Секреты конструктивной политики: кризис усиливает Китай
Начавшийся финансовый кризис вверг почти все страны в ступор. Но не Китай. Самое большое государство в мире спокойно решает кризисные проблемы и уже сейчас готовится к посткризисному рывку. Похоже, кризис только усилит позиции Китая в мировой экономике.
Кризис поразил все страны мира. Однако аналитики полагают, что экономика Китая, например, с последствиями мирового кризиса успешно справится. "Из кризиса Китай выйдет раньше и в лучшей форме, чем коллеги по "большой двадцатке" и БРИК, - уверена эксперт британского аналитического центра "Четтэм-хаус" Йи Лю. - Если раньше он был просто мощной развивающейся страной, то после кризиса вполне сможет претендовать на статус супердержавы".
Что же позволило Китаю менее чем за тридцать лет создать столь устойчивую экономику?
1. Докризисная траектория развития. "Основа успеха - сильное государство, конкретные цели и долгосрочное планирование", - считает экономический обозреватель Александр Смирнов. "Новый курс" строительства рыночной экономической системы был провозглашен Дэн Сяопином в конце 1978 г. При этом концепция перестройки страны разрабатывалась практически с нуля. Как рассказывал Лю Гогуан, один из экономических советников Дэн Сяопина, четкого представления о путях перехода к рынку ни у кого в КНР не было. Экономисты работали, руководствуясь формулой "переходить реку, нащупывая камни". Благодаря хорошему образованию и знанию местной экономики и национальных особенностей они смогли творчески использовать опыт Японии, Тайваня, Сингапура и Гонгонга, Южной Кореи, а также опыт НЭП в СССР, учитывая при этом специфику условий, сложившихся в Китае.
В стране была реализована экстенсивная модель экономики, основанная на дешевом труде и активном использовании иностранных инвестиций. Дешевизна достаточно квалифицированной "рядовой" рабочей силы, стоимость которой в течение длительного периода времени составляла около 100 долл. в месяц и ниже, связана с высокой численностью населения и остается важнейшим конкурентным преимуществом Китая.
Стоит подчеркнуть, что, по сравнению с Россией, Китай начинал свои реформы в худших условиях, его экономическое положение было намного слабее. ВВП Китая в 1980 году составлял 39% от российского, в стране преобладало малообеспеченное, в основном сельское население, составлявшее 82,1%. Значительная часть страны - 59,4% - расположена в гористой местности, при этом наиболее удобные для жизнедеятельности земли (равнины и котловины) составляют всего 31% всей площади. Но вот некоторые итоги: по данным Всемирного банка за 2007 г. ВВП Китая по паритету покупательной способности (ППС) составляет уже 7.06 трлн. долл. (2 место в мире после США, имевшей ВВП 13.78 трлн. долл.), в то время как ВВП России (по ППС) на 6 месте - 2,12 трлн. долл., что составляет всего 30% от уровня Китая.
В Китае уже в 1981 г. были провозглашены стратегические цели учетверения ВВП к 2000 г. и они были перевыполнены - с 1980 по 2000 г. ВВП вырос в 6.4 раза. Темп роста экономики в течение 1979-2004 г. в среднем составлял 9.4%, в 2005-2008 - 10.4%. В 2008 году 35 ведущих китайских предприятий включены в рейтинг 500 крупнейших компаний мира по версии американского журнала "Fortune". Китай занимает 2 место в мире по объему экспорта, который за 2008 г. составил 1.4 трлн. долл., что пока немного меньше, чем у Германии, занимающей 1 место. К 2020 г. Китай планирует достижение общества средней зажиточности, а к 2050 г. - достижение уровня жизни развитых стран. По оценкам многих экономистов, Китай превысит уровень ВВП США в течение 2030-2050 г., но возможно и раньше.
Успешное развитие китайской экономики во многом обусловлено тем, что с самого начала перестройки были поставлены четкие цели, все реформы проводились не одновременно, а постепенно и помогали решению определенных конкретных задач. При этом все мероприятия были направлены на развитие страны и повышение благосостояния народа.
2. Реформы по преодолению системного кризиса. Реформы в Китае начались с сельского хозяйства. Были отменены коммуны и вместо них введен семейный подряд. Правительство разрешило осуществлять свободную продажу излишков произведенной сельскохозяйственной продукции после сдачи государству плана госзаготовок. Земельные участки были закреплены в долгосрочной аренде. На селе стали появляться кооперативные поселковые предприятия. Все это способствовало повышению платежеспособности и уровня жизни населения, а также росту сельского хозяйства и его модернизации, что подготовило платформу для развития экономики в целом. Повышение благосостояния на селе способствовало развитию мелкого деревенского ростовщичества, игравшего роль канала финансирования как для развития местного бизнеса, так и для переселения и открытия бизнеса в городах.
Земля в Китае находится в государственной или коллективной собственности, в городах - в государственной. В Китае существует возможность отторжения земли в пользу государства, что может вызывать конфликты с властями. В настоящее время проводится дальнейшая реформа землепользования, в результате которой земледельцы смогут сдавать свои участки в аренду, обменивать их и закладывать. Это должно способствовать укрупнению земельных владений. Сейчас в Китае, где "людей много, земли мало", мельчайшая нарезка участков становится непреодолимой преградой на пути повышения производительности сельского хозяйства, его механизации. В 2006 г. в Китае были отмены сельскохозяйственные налоги. Государство стало оказывать поддержку аграрному сектору. Страна, располагая около 7% мировых пахотных угодий, производит около 20% зерновых, занимает лидирующие позиции в мире по производству хлопка, мяса, молока, яиц, масличных культур. Доля продукции сельского хозяйства в ВВП постепенно снижается и за 2008 год составила 11.3 %, - рассказывает обозреватель Александр Смирнов. Вместе с тем, остается проблемой рост имущественного неравенства сельского населения. Кроме того, "в последние 10 лет набирает силу очень нехорошая тенденция: идет административное выдавливание крестьян с земли без надлежащей компенсации. Земли отдаются под промышленное, торговое строительство. Оно приносит хорошую прибыль компаниям и связанным с ними чиновникам, но крестьяне не получают не то что справедливую, но подчас и разумную компенсацию. Это приводит в последние годы к прямым столкновениям крестьян с местными властями", - замечает руководитель Центра современной истории и политики Китая, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока Российской академии наук Дмитрий Смирнов.
Стоит отметить, что в Китае до сих пор уровень жизни в различных регионах не одинаков. При этом особенностью региональной политики является самостоятельность регионов. В стране успешно используется стратегия сфокусированного развития, когда первыми обогащаются отдельные регионы. Так, в ходе постепенного осуществления китайских реформ на протяжении 20 лет, прежде всего, были модернизированы сельскохозяйственные и приморские регионы, которым потом пришлось "вытягивать" всю национальную экономику. В 1984 г. были созданы особые экономические зоны в городах Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу. Затем этот статус получили еще 14 приморских городов. Эти зоны получили значительные инвестиционные и налоговые льготы, способствовавшие привлечению иностранных инвестиций и технологий. Как говорят сами китайцы, открытость есть развитие. С 2000 г. проводится курс на выравнивание уровня развития регионов. Существует сайт (Регионы Китая, http://www.china.org.cn/russian/75042.htm), где каждый регион описывает возможные направления вложений капитала и инвестиционные льготы. Проводимая политика разделения налоговых поступлений между регионами и центром (так называемая система "разделения котлов") способствует активной и заинтересованной позиции регионов в максимизации поступлений по своим местным бюджетам. При этом активно используется плановая система - закрепление "финансовых заданий".
Вместе с тем, в Китае в рамках объявленного курса на искоренение бедности еще в 80-х годах были выделены самые бедные районы в разных частях страны: это горные деревни, целые волости или уезды, - рассказывает сотрудник Института Дальнего Востока РАН, Дмитрий Смирнов. Наиболее бедные районы находятся в центральном, западном и юго-западном регионах Китая. Власти разрабатывали специальные меры по ускорению социально-экономического развития в этих районах: например, принимали решения по строительству колодцев, ускорению ирригационного, дорожного строительства, улучшению медицинского обслуживания. И, естественно, шли путем ускорения производства в сельском хозяйстве. Такое количество рабочих рук невозможно задействовать в сельскохозяйственном производстве и городской промышленности. Пошли по пути создания целой отрасли поселково-волостных предприятий. Это небольшие предприятия, которые выпускали продукты, обувь. Значительная часть этой обуви поставлялась в Россию, особенно в 90-е годы. Продукция была простая, не требующая квалифицированной рабочей силы, больших оборотных средств, больших производственных затрат. Все это происходило под патронажем государства, местных властей и позволило занять десятки миллионов крестьян. Поселково-волостные предприятия были, конечно, ресурсоемкими, загрязняли окружающую среду. Но, тем не менее, свою роль они сыграли, дали средства к существованию десяткам, а может быть, и сотням миллионов семей, - поясняет Дмитрий Смирнов.
Начав с расширения сельскохозяйственного производства, Китай перешел к освоению рынков трудоемкого ширпотреба - изделий из кожи, производства одежды и обуви, а затем начал производить все более сложную продукцию: велосипеды, часы, электронику, мебель, автомобильные комплектующие. Страна, которая еще недавно была одной из самых отсталых, теперь занимает лидирующие позиции по производству высокотехнологичной продукции (2 место в мире): мобильных телефонов, персональных компьютеров, телевизоров. Известно, что по подобному пути развития шла Япония. Однако она достаточно быстро утратила свое главное преимущество - дешевую рабочую силу. У Китая, напротив, по-прежнему существует огромный запас дешевой рабочей силы за счет роста городского населения.
С этой целью в стране в 2001 году началась реформа системы прописки. До сих пор, согласно режиму прописки, введенному еще в 1958 г., все население КНР было поделено на сельских и городских жителей с известными различиями в статусе. Переселение и миграция строго контролировались, в частности, крестьянину было чрезвычайно трудно прописаться в городе. Теперь прописка в Китае становится одинаковой для всех, благодаря этому миграция населения регулируется не административными, а рыночными методами, хотя и остается под контролем государства. Жители сельских районов могут свободно переселиться туда, где для них найдется жилье и работа. Согласно планам модернизации, доля городского населения с 2000 г. по 2020 г. должна вырасти с 36% до 56%.
3. Секторальная политика. Своим бурным ростом китайская экономика обязана созданию множества мелких и средних частных предприятий, ориентированных на экспорт. Для поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) было создано несколько государственных структур, среди них Департамент малого и среднего предпринимательства в рамках Национальной комиссии по развитию и реформированию и Китайский центр координации и кооперации бизнеса (КЦККБ). Центр изучал состояние и потребности малого и среднего бизнеса, помогал ему в организации торговых ярмарок и выставок, проведении деловых переговоров, а также взял на себя обучение кадров, консультирование и информационное обслуживание. Государство оказывало поддержку малому и среднему бизнесу даже в освоении зарубежных рынков. Так, при содействии КЦККБ с 1990 по 2001 годы получили путевку в жизнь 950 международных проектов по развитию малого и среднего предпринимательства в Китае на общую сумму 6,2 млрд. долл. В 2001 году в интересах малого и среднего бизнеса была создана государственная некоммерческая информационная служба, на сайтах которой ежедневно фиксировалось до 200 тыс. посещений.
В 2002 году китайские власти приняли закон "О стимулировании развития малых и средних предприятий". Закон дал этим предприятиям равные права с крупными компаниями, в том числе в доступе к современной технике, рыночной информации и финансированию. Государство декларировало защиту законных доходов малых предприятий и их инвесторов от посягательства любых лиц и организаций. Были предоставлены серьезные налоговые льготы предприятиям, готовым трудоустроить значительное количество безработных и инвалидов. Малый и средний бизнес допустили в отрасли, ранее полностью контролировавшиеся государством, оно сохранило свое влияние лишь в некоторых ключевых секторах экономики. Китайское правительство начало размещать на предприятиях малого и среднего бизнеса госзаказы.
В итоге в 2005 г. в стране было уже около 4.3 млн. предприятий МСБ, 27.9 млн. индивидуальных предприятий. В этом секторе работает около 75% городского населения, он дает до 60% ВВП, 65% всех патентов, 46.2% всех налоговых поступлений и 62.3% всего экспорта Китая. При этом в категорию малых предприятий с числом занятых до 99 человек относится почти 99% предприятий и только 0,6% относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 100 до 999 человек. Для сравнения: доля малого бизнеса в ВВП России составляет около 15%. Еще более укрепило позиции представителей малого и среднего бизнеса в Китае принятие в 2007 году закона о вещном праве, который предоставил частникам равное с государством и коллективом право на собственность.
Сегодня именно сектор МСБ обеспечивает основной рост инноваций, экспорта и импорта продукции новых и высоких технологий в Китае. По мнению экономистов, рост китайской экономики с самого начала был обусловлен тем, что доля государственного сектора в промышленности составляла менее 45%, и в промышленности было занято менее 10% трудовых ресурсов страны.
Однако при этом Китай, в отличие от России, не стал поспешно разрушать свой госсектор. Как на Тайване и в Таиланде, предприятия тяжелой промышленности в Китае, оставаясь убыточными, получали государственные субсидии, иностранные инвестиции и технологии. Реформирование государственного сектора началось только в 1998 г. Его целью была не ликвидация госсобственности, а повышение ее эффективности. Поэтому реформы в госсекторе проводятся весьма осторожно. Они предусматривают дальнейшее акционирование крупных государственных компаний, совершенствование механизма корпоративного управления, выведение с них непрофильных активов социальной сферы, закрытие убыточных, отсталых, экологически вредных производств. За 2002-2007 число госпредприятий сократилось с 158,7 тыс. до 114,1 тыс., число предприятий центрального подчинения - с 196 до 149. При этом 5 тыс. предприятий были объявлены банкротами.
В государственный сектор входят наиболее крупные предприятия энергетики, транспорта, добычи и переработки сырья, основных видов материалов и оборудования, автомобильной, оборонной промышленности. Хотя часть госкомпаний по-прежнему остается убыточной, однако в целом за 2002-2007 гг. прибыль госпредприятий и объем выплаченных налогов возрастали в среднем в год на 18,7%, 36% и 20,4% соответственно. Объем налоговых выплат госсектора в 2007 году составил 1,77 трлн. юаней - 34,5% от общего объема финансовых доходов. Прибыль госсектора в 2006 г. составила около 754,7 млрд. юаней (98.8 млрд. долл.). В 2008 г. 19 госпредприятий центрального подчинения Китая попали в список 500 крупнейших компаний мира по версии журнала "Fortune".
4. Инновационная политика. Успешное развитие Китая во многом обусловлено установкой на создание инновационной экономики. В отличие от России, у китайцев есть четкие государственные планы научно-технического развития. Это и "Программа среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 1990-2020 гг.", и "План 863" - разработка хай-тека, и программы "Факел" - освоение и коммерциализация наукоемких технологий на базе современных производств, "Искра" - внедрение высоких технологий на поселково-волостных предприятиях, и, наконец, "Восхождение" - ведение приоритетных фундаментальных исследований.
В 2002 году в Китае был принят государственный закон об инновационной политике, предусматривающий четкое законодательное и финансовое обеспечение. Реализация этой программы делится на три этапа. К 2010 году в Китае должна быть создана инновационная система. До 2020 года КНР по одиннадцати основополагающим направлениям научно-технического прогресса обязана выйти на мировой уровень, а по 3-5 позициям в каждом направлении занять лидирующее место в мировой науке. В соответствии с планами китайского руководства, к 2050 году в стране должна быть создана экономика знаний.
Создание единой инновационной системы стало главной задачей китайской науки. С 1998 года в Академии Наук Китая (АНК) начата широкомасштабная программа под названием "Программа знаний и инноваций". Идея ее состояла в том, чтобы уменьшить число НИИ в рамках АНК со 123 до 80, но оставшимся институтам дать больше денег. При этом финансирование науки в Китае постоянно увеличивается. По данным Международной организации экономического сотрудничества и развития (OECD) за 2006 г., по расходам на научные исследования Китай выходит на второе место в мире после США, достигнув 136 млрд. долл., обогнав Японию, потратившую около 130 млрд. долл. (США тратят 330 млрд. долл.). Если в 1995 г. уровень расходов на науку составлял 0.6% ВВП, то в 2005 г. - 1.2%. (Для сравнения, в России расходы на науку из бюджета составляют около 10 млрд. долл., т.е. около 0.5% ВВП). Характерный для развитых стран уровень - около 2.5% - в Китае планируется достичь к 2020 г. Число ученых в стране с 1995 по 2004 годы выросло на 77%, достигнув 926 тысяч человек. Число ученых в США - 1,3 миллиона, Россия на 4 месте - около 500 тыс.
Зарплата ученых в Китае за последние годы значительно выросла и составляет от 500 до 2-3 тыс. долларов в месяц. Кроме того, государство предоставляет ученым жилье, причем на очень льготных условиях. Платить надо 20% от стоимости квартиры, причем в рассрочку, в течение 15-20 лет. Размер зарплаты и объем льгот напрямую зависит от уровня подготовки научного специалиста, приоритетности направления, в котором он работает, и эффективности его деятельности. Это стимулирует участие ученых в разработке и реализации наиболее актуальных инновационных проектов. Уделяется внимание и обновлению научных кадров. "Пенсии, например, в институтах Академии Наук Китая составляют 100% от зарплаты. При этом там действует очень жесткий принцип: по достижении 60 лет руководитель любого уровня, вплоть до директора, обязан уйти на пенсию. Только вышестоящие руководители могут на 2-3 года продлить срок своей работы", - рассказывает сотрудник ИДВ РАН Дмитрий Смирнов.
Привлечение молодежи в науку было сформулировано как особая задача. В стране всячески поощряется получение образования. Хотя оно, как правило, является платным и достаточно дорогим, но существует доступная система образовательных кредитов. Процентная ставка по ним гораздо ниже, чем в России. Государство гасит 50% кредита. Поэтому в Китае кредитом пользуются около 12% студентов. В вузах Китая обучается более 23 млн. чел. (2006 г.). Кроме того, Китай активно работает над проблемой "импорта интеллекта". "На это тратятся огромные средства. В настоящее время за рубежом, в крупнейших университетах мира, обучается более полумиллиона китайских студентов. Много молодых китайцев учится за счет поддержки зарубежной китайской диаспоры, деловых кругов самого Китая и грантов различных фондов", - сообщает директор Института Дальнего Востока РАН, председатель Общества российско-китайской дружбы, академик Михаил Титаренко. Он отмечает, что обучение китайских студентов в США охотно оплачивают и различные американские фонды, в том числе правительственные, в надежде, что впоследствии бывшие студенты, "став лидерами Китая, будут сторонниками теснейшего сотрудничества с США". Несмотря на то, что около 60% китайских студентов после учебы остаются в США, в Китае не теряют оптимизма и надеются, что "китайский менталитет, привязанность к родине-матери заставят рано или поздно китайца-иммигранта вернуться домой".
С 2006 года ученым, возвращающимся в Китай, предоставляются "гранты для создания лабораторий (start-up grant) в размере 242 тыс. долл. на три года. Надо учесть, что стоимость рабочей силы в Китае намного ниже, чем на Западе", - сообщает биолог и автор книг и статей о развитии российской науки Сигизмунд Миронин. Он отмечает также, что "Китай понял и решил проблему коррупции в науке... Крупнейший китайский национальный фонд по распределению денег на фундаментальную науку в 2005 г. решил поддержать стремление десятков американских ученых китайского происхождения к рецензированию ключевых заявок в конкурсах на получение финансирования, чтобы бороться с кумовством".
В результате отряд научно-технических работников в Китае непрерывно расширяется. По статистике Министерства науки и техники КНР, в настоящее время в этой сфере заняты около 35 млн. человек, и по этому показателю Китай занимает первое место в мире. В 2007 г. Государственное управление интеллектуальной собственности КНР приняло на рассмотрение более 694 тыс. патентных заявок, что превысило уровень предыдущего года на 21,1%. При этом, если в начале 90-х годов доля отечественных заявок составляло около 40%, то сейчас превышает 60%.
Ведущую роль в финансировании науки играет привлечение иностранных инвестиций. В стране происходит создание международных исследовательских центров, в том числе корпоративных, использующих дешевый местный научный персонал. Среди приоритетов развитие информационных, био- и нанотехнологий. По данным Министерства промышленности и информатизации КНР, государственные инвестиции в развитие новых проектов в информационной отрасли в этом году составят 3,4 млрд. долл., что на 90% больше, чем в прошлом году. В опубликованном недавно рейтинге "Всемирного экономического форума" Китай по уровню развития информационно-коммуникационных ресурсов поднялся с 57-го на 46-е место. (Для сравнения, другие 3 члена группы БРИК - Индия, Бразилия и Россия - заняли соответственно 54-е, 59-е и 74-е места).
Реализация инновационных проектов и внедрение достижений научно-технической революции дают более 30% прироста китайской экономики, отмечает академик Михаил Титаренко. По его данным, "доля продукции высоких технологий в китайском экспорте неуклонно возрастает и достигает 30%".
Готовность учиться и открытость позволяют китайцам успешно разрабатывать собственные технологии на основе чужого опыта. Благодаря этому Китай неуклонно улучшает свои позиции в различных отраслях промышленности. Так, по итогам текущего года он может стать мировым лидером в производстве автомобилей. Маркетинговые агентства прогнозируют, что в 2009 г. КНР может собрать около 8,7 млн. машин, что почти на миллион превзойдет количество автомобилей, которое, как ожидается, будет выпущено в Японии. При этом китайские корпорации разрабатывают новые модели автомобилей для рынков Китая, Европы и Америки. Например, компания BYD, производитель аккумуляторов для ноутбуков, объявила о начале выпуска гибридного электромобиля F3 DM. Он способен на одном заряде аккумуляторов проехать около 100 км, развивая скорость до 160 км/ч. После того как батарея сядет, водитель сможет продолжить движение на обычном бензиновом двигателе. Аккумуляторы, в отличие от моделей других производителей, не требуют специального оборудования для подзарядки: их можно заряжать в домашних условиях. На один заряд аккумуляторов уходит около семи часов. BYD планирует продать в 2009 году 10 тыс. машин по цене 22 тыс. долларов. Модель была представлена в январе 2009 года на выставке в Детройте. Пресс-релиз компании гордо отмечает, что BYD смогла обогнать ведущих мировых автопроизводителей, которые планируют выпуск на массовый рынок гибридных электромобилей с возможностью зарядки в домашних условиях позднее (Toyota - в 2009 году, General Motors - в 2010, а Nissan - в 2012).
5. Антикризисная стратегия. Умение находить собственный путь с учетом чужого опыта помогает Китаю и в преодолении последствий мирового кризиса. При этом банковская система Китая оказалась довольно устойчивой. В ней преобладают государственные банки. Вследствие активного директивного кредитования экономики в Китае возникла проблема плохих кредитов, которые составляли в главных банках в 2003 г. около 20% от объема ссуд (ранее еще выше), но уже в 2007 г. их доля снизилось до 5.5%. Проблема была решена путем рекапитализации банков за счет выкупа плохих долгов и вливаний. Сейчас большинство банков имеет достаточный уровень капитализации.
Проводимая в последнее время банковская реформа направлена на развитие банковской системы, а согласно договоренностям с ВТО - на повышение ее открытости для иностранного капитала. В тоже время доля активов, находящихся под контролем иностранного капитала невелика - 2.4% (2008 г.). Китай активно использует опыт и технологии иностранных инвесторов, но сохраняет национальный контроль над банковской и финансовой системой. Среди важнейших задач страны - дальнейшее развитие сектора банковских услуг, прежде всего, в регионах.
В Китае очень высокая норма личных сбережений - около 50% от ВВП на конец 2007 г. В стране существует пять крупных банков. "Вклады в банках держат 1,5 млрд. китайцев, и если вдруг они начнут забирать свои деньги, то китайская банковская система по-настоящему рухнет. Но паники в Китае до сих пор нет", - подчеркивает директор проекта "Абирус" Игорь Мажаров.
Ставка рефинансирования Народного банка Китая, который выполняет функцию центрального, всего 3% (для сравнения: в России 13%). "Есть и невозвратные долги, и необеспеченные кредиты, но их доля на общем фоне невелика. Банковская система в Китае развитая, но недостаточная, так что получить кредиты для малого и среднего бизнеса в сельской местности крайне трудно, это один из крупнейших недостатков банковской системы. Средняя ставка по кредиту в Китае сейчас 5,4%", - сообщает руководитель Центра экономики и социальных исследований Китая Андрей Островский. В январе нынешнего года кредитов было выдано в два раза больше, чем в январе прошлого года.
Кредитуются как население, так и предприятия. Как сообщает директор проекта "Абирус", китайцы использовали займы в качестве способа борьбы с экологическими проблемами. "Введена такая система, что в провинциях определяют круг предприятий, соответствующих абсолютно всем экологическим нормам, и их включают в первую очередь в списки тех, кто получит банковские кредиты. Кто не вписывается в экологические требования, отодвигаются на второй план", - добавляет Игорь Мажаров.
Стараясь поддержать экономический рост в 2008 г. банк Китая 5 раз снижал ключевые ставки и нормы банковского резервирования. Несмотря на мировой финансовый кризис, в течение 2008 г. денежная масса М2 в стране выросла на 17.8% с 40.34 до 47.52 трлн. юаней; объем выданных ссуд за 2008 г. вырос на 4.91 трлн. юаней (около 735 млрд. долл.). За январь 2009 г. денежная масса выросла до 49.61 трлн. юаней, т.е. на 18.8% относительно января 2008 г., объем ссуд - на 1.62 трлн. юаней (236 млрд. долл.).
Китай осуществляет грамотное управление валютным курсом юаня, который поддерживается в привязке к доллару, являясь достаточно стабильным и заниженным относительно паритета покупательной способности, что обеспечивает экспансию китайских товаров на внешних рынках. Пытаясь ослабить свою зависимость от внешнеторговой конъюнктуры, несколько лет назад Китай принял решение о росте внутреннего спроса. Курс юаня был последовательно ревальвирован от 8.28 за доллар до 8.11 (июль 2005) и 7.92 (май 2006 г.); к январю 2007 г. курс юаня вырос до 7.8, в ноябре 2008 г. составил 6.83 и в начале 2009 г. остается примерно на этом уровне.
Золотовалютные резервы (ЗВР) Китая в октябре 2006 г. достигли 1 трлн. долл. и он вышел на первое место мире, обогнав Японию. В настоящий момент ЗВР достигли около 2 трлн. долл. Этот фактор позволяет стране поддерживать стабильность своих финансовых рынков, а также влиять на международные рынки. Уже в ближайшее время юань может стать региональной, а в дальнейшем, возможно, и одной из мировых валют.
6. Преодоление кризисных ошибок. Тем не менее, поскольку экономика Китая ориентирована на экспорт, кризис затронул ее весьма существенно. По данным Госкомитета по делам развития и реформ КНР, только в первом полугодии 2008 года в Китае из-за экономического спада обанкротилось 67 тыс. средних и малых предприятий. Была озвучена цифра о том, что миллион предприятий стали убыточными. В борьбе с нарастающей безработицей не обошлось без ошибочных решений. Одним из них стал «Закон о новых трудовых договорах», который запрещал работодателям своевольно сокращать заработную плату, увольнять или отправлять рабочих в вынужденные отпуска, даже если рабочий на это согласен. В результате часть предприятий, которые могли бы сохраниться, "оптимизировав расходы" за счет сокращения зарплаты или части персонала, также обанкротились.
Для поддержки экономики на период до 2010 года в ноябре 2008 года китайское правительство выделило 4 трлн. юаней (около 585 млрд. долл.), которые распределены между 10 программами. Антикризисные меры направлены на поддержку предприятий и повышение потребительского спроса внутри страны. Для этого необходимо повысить уровень жизни и платежеспособности населения и, конечно, решить проблему безработицы.
Решению этих задач поможет реализация инфраструктурных проектов в различных областях экономики. Антикризисная программа предусматривает строительство дорог, в том числе скоростной железной дороги Пекин-Шанхай, строительство двух газопроводов, а также аэропортов, сельской инфраструктуры, улучшение экологии, восстановление территорий, пострадавших от стихийных бедствий. Таким образом правительство надеется создать 9 млн. рабочих мест.
Для стимулирования внутреннего спроса приняты меры по развитию потребительского кредитования. Несмотря на то, что проценты по кредиту всегда были низкие, получить заём раньше было довольно сложно. Теперь же кредиты могут получить все, кто хоть как-то способен погасить их в дальнейшем. Кроме того, принят ряд мер для развития потребительского спроса среди бедных слоев населения. Например, в декабре бедные семьи в городах получили пособие в 100 долл., по 150 долл. досталось деревенским семьям, и по 180 долл. - родственникам пенсионеров, погибших при исполнении служебных обязанностей. Общая сумма такой целевой господдержки составила 9 млрд. юаней. В программе стимулирования спроса также значатся повышение закупочных цен на зерно, увеличение государственных ассигнований на приобретение техники, инвентаря, повышение пенсий, увеличение пособий работникам госпредприятий. С конца прошлого года началась программа распространения на селе бытовой техники. Например, если китаец решил приобрести компьютер или телевизор, то он обходится ему на 13% дешевле, чем раньше. Государство же компенсирует производителям эти 13%. В результате предпринятых мер в январе-феврале 2009 года потребительский спрос на внутреннем рынке страны увеличился на 15%.
Для поддержки предприятий предусмотрено предоставление налоговых льгот. Планируется провести налоговую реформу, чтобы уменьшить налоговый гнет на малый и средний бизнес в общей сложности примерно на 120 млрд. юаней (17,5 млрд. долл.). Помимо этого, с 1 января 2009 г. расширен список вариантов, с помощью которых предприятие может вернуть часть налоговых выплат. Это позволит бизнесу быстрее обновлять мощности, и будет стимулировать внутренний спрос на продукцию. Льготную ставку по НДС для малого бизнеса снизили с 4-6% (для прочих предприятий 17%) до 3%. Ассоциация малого и среднего бизнеса Китая создала инвестиционный фонд в 3 млрд. юаней (439,2 млн. долл.) для оказания помощи малым и средним предприятиям. Кроме того, она намерена выпустить облигации в поддержку малого и среднего бизнеса и создать банк с уставным капиталом 10 млрд. юаней для обслуживания таких предприятий. Размеры ссуд под низкие проценты составят от 5 тыс. до 10 тыс. юаней. Государственную поддержку получат в первую очередь наукоемкие производства, производства, которые позволяют экономить энергоресурсы, экологические производства и те, которые создают китайские бренды.
7. Подготовка к посткризисному рывку. При этом, как отмечает руководитель Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Александр Лукин, "Китай уже готовится к посткризисному развитию". Пекин пополняет стратегические запасы нефти и другого сырья, пользуясь низкими ценами, а также скупает акции транснациональных горнодобывающих компаний по всему миру. Недавно Китай подписал еще одно стратегическое соглашение: согласился выделить "Роснефти" и "Транснефти" кредит в 25 млрд. долл. в счет будущих поставок нефти, гарантировав поставки 300 миллионов тонн нефти в течение 20 лет и обеспечив строительство ветки Восточно-Сибирского трубопровода, ведущей в Китай.
"Очень активно Китай работает в Африке и Латинской Америке. В январе 2009 года одна из крупнейших компаний мира «Rio Tinto» и металлургический гигант «Chinalco» объявили, что КНР выкупит у «Rio Tinto» конвертируемые облигации на сумму в 7,2 млрд. долл., а также доли в проектах по добыче меди, железной руды и алюминия на общую сумму в 12,3 млрд. долларов. Кроме того, китайцы вкладывают деньги в покупку земли за рубежом", - отмечает доктор политических наук Константин Сыроежкин.
Китайский производитель дизелей «Weipei Power» всего за 4 млн. долл. приобрел оборудование, технологии и бренд французской фирмы «Moteurs Baudouin». По слухам, одна из автомобильных компаний Китая готова приступить к приобретению фирмы «Volvo». В прошлом году Китай инвестировал 52,1 млрд. долл. за рубежом, а за первые два месяца 2009 года - 16,3 млрд. долл.
Китайские банки поглотили ряд своих иностранных конкурентов и увеличили присутствие на мировых финансовых рынках. Как предсказывает «Deutsche Bank», к 2018 году Китай наряду с США и ЕС станет финансовой сверхдержавой. Под его контролем будут 13% мирового рынка облигаций, 40% фондовых рынков и 18% всей мировой банковской системы.
В отличие от России, антикризисная программа в Китае начала действовать тут же после ее принятия. "В ноябре банки КНР сообща выдали кредитов на 476 млрд. юаней (70 млрд. долл.), в декабре - на 772 млрд юаней, в январе объем выданных кредитов составил 1,67 трлн. юаней (250 млрд. долл.). С учетом средств, выделенных из центрального бюджета, общий объем кредитования в 2008 году составил 4,9 трлн. юаней, превысив почти на 25% ранее запланированные 4 трлн.", - отмечает Константин Сыроежкин.
В Китае подчеркивают, что кризис не помешает, а, наоборот, ускорит реформирование его экономической системы. Так, страна уже осуществила "переходную реформу налогов на добавленную стоимость, реформирование системы цен на нефтепродукты и системы налогов и денежных сборов, скоро начнется реформа фармацевтики и здравоохранения, а также реформа системы социального страхования", - отмечает заместитель председателя Экономической комиссии ВК НПКСК, экономист Ли Инин.
На недавней сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) - высшего законодательного органа Китая - было сделано утверждение о том, что кризис в стране преодолен. Темпы роста ВВП, по мнению китайского экономиста Ли Инина, в этом году предположительно составят 8% и более. Согласно опросу общественного мнения, проведенному в январе-феврале 2009 года Китайским центром изучения рыночной конъюнктуры (China Market Research Group) среди нескольких сотен китайцев в 10 городах Поднебесной, 60% респондентов сохраняют оптимизм и планируют в 2009 году потратить больше денег, чем в прошлом году. Почти 80% участников опроса уверены в том, что антикризисные меры правительства позволят оздоровить экономику страны в течение ближайших трех лет.
Что же позволило Китаю менее чем за тридцать лет создать столь устойчивую экономику?
1. Докризисная траектория развития. "Основа успеха - сильное государство, конкретные цели и долгосрочное планирование", - считает экономический обозреватель Александр Смирнов. "Новый курс" строительства рыночной экономической системы был провозглашен Дэн Сяопином в конце 1978 г. При этом концепция перестройки страны разрабатывалась практически с нуля. Как рассказывал Лю Гогуан, один из экономических советников Дэн Сяопина, четкого представления о путях перехода к рынку ни у кого в КНР не было. Экономисты работали, руководствуясь формулой "переходить реку, нащупывая камни". Благодаря хорошему образованию и знанию местной экономики и национальных особенностей они смогли творчески использовать опыт Японии, Тайваня, Сингапура и Гонгонга, Южной Кореи, а также опыт НЭП в СССР, учитывая при этом специфику условий, сложившихся в Китае.
В стране была реализована экстенсивная модель экономики, основанная на дешевом труде и активном использовании иностранных инвестиций. Дешевизна достаточно квалифицированной "рядовой" рабочей силы, стоимость которой в течение длительного периода времени составляла около 100 долл. в месяц и ниже, связана с высокой численностью населения и остается важнейшим конкурентным преимуществом Китая.
Стоит подчеркнуть, что, по сравнению с Россией, Китай начинал свои реформы в худших условиях, его экономическое положение было намного слабее. ВВП Китая в 1980 году составлял 39% от российского, в стране преобладало малообеспеченное, в основном сельское население, составлявшее 82,1%. Значительная часть страны - 59,4% - расположена в гористой местности, при этом наиболее удобные для жизнедеятельности земли (равнины и котловины) составляют всего 31% всей площади. Но вот некоторые итоги: по данным Всемирного банка за 2007 г. ВВП Китая по паритету покупательной способности (ППС) составляет уже 7.06 трлн. долл. (2 место в мире после США, имевшей ВВП 13.78 трлн. долл.), в то время как ВВП России (по ППС) на 6 месте - 2,12 трлн. долл., что составляет всего 30% от уровня Китая.
В Китае уже в 1981 г. были провозглашены стратегические цели учетверения ВВП к 2000 г. и они были перевыполнены - с 1980 по 2000 г. ВВП вырос в 6.4 раза. Темп роста экономики в течение 1979-2004 г. в среднем составлял 9.4%, в 2005-2008 - 10.4%. В 2008 году 35 ведущих китайских предприятий включены в рейтинг 500 крупнейших компаний мира по версии американского журнала "Fortune". Китай занимает 2 место в мире по объему экспорта, который за 2008 г. составил 1.4 трлн. долл., что пока немного меньше, чем у Германии, занимающей 1 место. К 2020 г. Китай планирует достижение общества средней зажиточности, а к 2050 г. - достижение уровня жизни развитых стран. По оценкам многих экономистов, Китай превысит уровень ВВП США в течение 2030-2050 г., но возможно и раньше.
Успешное развитие китайской экономики во многом обусловлено тем, что с самого начала перестройки были поставлены четкие цели, все реформы проводились не одновременно, а постепенно и помогали решению определенных конкретных задач. При этом все мероприятия были направлены на развитие страны и повышение благосостояния народа.
2. Реформы по преодолению системного кризиса. Реформы в Китае начались с сельского хозяйства. Были отменены коммуны и вместо них введен семейный подряд. Правительство разрешило осуществлять свободную продажу излишков произведенной сельскохозяйственной продукции после сдачи государству плана госзаготовок. Земельные участки были закреплены в долгосрочной аренде. На селе стали появляться кооперативные поселковые предприятия. Все это способствовало повышению платежеспособности и уровня жизни населения, а также росту сельского хозяйства и его модернизации, что подготовило платформу для развития экономики в целом. Повышение благосостояния на селе способствовало развитию мелкого деревенского ростовщичества, игравшего роль канала финансирования как для развития местного бизнеса, так и для переселения и открытия бизнеса в городах.
Земля в Китае находится в государственной или коллективной собственности, в городах - в государственной. В Китае существует возможность отторжения земли в пользу государства, что может вызывать конфликты с властями. В настоящее время проводится дальнейшая реформа землепользования, в результате которой земледельцы смогут сдавать свои участки в аренду, обменивать их и закладывать. Это должно способствовать укрупнению земельных владений. Сейчас в Китае, где "людей много, земли мало", мельчайшая нарезка участков становится непреодолимой преградой на пути повышения производительности сельского хозяйства, его механизации. В 2006 г. в Китае были отмены сельскохозяйственные налоги. Государство стало оказывать поддержку аграрному сектору. Страна, располагая около 7% мировых пахотных угодий, производит около 20% зерновых, занимает лидирующие позиции в мире по производству хлопка, мяса, молока, яиц, масличных культур. Доля продукции сельского хозяйства в ВВП постепенно снижается и за 2008 год составила 11.3 %, - рассказывает обозреватель Александр Смирнов. Вместе с тем, остается проблемой рост имущественного неравенства сельского населения. Кроме того, "в последние 10 лет набирает силу очень нехорошая тенденция: идет административное выдавливание крестьян с земли без надлежащей компенсации. Земли отдаются под промышленное, торговое строительство. Оно приносит хорошую прибыль компаниям и связанным с ними чиновникам, но крестьяне не получают не то что справедливую, но подчас и разумную компенсацию. Это приводит в последние годы к прямым столкновениям крестьян с местными властями", - замечает руководитель Центра современной истории и политики Китая, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока Российской академии наук Дмитрий Смирнов.
Стоит отметить, что в Китае до сих пор уровень жизни в различных регионах не одинаков. При этом особенностью региональной политики является самостоятельность регионов. В стране успешно используется стратегия сфокусированного развития, когда первыми обогащаются отдельные регионы. Так, в ходе постепенного осуществления китайских реформ на протяжении 20 лет, прежде всего, были модернизированы сельскохозяйственные и приморские регионы, которым потом пришлось "вытягивать" всю национальную экономику. В 1984 г. были созданы особые экономические зоны в городах Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу. Затем этот статус получили еще 14 приморских городов. Эти зоны получили значительные инвестиционные и налоговые льготы, способствовавшие привлечению иностранных инвестиций и технологий. Как говорят сами китайцы, открытость есть развитие. С 2000 г. проводится курс на выравнивание уровня развития регионов. Существует сайт (Регионы Китая, http://www.china.org.cn/russian/75042.htm), где каждый регион описывает возможные направления вложений капитала и инвестиционные льготы. Проводимая политика разделения налоговых поступлений между регионами и центром (так называемая система "разделения котлов") способствует активной и заинтересованной позиции регионов в максимизации поступлений по своим местным бюджетам. При этом активно используется плановая система - закрепление "финансовых заданий".
Вместе с тем, в Китае в рамках объявленного курса на искоренение бедности еще в 80-х годах были выделены самые бедные районы в разных частях страны: это горные деревни, целые волости или уезды, - рассказывает сотрудник Института Дальнего Востока РАН, Дмитрий Смирнов. Наиболее бедные районы находятся в центральном, западном и юго-западном регионах Китая. Власти разрабатывали специальные меры по ускорению социально-экономического развития в этих районах: например, принимали решения по строительству колодцев, ускорению ирригационного, дорожного строительства, улучшению медицинского обслуживания. И, естественно, шли путем ускорения производства в сельском хозяйстве. Такое количество рабочих рук невозможно задействовать в сельскохозяйственном производстве и городской промышленности. Пошли по пути создания целой отрасли поселково-волостных предприятий. Это небольшие предприятия, которые выпускали продукты, обувь. Значительная часть этой обуви поставлялась в Россию, особенно в 90-е годы. Продукция была простая, не требующая квалифицированной рабочей силы, больших оборотных средств, больших производственных затрат. Все это происходило под патронажем государства, местных властей и позволило занять десятки миллионов крестьян. Поселково-волостные предприятия были, конечно, ресурсоемкими, загрязняли окружающую среду. Но, тем не менее, свою роль они сыграли, дали средства к существованию десяткам, а может быть, и сотням миллионов семей, - поясняет Дмитрий Смирнов.
Начав с расширения сельскохозяйственного производства, Китай перешел к освоению рынков трудоемкого ширпотреба - изделий из кожи, производства одежды и обуви, а затем начал производить все более сложную продукцию: велосипеды, часы, электронику, мебель, автомобильные комплектующие. Страна, которая еще недавно была одной из самых отсталых, теперь занимает лидирующие позиции по производству высокотехнологичной продукции (2 место в мире): мобильных телефонов, персональных компьютеров, телевизоров. Известно, что по подобному пути развития шла Япония. Однако она достаточно быстро утратила свое главное преимущество - дешевую рабочую силу. У Китая, напротив, по-прежнему существует огромный запас дешевой рабочей силы за счет роста городского населения.
С этой целью в стране в 2001 году началась реформа системы прописки. До сих пор, согласно режиму прописки, введенному еще в 1958 г., все население КНР было поделено на сельских и городских жителей с известными различиями в статусе. Переселение и миграция строго контролировались, в частности, крестьянину было чрезвычайно трудно прописаться в городе. Теперь прописка в Китае становится одинаковой для всех, благодаря этому миграция населения регулируется не административными, а рыночными методами, хотя и остается под контролем государства. Жители сельских районов могут свободно переселиться туда, где для них найдется жилье и работа. Согласно планам модернизации, доля городского населения с 2000 г. по 2020 г. должна вырасти с 36% до 56%.
3. Секторальная политика. Своим бурным ростом китайская экономика обязана созданию множества мелких и средних частных предприятий, ориентированных на экспорт. Для поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) было создано несколько государственных структур, среди них Департамент малого и среднего предпринимательства в рамках Национальной комиссии по развитию и реформированию и Китайский центр координации и кооперации бизнеса (КЦККБ). Центр изучал состояние и потребности малого и среднего бизнеса, помогал ему в организации торговых ярмарок и выставок, проведении деловых переговоров, а также взял на себя обучение кадров, консультирование и информационное обслуживание. Государство оказывало поддержку малому и среднему бизнесу даже в освоении зарубежных рынков. Так, при содействии КЦККБ с 1990 по 2001 годы получили путевку в жизнь 950 международных проектов по развитию малого и среднего предпринимательства в Китае на общую сумму 6,2 млрд. долл. В 2001 году в интересах малого и среднего бизнеса была создана государственная некоммерческая информационная служба, на сайтах которой ежедневно фиксировалось до 200 тыс. посещений.
В 2002 году китайские власти приняли закон "О стимулировании развития малых и средних предприятий". Закон дал этим предприятиям равные права с крупными компаниями, в том числе в доступе к современной технике, рыночной информации и финансированию. Государство декларировало защиту законных доходов малых предприятий и их инвесторов от посягательства любых лиц и организаций. Были предоставлены серьезные налоговые льготы предприятиям, готовым трудоустроить значительное количество безработных и инвалидов. Малый и средний бизнес допустили в отрасли, ранее полностью контролировавшиеся государством, оно сохранило свое влияние лишь в некоторых ключевых секторах экономики. Китайское правительство начало размещать на предприятиях малого и среднего бизнеса госзаказы.
В итоге в 2005 г. в стране было уже около 4.3 млн. предприятий МСБ, 27.9 млн. индивидуальных предприятий. В этом секторе работает около 75% городского населения, он дает до 60% ВВП, 65% всех патентов, 46.2% всех налоговых поступлений и 62.3% всего экспорта Китая. При этом в категорию малых предприятий с числом занятых до 99 человек относится почти 99% предприятий и только 0,6% относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 100 до 999 человек. Для сравнения: доля малого бизнеса в ВВП России составляет около 15%. Еще более укрепило позиции представителей малого и среднего бизнеса в Китае принятие в 2007 году закона о вещном праве, который предоставил частникам равное с государством и коллективом право на собственность.
Сегодня именно сектор МСБ обеспечивает основной рост инноваций, экспорта и импорта продукции новых и высоких технологий в Китае. По мнению экономистов, рост китайской экономики с самого начала был обусловлен тем, что доля государственного сектора в промышленности составляла менее 45%, и в промышленности было занято менее 10% трудовых ресурсов страны.
Однако при этом Китай, в отличие от России, не стал поспешно разрушать свой госсектор. Как на Тайване и в Таиланде, предприятия тяжелой промышленности в Китае, оставаясь убыточными, получали государственные субсидии, иностранные инвестиции и технологии. Реформирование государственного сектора началось только в 1998 г. Его целью была не ликвидация госсобственности, а повышение ее эффективности. Поэтому реформы в госсекторе проводятся весьма осторожно. Они предусматривают дальнейшее акционирование крупных государственных компаний, совершенствование механизма корпоративного управления, выведение с них непрофильных активов социальной сферы, закрытие убыточных, отсталых, экологически вредных производств. За 2002-2007 число госпредприятий сократилось с 158,7 тыс. до 114,1 тыс., число предприятий центрального подчинения - с 196 до 149. При этом 5 тыс. предприятий были объявлены банкротами.
В государственный сектор входят наиболее крупные предприятия энергетики, транспорта, добычи и переработки сырья, основных видов материалов и оборудования, автомобильной, оборонной промышленности. Хотя часть госкомпаний по-прежнему остается убыточной, однако в целом за 2002-2007 гг. прибыль госпредприятий и объем выплаченных налогов возрастали в среднем в год на 18,7%, 36% и 20,4% соответственно. Объем налоговых выплат госсектора в 2007 году составил 1,77 трлн. юаней - 34,5% от общего объема финансовых доходов. Прибыль госсектора в 2006 г. составила около 754,7 млрд. юаней (98.8 млрд. долл.). В 2008 г. 19 госпредприятий центрального подчинения Китая попали в список 500 крупнейших компаний мира по версии журнала "Fortune".
4. Инновационная политика. Успешное развитие Китая во многом обусловлено установкой на создание инновационной экономики. В отличие от России, у китайцев есть четкие государственные планы научно-технического развития. Это и "Программа среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 1990-2020 гг.", и "План 863" - разработка хай-тека, и программы "Факел" - освоение и коммерциализация наукоемких технологий на базе современных производств, "Искра" - внедрение высоких технологий на поселково-волостных предприятиях, и, наконец, "Восхождение" - ведение приоритетных фундаментальных исследований.
В 2002 году в Китае был принят государственный закон об инновационной политике, предусматривающий четкое законодательное и финансовое обеспечение. Реализация этой программы делится на три этапа. К 2010 году в Китае должна быть создана инновационная система. До 2020 года КНР по одиннадцати основополагающим направлениям научно-технического прогресса обязана выйти на мировой уровень, а по 3-5 позициям в каждом направлении занять лидирующее место в мировой науке. В соответствии с планами китайского руководства, к 2050 году в стране должна быть создана экономика знаний.
Создание единой инновационной системы стало главной задачей китайской науки. С 1998 года в Академии Наук Китая (АНК) начата широкомасштабная программа под названием "Программа знаний и инноваций". Идея ее состояла в том, чтобы уменьшить число НИИ в рамках АНК со 123 до 80, но оставшимся институтам дать больше денег. При этом финансирование науки в Китае постоянно увеличивается. По данным Международной организации экономического сотрудничества и развития (OECD) за 2006 г., по расходам на научные исследования Китай выходит на второе место в мире после США, достигнув 136 млрд. долл., обогнав Японию, потратившую около 130 млрд. долл. (США тратят 330 млрд. долл.). Если в 1995 г. уровень расходов на науку составлял 0.6% ВВП, то в 2005 г. - 1.2%. (Для сравнения, в России расходы на науку из бюджета составляют около 10 млрд. долл., т.е. около 0.5% ВВП). Характерный для развитых стран уровень - около 2.5% - в Китае планируется достичь к 2020 г. Число ученых в стране с 1995 по 2004 годы выросло на 77%, достигнув 926 тысяч человек. Число ученых в США - 1,3 миллиона, Россия на 4 месте - около 500 тыс.
Зарплата ученых в Китае за последние годы значительно выросла и составляет от 500 до 2-3 тыс. долларов в месяц. Кроме того, государство предоставляет ученым жилье, причем на очень льготных условиях. Платить надо 20% от стоимости квартиры, причем в рассрочку, в течение 15-20 лет. Размер зарплаты и объем льгот напрямую зависит от уровня подготовки научного специалиста, приоритетности направления, в котором он работает, и эффективности его деятельности. Это стимулирует участие ученых в разработке и реализации наиболее актуальных инновационных проектов. Уделяется внимание и обновлению научных кадров. "Пенсии, например, в институтах Академии Наук Китая составляют 100% от зарплаты. При этом там действует очень жесткий принцип: по достижении 60 лет руководитель любого уровня, вплоть до директора, обязан уйти на пенсию. Только вышестоящие руководители могут на 2-3 года продлить срок своей работы", - рассказывает сотрудник ИДВ РАН Дмитрий Смирнов.
Привлечение молодежи в науку было сформулировано как особая задача. В стране всячески поощряется получение образования. Хотя оно, как правило, является платным и достаточно дорогим, но существует доступная система образовательных кредитов. Процентная ставка по ним гораздо ниже, чем в России. Государство гасит 50% кредита. Поэтому в Китае кредитом пользуются около 12% студентов. В вузах Китая обучается более 23 млн. чел. (2006 г.). Кроме того, Китай активно работает над проблемой "импорта интеллекта". "На это тратятся огромные средства. В настоящее время за рубежом, в крупнейших университетах мира, обучается более полумиллиона китайских студентов. Много молодых китайцев учится за счет поддержки зарубежной китайской диаспоры, деловых кругов самого Китая и грантов различных фондов", - сообщает директор Института Дальнего Востока РАН, председатель Общества российско-китайской дружбы, академик Михаил Титаренко. Он отмечает, что обучение китайских студентов в США охотно оплачивают и различные американские фонды, в том числе правительственные, в надежде, что впоследствии бывшие студенты, "став лидерами Китая, будут сторонниками теснейшего сотрудничества с США". Несмотря на то, что около 60% китайских студентов после учебы остаются в США, в Китае не теряют оптимизма и надеются, что "китайский менталитет, привязанность к родине-матери заставят рано или поздно китайца-иммигранта вернуться домой".
С 2006 года ученым, возвращающимся в Китай, предоставляются "гранты для создания лабораторий (start-up grant) в размере 242 тыс. долл. на три года. Надо учесть, что стоимость рабочей силы в Китае намного ниже, чем на Западе", - сообщает биолог и автор книг и статей о развитии российской науки Сигизмунд Миронин. Он отмечает также, что "Китай понял и решил проблему коррупции в науке... Крупнейший китайский национальный фонд по распределению денег на фундаментальную науку в 2005 г. решил поддержать стремление десятков американских ученых китайского происхождения к рецензированию ключевых заявок в конкурсах на получение финансирования, чтобы бороться с кумовством".
В результате отряд научно-технических работников в Китае непрерывно расширяется. По статистике Министерства науки и техники КНР, в настоящее время в этой сфере заняты около 35 млн. человек, и по этому показателю Китай занимает первое место в мире. В 2007 г. Государственное управление интеллектуальной собственности КНР приняло на рассмотрение более 694 тыс. патентных заявок, что превысило уровень предыдущего года на 21,1%. При этом, если в начале 90-х годов доля отечественных заявок составляло около 40%, то сейчас превышает 60%.
Ведущую роль в финансировании науки играет привлечение иностранных инвестиций. В стране происходит создание международных исследовательских центров, в том числе корпоративных, использующих дешевый местный научный персонал. Среди приоритетов развитие информационных, био- и нанотехнологий. По данным Министерства промышленности и информатизации КНР, государственные инвестиции в развитие новых проектов в информационной отрасли в этом году составят 3,4 млрд. долл., что на 90% больше, чем в прошлом году. В опубликованном недавно рейтинге "Всемирного экономического форума" Китай по уровню развития информационно-коммуникационных ресурсов поднялся с 57-го на 46-е место. (Для сравнения, другие 3 члена группы БРИК - Индия, Бразилия и Россия - заняли соответственно 54-е, 59-е и 74-е места).
Реализация инновационных проектов и внедрение достижений научно-технической революции дают более 30% прироста китайской экономики, отмечает академик Михаил Титаренко. По его данным, "доля продукции высоких технологий в китайском экспорте неуклонно возрастает и достигает 30%".
Готовность учиться и открытость позволяют китайцам успешно разрабатывать собственные технологии на основе чужого опыта. Благодаря этому Китай неуклонно улучшает свои позиции в различных отраслях промышленности. Так, по итогам текущего года он может стать мировым лидером в производстве автомобилей. Маркетинговые агентства прогнозируют, что в 2009 г. КНР может собрать около 8,7 млн. машин, что почти на миллион превзойдет количество автомобилей, которое, как ожидается, будет выпущено в Японии. При этом китайские корпорации разрабатывают новые модели автомобилей для рынков Китая, Европы и Америки. Например, компания BYD, производитель аккумуляторов для ноутбуков, объявила о начале выпуска гибридного электромобиля F3 DM. Он способен на одном заряде аккумуляторов проехать около 100 км, развивая скорость до 160 км/ч. После того как батарея сядет, водитель сможет продолжить движение на обычном бензиновом двигателе. Аккумуляторы, в отличие от моделей других производителей, не требуют специального оборудования для подзарядки: их можно заряжать в домашних условиях. На один заряд аккумуляторов уходит около семи часов. BYD планирует продать в 2009 году 10 тыс. машин по цене 22 тыс. долларов. Модель была представлена в январе 2009 года на выставке в Детройте. Пресс-релиз компании гордо отмечает, что BYD смогла обогнать ведущих мировых автопроизводителей, которые планируют выпуск на массовый рынок гибридных электромобилей с возможностью зарядки в домашних условиях позднее (Toyota - в 2009 году, General Motors - в 2010, а Nissan - в 2012).
5. Антикризисная стратегия. Умение находить собственный путь с учетом чужого опыта помогает Китаю и в преодолении последствий мирового кризиса. При этом банковская система Китая оказалась довольно устойчивой. В ней преобладают государственные банки. Вследствие активного директивного кредитования экономики в Китае возникла проблема плохих кредитов, которые составляли в главных банках в 2003 г. около 20% от объема ссуд (ранее еще выше), но уже в 2007 г. их доля снизилось до 5.5%. Проблема была решена путем рекапитализации банков за счет выкупа плохих долгов и вливаний. Сейчас большинство банков имеет достаточный уровень капитализации.
Проводимая в последнее время банковская реформа направлена на развитие банковской системы, а согласно договоренностям с ВТО - на повышение ее открытости для иностранного капитала. В тоже время доля активов, находящихся под контролем иностранного капитала невелика - 2.4% (2008 г.). Китай активно использует опыт и технологии иностранных инвесторов, но сохраняет национальный контроль над банковской и финансовой системой. Среди важнейших задач страны - дальнейшее развитие сектора банковских услуг, прежде всего, в регионах.
В Китае очень высокая норма личных сбережений - около 50% от ВВП на конец 2007 г. В стране существует пять крупных банков. "Вклады в банках держат 1,5 млрд. китайцев, и если вдруг они начнут забирать свои деньги, то китайская банковская система по-настоящему рухнет. Но паники в Китае до сих пор нет", - подчеркивает директор проекта "Абирус" Игорь Мажаров.
Ставка рефинансирования Народного банка Китая, который выполняет функцию центрального, всего 3% (для сравнения: в России 13%). "Есть и невозвратные долги, и необеспеченные кредиты, но их доля на общем фоне невелика. Банковская система в Китае развитая, но недостаточная, так что получить кредиты для малого и среднего бизнеса в сельской местности крайне трудно, это один из крупнейших недостатков банковской системы. Средняя ставка по кредиту в Китае сейчас 5,4%", - сообщает руководитель Центра экономики и социальных исследований Китая Андрей Островский. В январе нынешнего года кредитов было выдано в два раза больше, чем в январе прошлого года.
Кредитуются как население, так и предприятия. Как сообщает директор проекта "Абирус", китайцы использовали займы в качестве способа борьбы с экологическими проблемами. "Введена такая система, что в провинциях определяют круг предприятий, соответствующих абсолютно всем экологическим нормам, и их включают в первую очередь в списки тех, кто получит банковские кредиты. Кто не вписывается в экологические требования, отодвигаются на второй план", - добавляет Игорь Мажаров.
Стараясь поддержать экономический рост в 2008 г. банк Китая 5 раз снижал ключевые ставки и нормы банковского резервирования. Несмотря на мировой финансовый кризис, в течение 2008 г. денежная масса М2 в стране выросла на 17.8% с 40.34 до 47.52 трлн. юаней; объем выданных ссуд за 2008 г. вырос на 4.91 трлн. юаней (около 735 млрд. долл.). За январь 2009 г. денежная масса выросла до 49.61 трлн. юаней, т.е. на 18.8% относительно января 2008 г., объем ссуд - на 1.62 трлн. юаней (236 млрд. долл.).
Китай осуществляет грамотное управление валютным курсом юаня, который поддерживается в привязке к доллару, являясь достаточно стабильным и заниженным относительно паритета покупательной способности, что обеспечивает экспансию китайских товаров на внешних рынках. Пытаясь ослабить свою зависимость от внешнеторговой конъюнктуры, несколько лет назад Китай принял решение о росте внутреннего спроса. Курс юаня был последовательно ревальвирован от 8.28 за доллар до 8.11 (июль 2005) и 7.92 (май 2006 г.); к январю 2007 г. курс юаня вырос до 7.8, в ноябре 2008 г. составил 6.83 и в начале 2009 г. остается примерно на этом уровне.
Золотовалютные резервы (ЗВР) Китая в октябре 2006 г. достигли 1 трлн. долл. и он вышел на первое место мире, обогнав Японию. В настоящий момент ЗВР достигли около 2 трлн. долл. Этот фактор позволяет стране поддерживать стабильность своих финансовых рынков, а также влиять на международные рынки. Уже в ближайшее время юань может стать региональной, а в дальнейшем, возможно, и одной из мировых валют.
6. Преодоление кризисных ошибок. Тем не менее, поскольку экономика Китая ориентирована на экспорт, кризис затронул ее весьма существенно. По данным Госкомитета по делам развития и реформ КНР, только в первом полугодии 2008 года в Китае из-за экономического спада обанкротилось 67 тыс. средних и малых предприятий. Была озвучена цифра о том, что миллион предприятий стали убыточными. В борьбе с нарастающей безработицей не обошлось без ошибочных решений. Одним из них стал «Закон о новых трудовых договорах», который запрещал работодателям своевольно сокращать заработную плату, увольнять или отправлять рабочих в вынужденные отпуска, даже если рабочий на это согласен. В результате часть предприятий, которые могли бы сохраниться, "оптимизировав расходы" за счет сокращения зарплаты или части персонала, также обанкротились.
Для поддержки экономики на период до 2010 года в ноябре 2008 года китайское правительство выделило 4 трлн. юаней (около 585 млрд. долл.), которые распределены между 10 программами. Антикризисные меры направлены на поддержку предприятий и повышение потребительского спроса внутри страны. Для этого необходимо повысить уровень жизни и платежеспособности населения и, конечно, решить проблему безработицы.
Решению этих задач поможет реализация инфраструктурных проектов в различных областях экономики. Антикризисная программа предусматривает строительство дорог, в том числе скоростной железной дороги Пекин-Шанхай, строительство двух газопроводов, а также аэропортов, сельской инфраструктуры, улучшение экологии, восстановление территорий, пострадавших от стихийных бедствий. Таким образом правительство надеется создать 9 млн. рабочих мест.
Для стимулирования внутреннего спроса приняты меры по развитию потребительского кредитования. Несмотря на то, что проценты по кредиту всегда были низкие, получить заём раньше было довольно сложно. Теперь же кредиты могут получить все, кто хоть как-то способен погасить их в дальнейшем. Кроме того, принят ряд мер для развития потребительского спроса среди бедных слоев населения. Например, в декабре бедные семьи в городах получили пособие в 100 долл., по 150 долл. досталось деревенским семьям, и по 180 долл. - родственникам пенсионеров, погибших при исполнении служебных обязанностей. Общая сумма такой целевой господдержки составила 9 млрд. юаней. В программе стимулирования спроса также значатся повышение закупочных цен на зерно, увеличение государственных ассигнований на приобретение техники, инвентаря, повышение пенсий, увеличение пособий работникам госпредприятий. С конца прошлого года началась программа распространения на селе бытовой техники. Например, если китаец решил приобрести компьютер или телевизор, то он обходится ему на 13% дешевле, чем раньше. Государство же компенсирует производителям эти 13%. В результате предпринятых мер в январе-феврале 2009 года потребительский спрос на внутреннем рынке страны увеличился на 15%.
Для поддержки предприятий предусмотрено предоставление налоговых льгот. Планируется провести налоговую реформу, чтобы уменьшить налоговый гнет на малый и средний бизнес в общей сложности примерно на 120 млрд. юаней (17,5 млрд. долл.). Помимо этого, с 1 января 2009 г. расширен список вариантов, с помощью которых предприятие может вернуть часть налоговых выплат. Это позволит бизнесу быстрее обновлять мощности, и будет стимулировать внутренний спрос на продукцию. Льготную ставку по НДС для малого бизнеса снизили с 4-6% (для прочих предприятий 17%) до 3%. Ассоциация малого и среднего бизнеса Китая создала инвестиционный фонд в 3 млрд. юаней (439,2 млн. долл.) для оказания помощи малым и средним предприятиям. Кроме того, она намерена выпустить облигации в поддержку малого и среднего бизнеса и создать банк с уставным капиталом 10 млрд. юаней для обслуживания таких предприятий. Размеры ссуд под низкие проценты составят от 5 тыс. до 10 тыс. юаней. Государственную поддержку получат в первую очередь наукоемкие производства, производства, которые позволяют экономить энергоресурсы, экологические производства и те, которые создают китайские бренды.
7. Подготовка к посткризисному рывку. При этом, как отмечает руководитель Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Александр Лукин, "Китай уже готовится к посткризисному развитию". Пекин пополняет стратегические запасы нефти и другого сырья, пользуясь низкими ценами, а также скупает акции транснациональных горнодобывающих компаний по всему миру. Недавно Китай подписал еще одно стратегическое соглашение: согласился выделить "Роснефти" и "Транснефти" кредит в 25 млрд. долл. в счет будущих поставок нефти, гарантировав поставки 300 миллионов тонн нефти в течение 20 лет и обеспечив строительство ветки Восточно-Сибирского трубопровода, ведущей в Китай.
"Очень активно Китай работает в Африке и Латинской Америке. В январе 2009 года одна из крупнейших компаний мира «Rio Tinto» и металлургический гигант «Chinalco» объявили, что КНР выкупит у «Rio Tinto» конвертируемые облигации на сумму в 7,2 млрд. долл., а также доли в проектах по добыче меди, железной руды и алюминия на общую сумму в 12,3 млрд. долларов. Кроме того, китайцы вкладывают деньги в покупку земли за рубежом", - отмечает доктор политических наук Константин Сыроежкин.
Китайский производитель дизелей «Weipei Power» всего за 4 млн. долл. приобрел оборудование, технологии и бренд французской фирмы «Moteurs Baudouin». По слухам, одна из автомобильных компаний Китая готова приступить к приобретению фирмы «Volvo». В прошлом году Китай инвестировал 52,1 млрд. долл. за рубежом, а за первые два месяца 2009 года - 16,3 млрд. долл.
Китайские банки поглотили ряд своих иностранных конкурентов и увеличили присутствие на мировых финансовых рынках. Как предсказывает «Deutsche Bank», к 2018 году Китай наряду с США и ЕС станет финансовой сверхдержавой. Под его контролем будут 13% мирового рынка облигаций, 40% фондовых рынков и 18% всей мировой банковской системы.
В отличие от России, антикризисная программа в Китае начала действовать тут же после ее принятия. "В ноябре банки КНР сообща выдали кредитов на 476 млрд. юаней (70 млрд. долл.), в декабре - на 772 млрд юаней, в январе объем выданных кредитов составил 1,67 трлн. юаней (250 млрд. долл.). С учетом средств, выделенных из центрального бюджета, общий объем кредитования в 2008 году составил 4,9 трлн. юаней, превысив почти на 25% ранее запланированные 4 трлн.", - отмечает Константин Сыроежкин.
В Китае подчеркивают, что кризис не помешает, а, наоборот, ускорит реформирование его экономической системы. Так, страна уже осуществила "переходную реформу налогов на добавленную стоимость, реформирование системы цен на нефтепродукты и системы налогов и денежных сборов, скоро начнется реформа фармацевтики и здравоохранения, а также реформа системы социального страхования", - отмечает заместитель председателя Экономической комиссии ВК НПКСК, экономист Ли Инин.
На недавней сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) - высшего законодательного органа Китая - было сделано утверждение о том, что кризис в стране преодолен. Темпы роста ВВП, по мнению китайского экономиста Ли Инина, в этом году предположительно составят 8% и более. Согласно опросу общественного мнения, проведенному в январе-феврале 2009 года Китайским центром изучения рыночной конъюнктуры (China Market Research Group) среди нескольких сотен китайцев в 10 городах Поднебесной, 60% респондентов сохраняют оптимизм и планируют в 2009 году потратить больше денег, чем в прошлом году. Почти 80% участников опроса уверены в том, что антикризисные меры правительства позволят оздоровить экономику страны в течение ближайших трех лет.
Написать комментарий