Российское население и наноиндустрия: вера против логики
Опросы показывают совершенно разную реакцию населения России и США на перспективы наноиндустрии. Для россиян характерны представления, базирующиеся не столько на логике и понимании реального процесса производства, сколько на вере и надежде на лучшее будущее. Имеющиеся оценки показывают, что уровень мифологизации и зомбированности российского населения в отношении наноиндустрии гораздо выше, чем американского.
В последние годы тема «нанотехнологий» стала одной из наиболее модных и актуальных. Впервые основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики в области развития нанотехнологий были определены в «Концепции развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий на период до 2010 года», одобренной Правительством РФ в ноябре 2004 года. С тех пор государство проводит активную политику в вопросах нормативно-правового, организационного, финансового и кадрового обеспечения развития отечественной наноиндустрии. В этой связи возникает вопрос: «Как к такой политике государства относится население?». Получить на него ответ позволяют проводимые социологами опросы общественного мнения.
В апреле 2008 года Всероссийский Центр Исследования Общественного Мнения (ВЦИОМ) по заказу государственной корпорации (ГК) «Российская корпорация нанотехнологий» провел опрос общественного мнения, целью которого являлось определение уровня осведомленности россиян о нанотехнологиях и о создании ГК «Роснанотех». Данное событие было широко освещено в средствах массовой информации, особенно в Интернете. Аналогичный опрос был проведен социологами Фонда «Общественное мнение» весной 2007 года. Оценим, какие изменения в общественном сознании произошли за указанный период.
Прежде всего, отметим тот факт, что доля населения, слышавших о понятии «нанотехнологии», выросла с 33% до 43%. При этом если в 2007 году более или менее точно дать его определение смогли только 9% участников опроса, то в 2008 году уровень осведомленности о смысловом значении слова значительно возрос. Около 30% всех опрошенных смогли выбрать правильный вариант ответа на вопрос: «Как Вы считаете, что такое нанотехнологии?».
Казалось бы прогресс на лицо. Тем более, что согласно данным, приводимым в информационных источниках, большая часть опрошенных (74%) считают, что нанотехнологии в России так или иначе развиваются, а более трети (41%) интересуются их развитием. Но так ли хорошо все обстоит на самом деле?
Во-первых, не стоит забывать, что приведенные доли указываются от той части опрошенных, которые слышали о нанотехнологиях. А в общем числе респондентов эти цифры будут не так внушительны – 31% и 18% соответственно.
Во-вторых, вызывает скептицизм тот факт, что только 24% из обнаруживших знакомство с термином «нанотехнологии» осведомлены о создании ГК «Роснанотех». Из них положительно относятся к решению Правительства о создании данной корпорации 85% опрошенных, что составляет всего лишь 9% от общего числа респондентов. Данное значение уже не выглядит столь внушительно. Справедливости ради отметим, что по сравнению с прошлым годом этот показатель увеличился на 2 пункта.
В-третьих, следует отметить, что проводимые опросы могли позволить оценить только общий уровень осведомленности населения о нанотехнологиях, но никак ни глубину понимания данного вопроса и уж тем более ни социальные ожидания населения в отношении будущего России на мировом рынке нанотехнологий.
В этой связи представляет интерес опрос, проведенный автором в студенческих группах одного из столичных вузов Москвы. В выборке участвовало 63 человека с разных курсов Государственного университета управления. Хотя данная выборка ни в коей мере не является репрезентативной, она дает ценную информацию, т.к. учитывает мнение одной из наиболее осведомленной части населения страны (согласно проведенным опросам таковыми являются люди с высшим и незаконченным высшим образованием), а также наиболее передовой ее части, которая, собственно говоря, и должна в дальнейшем развивать отрасль нанотехнологий. Результаты опроса обобщены в следующей таблице.
Таблица 1. Представления российского населения о рынке нанотехнологий
Вопрос |
Вариант ответа, % |
||
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
|
1. Знаете ли Вы что такое нанотехнологии? |
85,7 |
4,8 |
9,8 |
2. Знаете ли Вы что такое нанопродукция и наноматериалы? |
73,0 |
11,1 |
15,9 |
3. Знаете ли Вы, в каких отраслях экономики производится нанопродукция? |
61,9 |
20,6 |
17,5 |
4. Знаете ли Вы об отраслевых приоритетах России в области нанотехнологий и нанопродукции? |
23,8 |
38,1 |
38,1 |
5. Как Вы считаете, готова Россия к формированию внутреннего рынка нанотехнологий и нанопродукции или нет? |
11,1 |
50,8 |
38,1 |
6. Как Вы считаете, готова Россия к выходу на мировой рынок нанотехнологий и нанопродукции или нет? |
6,3 |
61,9 |
31,8 |
7. Как Вы считаете, есть ли у России кадры для формирования сферы нанотехнологий и нанопродукции или нет? |
55,6 |
17,5 |
26,9 |
8. Как Вы считаете, если России удастся стать мировым лидером в области нанотехнологий и нанопродукции, будет ли Вам и населению страны от этого лучше жить? |
43,5 |
22,2 |
34,3 |
9. Как Вы считаете, России удастся стать полноправным участником мирового рынка нанотехнологий и нанопродукции или нет? |
29,0 |
22,6 |
48,4 |
10. Как Вы считаете, России удастся стать лидером мирового рынка нанотехнологий и нанопродукции или нет? |
14,3 |
41,3 |
44,4 |
11. Как Вы считаете, оправданы те огромные вложения, которые осуществляет Россия в сферу нанотехнологий и нанопродукции или нет? |
30,2 |
33,9 |
35,9 |
Анализ полученных результатов позволяет сделать ряд важных выводов.
Во-первых, осведомленность студенческой аудитории о сфере нанотехнологий очень неоднородна. Так, если понятие о нанотехнологиях как таковых имеет очень большой процент молодого населения, то понятие о нанопродукции и наноматериалах имеет уже гораздо меньшее число людей. Что касается отраслей экономики, где производится нанопродукция, то о них имеет представление еще меньшее число респондентов. Относительно же существующих отраслевых приоритетов России в области нанотехнологий и нанопродукции имеет представление менее 1/5 опрашиваемых. Данный факт говорит о том, что проводимая информационная работа правительственных структур относительно сферы нанотехнологий носит самый поверхностный характер, ограничиваясь самыми общими сведениями о грандиозных возможностях новой отрасли производства; никаких явных сведений об ускоренном развитии тех или иных отраслей и видов деятельности населению не выдается.
Во-вторых, абсолютное большинство опрошенных считает Россию неготовой ни к формированию внутреннего рынка нанотехнологий и нанопродукции, ни тем более к выходу на мировой рынок. Тем не менее, несмотря на низкий процент людей, считающих Россию готовой к освоению рынка нанотехнологий, процент лиц, которые считают, что стране все-таки удастся стать полноправным участником, а может быть, даже и лидером мирового рынка наноиндустрии, непропорционально высок. По-видимому, в такой диспозиции доверия проявляется надежда населения на то, что в будущем в сфере нанотехнологий все же будут осуществлены позитивные сдвиги. Однако в любом случае полученные цифры говорят о том, что в целом серьезных надежд на светлое будущее нового и модного направления производства россияне в общем-то не питают.
В-третьих, среди россиян крепко укоренился миф о наличии в стране квалифицированных кадров в высокотехнологичной сфере. Это в частности проявляется в том, что больше половины всех опрошенных считают, что у России имеются кадры для формирования сферы нанотехнологий и нанопродукции. Хотя специалистам уже совершенно ясно, что подготовить в ближайшее время достаточное число кадров, необходимых для новой отрасли, совершенно нереально, простые люди полагают, что они есть. По крайней мере, они верят в это.
В-четвертых, наноиндустрия сама по себе не вызывает слишком уж большого оптимизма среди россиян. Так, даже при условии, что России удастся стать мировым лидером на этом рынке, меньше половины респондентов ждет, что их жизнь от этого улучшится. При этом почти четверть опрошенных считает, что это не окажет никакого положительного влияния на их существование. Такие оценки далеки от эйфории в отношении новой отрасли экономики, однако они не могут быть классифицированы и как совсем негативные. Скорее, это весьма умеренный оптимизм.
В-пятых, группа лиц, считающих оправданными те огромные вложения, которые осуществляет Россия в сферу нанотехнологий и нанопродукции, меньше группы лиц, придерживающихся противоположного мнения. Тем самым сальдо мнений населения складывается не в пользу наноиндустрии и составляет 3,7 процентных пункта. Такой результат вызван пересечением двух фактов: низкими ожиданиями относительно нанотехнологий как таковых и слабой верой в возможность освоения Россией нового рынка. Неудивительно, что при таком наложении двух негативных аспектов централизованная финансовая поддержка отрасли находит одобрение менее, чем у 1/3 молодого населения.
В ходе опроса предлагался еще один вопрос: «Как Вы считаете, те огромные вложения, которые осуществляет Россия в сферу нанотехнологий и нанопродукции, будут просто «распилены» или все-таки дадут и положительный экономический эффект?» Как оказалось, 25,8% считают, что деньги будут просто «распилены», еще 35,5% полагают, что будет получен дополнительный экономический эффект, и 38,7% затруднились с ответом. Тем самым больше четверти населения не верит в правительственные программы по развитию нанотехнологий и воспринимает их как прямой вычет из общественного благосостояния. Несмотря на это, больше трети респондентов надеется на отдачу от вкладываемых денег, и этот показатель в сложившихся обстоятельствах может считаться достаточно оптимистичным.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, мы можем констатировать, что 43% населения все-таки слышали о нанотехнологиях. И это, в общем-то, неплохой показатель. Тем более, налицо тенденция к его увеличению, что напрямую связано с эффективной работой средств массовой информации, в особенности телевидения. Этот факт подтвердил 81% респондентов, назвавших наиболее популярным источником информации о нанотехнологиях телевизионные программы. Очевидно, что в свете проводимых государством мероприятий по развитию нанотехнологий данным каналом формируется в основном их положительный образ. Именно поэтому 81% тех, кто знаком с нанотехнологиями, считают, что таковые в той или иной степени принесут людям пользу, а 52% купили бы продукцию с их использованием.
С другой стороны еще раз подчеркнем, что опрос, проведенный в среде наиболее осведомленной о нанотехнологиях части населения, показал поверхностный характер выявленной осведомленности. Население слышать-то о нанотехнологиях слышало, но не очень понимает, зачем это нужно и не особенно поддерживает правительственные программы, направленные на развитие нанотехнологий.
Конечно, мнение населения о нанотехнологиях не оказывает существенного значения на развитие нанонауки и не влияет на положение России на мировом нанорынке. Более того, в этой связи интересен опыт Америки, где согласно исследованию, проведенному Исследовательским центром имени Вудро Вильсона летом 2007 года, только 30% жителей страны хоть что-нибудь знают о таком направлении в науке и технике, как нанотехнологии. Только 6% опрошенных заявили, что они «много слышали» о нанотехнологиях. При этом исследование показало, что американцы предпочитают, чтобы государство, а не коммерческие структуры управляли рисками, связанными с развитием нанотехнологий. Лишь 7% жителей США (против 52% россиян) готовы приобрести продукты питания, произведенные с помощью нанотехнологий, а 63% американцев заявили, что им требуется больше информации о возможных проблемах, связанных с использованием подобных продуктов. Как мы понимаем, данные цифры не влияют на лидерство Америки в сфере нанотехнологий.
Однако, на наш взгляд, проблема общественного понимания и общественной поддержки носит не столько экономический, сколько социальный характер. В России в отличие от большинства стран, где уделяется внимание развитию нанотехнологий, финансирование происходит в основном за счет государственных средств, т.е. в основном за счет денег налогоплательщика. А это значит, что, во-первых, государство должно информировать своих граждан о расходовании денежных средств, а, во-вторых, сами граждане как сознательные элементы общества должны проявлять заинтересованность в жизни своего государства. Степень единства и сплоченности государства и граждан, проживающих в нем, можно считать своего рода показателем социального уровня развития государства. В России же пока складывается ситуация, когда государство, проводя в жизнь грандиозные производственные программы посредством государственной корпорации «Роснанотех», проявляет безразличие и пренебрежение к своим гражданам, считая массовое просвещение населения по тем или иным вопросам необязательным (активное навязывание и формирование суперобразов не считается). В свою очередь, население ориентировано на решение своих личных задач, проявляя изрядное равнодушие к проблемам государства, в том числе мирового масштаба.
Написать комментарий