22 ИЮЛ, 13:59 МСК
USD (ЦБ)    88.0206
EUR (ЦБ)    96.0371


Рост и мотивация себя и сотрудников компании на основе психоанализа спектакля «Лондон» в Театр.doc

18 Марта 2023 28254 1 Бизнес и психология
Рост и мотивация себя и сотрудников компании на основе психоанализа спектакля «Лондон» в Театр.doc

На днях мы снова ходили в Театр.doc - в этот раз на спектакль London. После спектакля мне захотелось разобрать его с психоаналитической точки зрения - как я его поняла, и поделиться своими важными вопросами, которые у меня резонируют в ответ на спектакль, а также на этом примере исследовать тему роста и мотивации сотрудников с точки зрения бизнеса.

На что сразу обращаешь внимание - в спектакле есть две страны и две столицы - Англия и Беларусь, Лондон и Минск, как если бы это было два женских образа: реальная мать и внутрипсихической образ матери, отражение матери в психике. Англия и Лондон кажутся очень отдаленными и вообще никак не относящимися к главному герою, герой как будто в конфронтации с ними: они регулярно упоминаются, но упоминаются в противопоставлении с главным героем. В противопоставлении с главным героем упоминается и его бывшая жена, с которой он развелся. Главный герой съездил в Лондон, где неожиданно для себя выиграл в номинации и получил гран-при за свои занятия соломоплетением. В Лондоне ему все время хотелось домой и на сцене при вручении приза ему хотелось побыстрее с этой сцены уйти.

У Дональда Винникотта есть понятие мать-среда и мать-объект: когда мама находится все время рядом с ребенком, она для него является средой - он не может отделить себя от нее, он не знает, как по-другому, он не мыслит себя без нее. И только тогда, когда мама уходит на какое-то время, ребенок видит, что что-то изменилось - мамы больше нет рядом, и в её отсутствие он начинает фантазировать о ней и вспоминать про нее - и тогда в его психике постепенно формируется образ матери, на который он будет опираться и будет способен постепенно отделиться от матери и функционировать отдельно от нее: у него в психике есть образ матери, на который он может опираться и который всегда рядом с ним, и который является его опорой в контакте с реальностью и в решении новых задач и вызовов, которые подбрасывает ему жизнь.

Если вспоминать про героя спектакля Гену в этом контексте, то как если бы это был образ матери в его внутрипсихическом, который стремится к более детальному оформлению и к большей представленности в его психике, но главный герой все время как будто бежит от этого формирования внутреннего объекта, предпочитая образ матери как среды, когда он остаётся в своей стране и в своей привычной сфере, в которой он работает - в ЖКХ. Поездка в Лондон вызывает у него отторжение и острое желание убежать, вернуться к знакомому, что совершенно естественно. Возможно, это настолько тяжело выдерживать, так как нет до конца сформированного внутреннего объекта, на который можно опираться и дальше жить и взаимодействовать с реальностью в новых условиях - в новом стране и в новом городе, получая на сцене гран-при.

Но сама поездка в другой город и другую страну, это событие в реальном мире героя, как будто запускает этот процесс формирования внутреннего объекта в его внутрипсихическом, и вот уже то, что существовало только в реальном мире и не было представлено в психике, начинает символизироваться и обретать психический образ. Это четко можно увидеть во внутрипсихической жизни героя: герой работает сантехником в сфере ЖКХ и часто имеет дело с потоками воды, которые бьют вверх и в сторону, когда прорывает краны и трубы - это то, что он регулярно видит в реальной жизни, то, что является его «средой». И в Лондоне во время разлуки ему снится сон, продукт внутрипсихической деятельности, что из земли бьет высокий и мощный поток канализационной воды и отходов жизнедеятельности, заставляя землю чуть ли не разрываться и исходить трещинами.

Что это, как не символизация того, что герой регулярно видит в реальной жизни во время своей работы и с чем физически имеет дело? Что это, как не рождение объекта во внутрипсихическом субъекта в отсутствие этого самого объекта? Как если бы у героя образ матери был тесно сплетен с образом страны и с образом профессии - отдаляясь от страны и профессии, он тем самым отдаляется от внутреннего образа матери и становится более независимым, укрепляя материнский образ во внутрипсихическом. Особенно если мы вспомним расхожее выражение «профессия кормит» - точно так же, как и кормит мать.

Какими могли быть альтернативные варианты развития событий? Не стремительное бегство от проявления своего таланта в другом городе и стремительное сбегание со сцены, а, например, чуть подольше остаться на сцене, чуть подольше остаться в городе. Впустить чуть больше соломоплетения в свою жизнь. Завязать чуть больше контактов и укрепиться в этой сфере. Но это мой субъективный взгляд со стороны, это то, о чем думаю я - об истинных желаниях героя я не знаю и могу только догадываться.

Герой выбрал свой путь - вернуться домой и продолжать жить так, как жил раньше, и решать это только ему - в его жизни так, и это ни хорошо, и не плохо, это просто так, своего рода психический феномен.

Кто знает, возможно, его желание было бы совсем другим, если бы он мог чувствовать себя более спокойно, находясь отдельно и выдерживать это отделение, эту фрустрацию, которая на данном этапе кажется такой невыносимой? Может быть, тогда бы у него было открыто больше горизонтов для принятия решений, так как он мог бы видеть больше вариантов развития событий? Вопрос открытый.

Что определяет наш выбор? Что влияет на него? Является ли наше желание истинным и «на всю жизнь» или же, после изменения кирпичиков, внезапно появляется другое желание и старое желание уже не может быть прежним? А какому желанию тогда верить? Какой я? Можно ли вернуться к старому, где так спокойно?

Но, когда возвращаешься, старое как будто уже совсем не то, и ты там … уже чужой. А новое где? А какое новое? А как правильно? А так точно правильно? Очень хочется, чтобы была определенность, но её нет. И это похоже на точку, где решать начинает не внешнее, а внутреннее желание - прорывающееся, страстное, кем-то отвергаемое, но все равно пробивающее себе дорогу. Со скрежетом, лязгом и стремлением вернуться назад, которое уже не может быть реализовано - впереди путь, полный неизвестности.

Какой из этого вывод? Реальные события в реальной жизни в детстве и даже во взрослой жизни оставляют свой след во внутрипсихическом, запуская старые и хорошо забытые старые, а, может быть, где-то и новые процессы. Сегодня у коллеги прочитала пост после лекции Антонино Ферро - мне оттуда очень понравилась фраза «непрерывная трансформация бета элементов в альфа»: мне кажется, это очень точно описывает жизненный процесс и то, что с человеком происходит.

Если смотреть на это с точки зрения бизнеса, развития и мотивации себя и сотрудников, то, получается, что видение ситуации, своего пути развития и «наполнение» своего желания может быть связано с тем, что находится у нас во внутрипсихическом и внешние горизонты во многом определяются и местами ограничиваются горизонтами внутренними. И тогда возникает вопрос, а как развить этот внутренний горизонт? Как увидеть больше и дальше? Могу ли я захотеть чего-то другого?

На мой взгляд, есть два пути: первый путь - это продолжать делать то, что делаешь во внешней реальности, и при этом брать на себя новые задачи и вызовы, то, что неизвестно, то, что вызывает разную степень тревоги и страха. Это могут быть большие рывки с откатами назад разной степени и потом снова движением вперед, или более маленькие, короткие шаги со своими откатами назад и последующим движением вперед.

Это нелинейный процесс и он у каждого разный, у каждого свой - в какой-то степени его можно сравнить с детскими кризисами, когда в какой-то момент все ломается, ничего не работает, есть большие шатания и откаты назад, а потом спустя какое-то время все стабилизируется и ребенок уже активно и легко пользуется новым навыком, у него расширяется пространство для исследования и появляются новые желания и новый взгляд.

И второй путь, который во многом может выступать поддержкой первому - это исследование себя и своих мотивов, своих смыслов и того, что наполняет меня и мои желания и почему. Почему не получается сделать то, что я хочу, хотя очень хочется. Или почему вообще ничего не хочется. Для исследования своих личных мотивов может быть хорошим вариантом психоанализ или же психоаналитический коучинг для точечного исследования и поиска вариантов решения своей конкретной личной задачи или рабочей задачи. В дополнение к исследованию себя, это пространство как раз может быть поддержкой и контейнером, чтобы не убегать от своих чувств в сложной ситуации и делать через силу, превозмогая себя, а, наоборот, увидеть свои чувства по поводу этой ситуации и принять их. Именно это и дает силы двигаться дальше.

Автор: Елена Матвеева. Психолог, психоаналитический коуч и бизнес-консультант. Автор статей по психологии и бизнес-коучингу. Магистрант программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» НИУ-ВШЭ. Член Ассоциации психоаналитического коучинга и бизнес-консультирования (АПКБК).

Михаил Стависский <span class=fnormal>(автор проекта «Бизнес-коучинг»)</span>

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
Я
19.03.2023 1 0
Я:

Что за хрень я только что почитал



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more