектов более 1 тыс. километров горных склонов с перепадом высот от 500 м до 3500м., где ежегодно будут отдыхать от 5 до 10 млн человек. При этом отдых здесь должен быть доступен и интересен как зимой, так и летом.
Реализация пяти пилотных проектов позволит создать порядка 150-160 тыс. рабочих мест - в том числе и в смежной инфраструктуре. Существующая инфраструктура достаточно крупная, но низкого качества. В рамках реализации проекта создания туркластера СКФО будут построены новые автодороги на протяженности 380 километров, 4 новых автовокзала и железнодорожные вокзалы. Кроме того, будет проведена реконструкция минимум двух аэропортов. Базовым для туркластера должен стать аэропорт "Минеральные Воды", который после реконструкции и строительства новой взлетно-посадочной полосы будет способен ежегодно обслуживать до 5 млн. пассажиров. Кроме него транспортную доступность новых курортов буду обеспечивать еще 5 аэропортов, в том числе в Махачкале и Краснодаре.
Мотивация инвесторов
При создании туркластера важно было предоставить мотивацию для любого инвестора. Был максимально учтен опыт подготовки Олимпиады Сочи - и законодательный, и опыт по подготовке технических регламентов, и по защите инвестиций. В итоге принята оптимальная схема, при которой 60 млрд. рублей, выделяемые федеральным бюджетом, идут не распыленно, через разные министерства и разные целевые программы, а сосредоточиваются в одних руках и на максимально объективных, прозрачных условиях распределяются для выполнения тех или иных работ. С этой целью из федерального бюджета будет сделана докапитализация компаний уже существующей ОЭЗ, будет образована дочерняя компания "Курорты Северного Кавказа", которая будет зарегистрирована в каком-то из этих регионов, и эти деньги будут потрачены на инфраструктуру. В эту компанию помимо государства войдут Внешэкономбанк и Сбербанк РФ. Они предлагают программы ипотечного кредитования, весьма выгодные и интересные для инвесторов, желающих построить гостиницу или жилье для себя или создать какой-то малый бизнес. Возможно, для российских инвесторов такие программы окажутся даже более полезными, чем общая схема госгарантий "30 на 70", которая, скорее, может заинтересовать представителей зарубежного бизнеса. Предполагается, что 60млрд. рублей, вложенные государством, создадут предпосылки и условия для привлечения 390 млрд. рублей частных инвестиций.
Проект по созданию туристического кластера на Северном Кавказе планируется реализовать к 2017-2018 гг. "Первой ласточкой" станет курорт "Архыз", открытие которого намечено на 2011-2012 гг.
Кавказ индустриальный
И все же наибольшее значение для создания новых рабочих имеет промышленность, считает председатель Совета директоров ЗАО "Группа ХИМЭКС" Анатолий Лейрих. Именно она дает гарантированную занятость и высокий образовательный уровень. Поэтому для обеспечения занятости населения и повышения уровня жизни надо заниматься промышленностью везде, в каждом регионе.
Сроки реализации и окупаемость
Проект по созданию автопромышленного кластера реализуется в Ставропольском крае. В его задачи будет входить проектирование автомобилей и их промышленное производство. Для управления этим проектом был создан международный консорциум из группы компаний "АГИПЛАН". Проектная мощность нового предприятия составляет 60 тыс. автомобилей в год. Площадка завода занимает около 100 гектаров, с парком поставщиков и др. объектами будет занимать около 200 га.
Срок строительства завода - 36 мес., что дает возможность с коротким периодом возвратить вложенные средства - как кредитные, так и собственные. Проект позволяет осуществлять последующие этапы развития уже без какой-либо поддержки - только за счет собственных средств инвестора.
Общий объем инвестиций в проект составляет 10,5 млрд. Большая часть из них будет инвестирована в современное высокотехнологичное оборудование. 2,7 млрд (порядка 30% от общего объема) составят инвестиции в здания и сооружения, а также в инфраструктуру (коммуникации, железные дороги, подъездные пути, подвод газа и электроэнергии и т.д.). Обязательства по ее созданию край принимает на себя. Компании рассчитывают на получение господдержки в форме гарантий для приобретения кредита в размере 70%. Инвестиции в интеллектуальную собственность составят 1,6 млрд. (т.е., всего 16%) Это очень низкая доля - в современных компаниях эта доля составляет около 50%, но ее предполагается наращивать в процессе разработки.
Срок окупаемости проекта составляет 6 лет. На момент погашения кредита налоговые сборы в бюджеты всех уровней превысят объем предоставляемых государством гарантий. Это должно подтолкнуть государство задуматься о вложениях в промышленность - это то, что сегодня требуется, дает большую занятость в регионах и, самое главное, поддерживает наш статус великой державы, потому что без промышленности Россия не может оставаться таковой, подчеркнул Анатолий Лейрих.
Инновации и конкуренция
В отличие от многих проектов, где используются технологии вчерашнего дня, в этом проекте на производство ставятся самые новые конструкции, которые будут конкурентны на европейском рынке. Продукция, которая будет производиться на новом предприятии, предназначается, в основном, на экспорт. Это коренное отличие этого проекта от всех прочих автомобильных проектов в России, которые рассчитаны на удовлетворение внутреннего спроса. Доля продаж новой автопродукции на российском рынке, по замыслам авторов проекта, не будет превышать 10% - это не очень сложная задача в государстве, где в каждом секторе модели автомобилей представлен один производитель. 40% продукции нового предприятия предназначается для экспорта. Этот продукт был разработан в Европе, и он будет продаваться в Европе, пояснил Анатолий Лейрих. Качество нового автомобиля будет европейским, а цена будет находиться между мировыми брендами и отечественными.
Социальный эффект
В ходе реализации проекта будет создано около 6 тыс. рабочих мест непосредственно на предприятии. Рядом с предприятием на прилегающей площадке будет построен парк поставщиков, где найдут работу около 1200 человек, и на территории Ставропольского края в сфере продаж, сервиса, логистики будут заняты около 600 человек.
Для организации этого предприятия планируется перевести специалистов преимущественно из Тольятти, а также из других регионов. Кроме того, будут приглашены также 120 специалистов из Европы - Германии, Польши и Чехии.
Сопутствовать этому проекту должно строительство инфраструктуры, где будут проживать привлеченные специалисты. В рамках проекта руководство Ставропольского края намерено реализовать строительство социальных объектов для приглашенных на новое предприятие специалистов: школа, детсад, поликлиника, спортивно-оздоровительный комплекс и социальное жилье. Планируется, что новый район - Автозаводской р-н города Михайловска - будет построен по европейским стандартам, но в русском архитектурном стиле.
Проект предусматривает также создание научно-исследовательского центра, где будут разрабатываться новые модели автомобилей - планируется пойти в новые сектора и в новые модельные ряды большей грузоподъемности. Кроме того, планируется возродить профтехобразование на предприятии - там будут готовиться рабочие специалисты. Сегодня для любых инвесторов, которые приходят в промышленные проекты в России наибольшей трудностью является именно недостаток квалифицированных рабочих кадров. Будет осуществляться также подготовка специалистов с высшим образованием - совместно с университетом в Ставрополе.
Развитие Кавказа должно быть комплексным
Сегодняшние инвестиционные возможности Северного Кавказа нужно рассматривать только в комплексе, не вырывая из общей картинки какую-то одну территорию и рассматривая ее возможности. Это касается и туристического кластера, и всей транспортной схемы Северного Кавказа. Все транспортные возможности, и возможности объединенного рынка 9-миллионного населения Северного Кавказа - все это должно рассматриваться в стратегии как единый комплекс и как единые задачи, считает зампредседателя правительства Ставрополья Георгий Ефремов.
Не надо недооценивать людей и не стоит бояться вкладывать средства в депрессивные регионы, подчеркивает Александр Идрисов. В качестве примера он приводит результаты решения схожих проблем в Турции, которая тоже некоторое время назад была, в основном, аграрной страной. На создание одного рабочего места там затрачивается более 200 тыс. долл. Это очень много - для сравнения: в швейной промышленности нужно не более 30 тыс. долл. Столь высокая себестоимость рабочих мест объясняется тем, что они создавались в наиболее депрессивных регионах Турции, в сельской местности. Из жителей сел был создан новый рабочий класс, который сегодня поставляет 90% своей качественной продукции на европейский рынок и рынки других стран.
В России, и в частности на Кавказе, есть все возможности для того, чтобы найти хорошего инвестора и довести сложный проект до успешного завершения, - считает глава группы "АГИПЛАН" (Германия) Ханс-Юрген Кюне. Лучшее решение для сложного проекта не обязательно искать в других странах, оно может быть найдено и в России. Передовой опыт в других странах не является таковым в России. Сегодня уже можно использовать передовой опыт, который отвечает местной специфике.
Написать комментарий