Россия и Белоруссия повышают ставки. Зачем Москва проводит границу с «братской» страной
Россия и Белоруссия стояли на пороге оформления пограничной зоны еще в сентябре 2014 года – тогда соответствующий указ издал президент Александр Лукашенко, сильно обеспокоенный событиями на Украине. Однако погранзону в одностороннем порядке с 7 февраля установит Россия: формально – в ответ на решение Лукашенко о безвизовом режиме для 80 государств, но на деле распоряжение директора ФСБ Александра Бортникова было подписано 29 декабря 2016 года, почти за две недели до оглашения инициативы белорусского президента. Что происходит в отношениях двух стран и к чему они идут?
Тест на единство
После 2014 года прежним уже ничего быть не могло, и Союзное государство России и Белоруссии тоже. Революция на Украине, потеря Киевом Крыма, война в Донбассе – ближайшие союзники Москвы, Минск и Астана, делали далеко идущие выводы. И процесс продолжается до сих пор: президент Белоруссии Александр Лукашенко больше не считает себя «последним диктатором» Европы, успешно выводит своих чиновников из-под европейских санкций и отказывает России в размещении военной авиабазы. Казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев организовывает переселение казахов с юга на север за государственный счет и предлагает внести в конституцию уточнение об унитарном характере государства, целостности и неделимости его территории.
Москва, в свою очередь, так и не научилась скрывать недовольства «многовекторной» политикой ближайших соседей и, где это представляется возможным, дает болезненный ответ. К осени 2014 года, когда Россия уже несколько месяцев привыкала жить в условиях контрсанкций и пропагандировала отечественную замену импорту, Белоруссия активно зарабатывала на статусе транзитной страны между Европой и Россией. Не имея выхода к морю, белорусские партнеры поставляли на российский рынок существенные объемы креветок и лосося; не будучи тропической страной, – фрукты, растущие исключительно в зное; не располагая обширными плантациями и садами, – польские яблоки и испанские персики. В Кремле, закрыв глаза, позволяли Минску пользоваться положением и пополнять бюджет за счет российских ограничений. Поощрялось и неформальное участие белорусской мясомолочной продукции в программе импортозамещения – на прилавках ее ассортимент резко вырос.
Кремль давал четко понять, что за беспрекословную лояльность готов простить многое и не прикрывать «лавочку» там, где она находится незаконно. Внутриполитический принцип, применяемый к элитам, по сути, переносился на внешнюю политику, и Лукашенко виделся как наместник, пусть и сварливый. Однако Москва никогда не обладала полным контролем над ситуацией, и российские лоббисты руками различных ведомств неоднократно третировали белорусских производителей, под различными предлогами ограничивая поставки их товаров. Противоречия копились и в энергетическом сотрудничестве, пожалуй, ключевом для обеих стран. Российское правительство отказалось предоставлять скидку и прощать Минску долг 550 млн долларов за поставки газа, и с августа 2016-го сократило подачу нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы на 20,7% в годовом выражении. Сильный удар по бюджетным доходам Белоруссия попыталась компенсировать увеличением на 7,7% тарифа на транзит российской нефти.
Не в силах разрешить проблемные вопросы (не помог даже разговор с Владимиром Путиным в июне 2016-го), Лукашенко открыто раскритиковал Евразийский экономический союз и ОДКБ перед саммитом в Санкт-Петербурге и многозначительно проигнорировал его. Вместо укрепления связей в рамках интеграционного объединения со странами СНГ он начал символически разворачиваться на 180 градусов – лицом к Евросоюзу, спиной к Кремлю. В частности, он договорился за счет европейского финансирования построить на территории страны центр содержания мигрантов и в одностороннем порядке объявил безвизовый режим для 80 государств Европы и Америки, который позволит их гражданам находиться в Белоруссии пять дней без регистрации.
Границы дозволенного
Россия отреагировала на маневры Лукашенко куда более предсказуемо, чем Евросоюз: Федеральная служба безопасности России объявила о возвращении пограничного контроля на российско-белорусской границе. Проверку документов на ней отменили в 1995 году, что по сей день считается едва ли не наибольшим достижением Союзного государства, а в 2011-м Россия, Белоруссия и Казахстан сформировали единое таможенное пространство. Так что и проверка грузов происходит на внешних границах объединения. Поскольку Москва намерена проверять передвижение людей и транспорта на границе в Псковской, Смоленской и Брянской области, фактически для Белоруссии перекрывается канал серых поставок в Россию санкционных продуктов. На дипломатическом уровне Минск выразил недовольство и выглядел растеряно.
В прокремлевской прессе, в частности на ресурсе, близком к помощнику президента Вячеславу Суркову, и вовсе появилась новость со ссылкой на источники в Москве о том, что Лукашенко готовится выйти из ЕАЭС и ОДКБ. В заметке, написанной в духе декларации внешнеполитического ведомства о возможных последствиях, проводятся параллели с «братской Украиной», звучат едкие размышления о независимости, которая должна быть, в том числе финансовой и экономической. При этом текст содержит заверения, что Москва не возражает против решения Минска выйти на тропу «экономической войны», но призывает присмотреться к опыту Украины. В конце неназванный источник высокопарно обещает: «белорусский народ всегда будет считаться братским». По-видимому, как и украинский.
Вполне возможно, что комментарий загадочного лица не согласован с Кремлем и на поверку окажется самодеятельностью в погоне за аппаратными очками. Но даже если за словами анонима скрывается сам «серый кардинал» Сурков, он повторяет излюбленный тезис российского президента: «Кто девушку поит, тот ее и танцует». Однако притязания Лукашенко на большую независимость абсолютно справедливы и необходимы ему в психологическом плане, поскольку Путин вошел в образ «собирателя земель», а его рассуждения о русских и украинцах как одном народе легко представить тем же заявлением о русских и белорусах. Под лозунгом «один народ – одна страна» или расширение интеграционного проекта можно и государственность потерять. Поэтому политика России с 2014 года часто воспринимается Минском как угроза национальному суверенитету и независимости.
Тем не менее история с пограничным контролем показывает, что стороны все еще настроены на повышение ставок в ожидании большого торга. Минск хотел бы вернуться к прежнему положению с льготами на поставки энергоресурсов и возможностью зарабатывать на транзите продуктов, Москва – к успешному развитию интеграционного проекта и сохранению Белоруссии в сфере своих интересов. Для этого, очевидно, Лукашенко нужно отказаться от попыток усидеть на двух стульях. Готов ли он это сделать, станет понятно, когда он сядет на один из них – напротив Путина в Кремле и выслушает его предложение. Встреча двух лидеров должна состояться в первой половине февраля и от ее итога будет зависеть, потеряет ли Россия Белоруссию или ей удастся сохранить «упрямую сестру».
Написать комментарий
Чёт из всего вышесказанного, я вижу только, что границу ставят под замок в связи с тем, что Белоруссия делает из своей - решето. "Такой хоккей нам не нужен" - пусть с мигрантами играются в "европу", а нам достаточно хлопот, чтобы ещё разбираться с непрошенным потоком террористов, прямиком, безвизово проходящим через Белоруссию в Россию.
Может для того, что бы Белоруссия не металась в разные стороны, необходимо найти достойных дипломатов, которые в свою очередь найдут точки соприкосновения и на более выгодных условиях, русская база будет на территории Белоруссии. Куда дешевле, чем спонсировать лнр и дни))))