В Москве прошла научная конференция, посвященная религиозному направлению внутри мусульман-шиитов - исмаилитам-низаритам (почитают Имама Низара). В ней принял участие духовный лидер афганских исмаилитов Саид Мансур Надери. Мы сидели рядом, слушали выступающих. В перерывах обсуждали историю и сегодняшний день Афганистана. Афганские исмаилиты населяют северо-восточную провинцию Баглан, долину Каян и прилегающие районы. Изначально корневая система этого религиозного направления сложилась на Ближнем Востоке и в Иране в VIII–IX вв. Оно берет начало от доминирующих и сейчас шиитов-имамитов или двунадесятников. Последние, например, составляют подавляющее большинство мусульман в Иране.
Численность всех афганских шиитов не превышает 5 млн человек, большинство из которых составляют потомки «заблудших воинов Чингис-хана». Он, как известно, рвался в сторону Индии, но попутные сражения и болезни изрядно истощили его армию. Многие его воины вынуждены были осесть в центральном Афганистане. Речь идет о хазарейцах, среди которых есть и последователи Имама Низара. В настоящее время в Афганистане проживает около 2 миллионов исмаилитов, всего в мире их количество составляет 25 миллионов человек. Как подчеркивает Саид Мансур Надери, исмаилиты-афганцы всегда гордились своей глобальной духовной миссией, мотивирующей их защищать и продвигать интересы своей общины в Афганистане.
Каковы главные отличия исмаилитов от шиитов-имамитов? Последние верят в 12 непогрешимых Имамов, у исмаилитов же 50 Имамов, последний из которых Рахим аль-Хусейни Ага Хан V восшел на трон имамата в феврале этого года. Главный же канон исмаилизма таков: Имам - живой, непогрешимый и божественно назначенный потомок Али и Фатимы, обладающий знанием и правом истолковывать Коран в зависимости от складывающихся обстоятельств. Исмаилиты верят в два уровня просветвленного знания: «захир» - внешний, буквальный смысл Корана, «батин» - внутренний смысл, доступный через наставничество вечно присутствующего в мире Имама.
В свою очередь Имам назначает своих представителей в разных странах. Так, Саид Надер-шах Каяни, отец Саида Мансура Надери, получил этот почетный титул после публичного одобрения со стороны 49-го всемирного Имама исмаилитов Карима аль-Хусейни Ага Хана IV.
Это стало логичным и ожидаемым решением для династии Саидов Надери - лидеров Каяна, которые, согласно их родословной, происходят от переселенцев-исмаилитов, прибывших в Афганистан в XVI веке
в период Сефевидского государства, включавшего в себя территории современных Ирана, Пакистана, Афганистана, Азербайджана и Таджикистана. Саид Надер-шах Каяни много сделал для того, чтобы исмаилиты в Афганистане сохранили свою идентичность и развивалась. В 1967 г. он даже пригласил короля Захир-шаха посетить свое родовое поселение в Каяне, где навстречу королю Афганистана вышли тысячи исмаилитов местной общины.
Однако после этого произошли неожиданные события. Служба безопасности афганского короля арестовала Саида Мансура Надери. Два года он провел в тюрьме по обвинению в сепаратисткой деятельности. Приговор строился на сфабрикованных свидетельствах о том, что Саид Мансур Надери во время учебы в кабульском университете якобы призывал к свержению центральной власти.
Конечно, студент-исмаилит был настроен критически по отношению к королю, но этим отличалось тогда большинство местных студентов-шестидесятников, мечтавших о реформах в политической сфере. Причем среди них были как сторонники демонтажа монархии и перехода к демократическим выборам, так и те, кто ратовал за исламизацию Афганистана.
Молодой Саид Мансур Надери искал пути для того, чтобы изменить судьбу исмаилитов к лучшему, но часто формулировал свою позицию в категорической форме: власть есть, но она должна повернуться лицом ко всем национальным меньшинствам и поднимать уровень их благосостояния. Государственные чиновники понимали, что имеют дело с наследником действующего исмаилитского лидера, и хотели любыми способами умерить его пыл. В 1971 г. умер Саид Надер-шах Каяни.
Его место занял сын. Тем временем Афганистан неизбежно приближался к турбулентным переменам в своей истории. Вряд ли тогда Саид Мансур Надери ожидал, что все ближайшие десятилетия ему придется посвятить себя защите и спасению его исмаилитской паствы.
В 1973 году в Афганистане произошел государственный переворот, в результате которого король Захир-шах был свергнут. Власть захватил его двоюродный брат Мухаммад Дауд, провозгласивший себя президентом республики. Его поддержали левые силы, ориентировавшиеся на СССР. Однако спустя пять лет в 1978 г. они убили президента Мухаммад Дауда и членов его семьи, проложив путь к власти Народно-демократической партии Афганистана (НДПА). В это время Саид Мансур Надери вместе с тремя братьями уже два года сидел в тюрьме. Обвинение вновь было стандартным: антигосударственная деятельность с элементами сепаратизма.
Новая прокоммунистическая власть объявила амнистию для большинства категорий заключенных, но Саид Мансур Надери и его братья остались за решеткой. Тогда в НДПА доминировали пуштунские националисты, которые старались держать в узде национальные меньшинства. Только после прихода к власти Бабрака Кармаля исмаилитский лидер вышел на свободу и вернулся в долину Каян. Гражданская война в Афганистане набирала силу, советский воинский контингент все больше втягивался в нее. Было очевидно, что исмаилитам угрожает смертельная опасность. Ведь долина Каян - это стратегический район, через который проходит трасса, связывающая центральные и северные районы Афганистана.
Моджахеды намеревались использовать Каян как плацдарм против правительственных и советских войск, что означало бы превращение долины в поле боя. В сжатые сроки Саид Мансур Надери аккумулировал финансовые ресурсы и создал 12-тысячную дивизию, призванную остановить моджахедов и тем самым вывести регион из растущей эскалации насилия. Подобную тактику выбрали и племена белуджей в провинции Гильменд. Но это уже окраина Афганистана, а долина Каян - самый центр страны, где концентрация оппозиционных сил была особенно высока. Исмаилиты в разное время противостояли здесь вооруженным формированиям Гульбеддина Хекматьяра и Ахмад Шаха Масуда.
Ставка на силу в военное лихолетье помогла исмаилитам и после вывода из Афганистана советских войск в 1989 г. Накануне командование военной базы в уезде Килагай провинции Баглан передало исмаилитам около 150 единиц военной техники, боеприпасы и медикаменты. При этом дивизия во главе с генералом Саидом Джафаром Надери, сыном исмаилитского лидера, обеспечила необходимую охрану и безопасность выходящим советским подразделениям при передвижении вплоть до приграничного Хайратона.
То, что происходило потом, тоже свидетельствует о заслугах сильной дивизии. Она закрыла собой Каян от междоусобных вооруженных столкновений между моджахедами, которые повсюду выясняли отношения между собой.
Нестабильностью в стране воспользовалось движение «Талибан», захватившее власть в Кабуле в 1996 г. Бывший президент Афганистана Мухаммад Наджибулла был убит. Через два года Саид Мансур Надери вынужденно покинул Афганистан. Он вернулся после того, как в 2001 г. талибы потерпели поражение под натиском Северного оппозиционного альянса. В соотвествии с принятой в 2004 г. Конституцией, Афганистан стал «Исламской Республикой» с президентской системой, гарантирующей права женщин и свободу СМИ. В этот период, благодаря поддержке международного сообщества, ВВП страны рос в среднем на 9% ежегодно.
Саид Мансур Надери ворвался в политическую жизнь страны, поставив перед собой судьбоносную цель - создать оптимальные социально-экономические условия для развития всех малочисленных этносов страны. Он основал «Партию национального единства Афганистана», культурно-просветительское общество имени исмаилитского религиозного мыслителя и суфия Хакима Насера Хосрова Балхи. В 2005 г. лидер исмаилитов был избран в парламент страны. Его сын Садат Мансур Надери также сыграл заметную роль в политике. В 2015-2018 гг. он занимал пост министра городского развития, а с 2020 г. - должность министра по восстановлению мира, принимая непосредственное участие в переговорах с талибами в Дохе.
После повторного прихода талибов к власти в 2021 г. Саид Мансур Надери вновь покинул страну, так как не было создано инклюзивное правительство, защищающее в полной мере интересы шиитского меньшинства. В настоящее время Саид Мансур Надери прилагает максимум усилий для консолидации зарубежных диаспор афганских исмаилитов. Так, по его инициативе, был открыт культурный центр в Канаде. Он постоянно проводит форумы с участием исмаилитов-афганцев в других странах, например, в Узбекистане и Таджикистане. На них всегда во главе угла стоят темы, связанные с оказанием моральной и материальной помощи братьям и сестрам внутри Афганистана.
Саид Мансур Надери часто бывает в России, симпатии к которой он испытывает всю свою жизнь. Его имя в России - не пустой звук, особенно для тех, кто был в Афганистане во время гражданской войны. В декабре 1979 г. при выполнении посадочного маневра в 60 км от Кабула потерпел катастрофу самолет “Ил-76” с экипажем, десантниками и военной техникой на борту. Он врезался в одну из заснеженных вершин, а обломки упали на дно глубокого ущелья. Только в 2005 г. удалось установить точное место трагедии. Эта сделала прибывшая в Афганистан группа ветеранов-десантников. Высоко в горах ее окружили вооруженные люди, встревоженные появлением иностранцев. Но их лица сразу просветлели, когда руководитель группы показал им визитку Саида Мансура Надери, с которым встретился несколько дней назад в Кабуле.Это были исмаилиты.
Судьба распорядилась так, что долгие годы исмаилитский лидер был вынужден защищать свою паству от внешних угроз. Не счесть ситуаций, когда смерть ходила рядом. Но после этих тяжелейших испытаний Саид Мансур Надери по-прежнему исповедует миротворческие идеи. В разговорах со мной он не раз говорил: только диалог, равноправие и межнациональный консенсус способны обеспечить стабильность в Афганистане. Этим идеям посвятил себя не только политик, но и поэт 89-летний Саид Мансур Надери. Уже издано несколько книг, но творчество пассионарного духовного лидера афганских исмаилитов продолжается. Его любимый стихотворный образ и вдохновляющий жизненный ориентир - неприступная гора Пили, защищающая подступы к долине Каян.
Простор твоих равнин полон тайн и загадок,
Твоя земля подобна амбре, твои камни кажутся мне жемчугом.
О, вся ты - отражение нездешнего света.
Пусть до скончания лет, пока существуют время и земля,
Не коснется тебя никакая другая беда, кроме поцелуев росы.
Написать комментарий