20 АПР, 11:49 МСК
USD (ЦБ)    94.3242
EUR (ЦБ)    100.2787


Россия – имиджевая пустыня

5 Сентября 2011 9630 0 Новые возможности
Россия – имиджевая пустыня

С внедрением маркетинга в России встал вопрос, каким образом с точки зрения туризма, бизнеса и миграции в стране представлены регионы. Совершенно по-российски стремление к высоким целям стало освоением госбюджета. Что предлагают регионам идеологи брендинга? И способен ли бренд улучшить жизнь людей?

Что мы брендируем?

Бренд региона, говорит бизнес-консультант Максим Муссель, это совокупность смыслов и образов из культурного и социального пространства. То, с чем ассоциируется та или иная территория и что можно определить как идентичность, реализующуюся как внутри страны, так и снаружи - за ее пределами. Поэтому в брендировании необходимо подчеркивать основные направления деятельности региона. Созидать его образ, построенный на преимуществах - туристическом потенциале, инвестиционной привлекательности, центре миграции и так далее. Очевидно, что у одной и той же территории может быть один или два бренда, но они должны быть разведены и подаваться порознь, чтобы не рассеивать внимание целевой аудитории в отношении каждого бренда в отдельности. Потому что целевая аудитория, в конечном счете, и есть потребители.
_788 _804 _772_01 
Не менее важно наличие у бренда такого качества, которое делает его смысловое содержание универсальным и доступным для носителей других культур. Олег Манжа, генеральный директор агентства спортивного маркетинга Sportima, говорит, что иностранцы зачастую видят и подмечают совершенно другое, нежели жители какой-то определенной территории. В общем-то, мысль банальная и саморазумеющаяся в силу разности культурных кодов и социальных реалий. Поэтому Манжа призывает коммуницировать с вероятными туристами, инвесторами и мигрантами с общечеловеческих позиций. Большое количество предстоящих мировых спортивных мероприятий он связывает с оказываемым доверием другими странами России и считает, что любой бренд, прежде всего, должен вызывать доверие у аудитории.

Брендинг: вероятность коррупции

Зачастую бренды появляются в результате эволюционных процессов, но на проектном уровне передовые страны занимаются брендингом вот уже 20 лет, в России же всего последние 5 лет. Генеральный директор Международного пресс-клуба Александр Чумиков расширяет понятие имиджевой пустыни, которое было дано России в связи с тем, что ее неофициальная символика не была занесена на мировую бизнес-карту. Он говорит о том, что даже для 92 процентов россиян Сибирь представляется такой имиджевой пустыней, потому что они никогда не были в Новосибирске. Надо отметить, довольно натянутая аргументация, но маркетолагам виднее.
_766 _780 _768
Недавно профильное агентство Чумикова за 10 млн разработали бренд Омской области. При этом он сам заявляет, что никакое агентство своими силами продвижение территории не осилит. В итоге омичи получили оранжевую букву "о" - дырку от бублика. Чумиков заметил, что у нас подвергается обструкции любой знак и что всем приходится работать в условиях Федерального закона о госзакупка - 94-ФЗ. То есть умелый создатель брендов не обошел негативной ассоциации 94 закона с коррупцией и отсюда перекидывания коррупционных схем и на новомодный брендинг. Он же предложил сделать бренд-атлас страны. Другими словами, попытаться у 83 субъектов федерации выбить как минимум по 10 млн рублей на пустой звук и на придумывание той истории, кроме которой никакой уже и не будет. Андрей Лапшов, президент IABC/Russia, пошутил: "забрендировать всю Россию - получится алфавит".

Брендинг: вероятность профанации

Отказ от истории во имя неких сиюминутных благ тоже показателен. Эксперт Павел Родькин называет визуальный брендинг, то есть символику, одним из важнейших компонентов продвижения регионов и считает его целой визуальной и коммуникативной культурой. Правда, Родькин упускает в своих рассуждениях ключевой момент - культура это память. В своей  концепции брендинга он  восстает против старого геральдического подхода, который, по сугубо его мнению, так как никаких доказательств он не привел, перестает работать. На смену приходит некая айдентика, по-русски говоря, символика, и исполняет роль языка международной коммуникации. Родькин, глухой к обаянию старины, аутентичности (тоже умное слово, которое, наверное, не из его словаря) утверждает, что гербы непонятны современному человеку. Поэтому будем не человека менять, а менять гербы на ничего не означающие дырки от бубликов. Пока эксперты говорят, что в России процесс маркетинговой переоценки в зачаточном состоянии, можно надеяться - не все потеряно и эдипальная проблематика личностей революционеров-реформаторов не позволит совершить в России маркетинговую революцию с молчаливого согласия общества.
_785 _758 _769
Но возможно, к брендингу территорий нужно относиться не более чем как к инструменту бизнеса и ни в коем случае не самоцели. Брендинг только тогда продуктивен, когда он улучшает образ жизни людей, увеличивая ВВП и экспортный потенциал бизнеса. Поэтому нужно проводить анализ отраслей и искать к ним подход для дальнейшего переосмысления в бренде. Со-основатель и генеральный директор агентства брендинговой компании ArtGraphics.ru Андрей Пуртов говорит, что компании, занимающиеся брендингом, подчас советуют то, что релевантно их бизнесу. Так в Твери тендер на брендинг города выиграла английская компания, занимающаяся недвижимостью. Подменяя следствием причину, глава компании сказал, что необходимо улучшить экономическое положение города и создать его образ построив дорогой и престижный брендовый отель. "Нужно не с брендинга начинать, до него надо дорасти", - подытожил Пуртов.

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more