Российский союз промышленников и предпринимателей направил в Минэкономразвития замечания к проекту Концепции социально-экономического развития РФ до 2020 года
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) направил в Минэкономразвития замечания к проекту Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. В них указывается ряд недостатков этого документа.
Кроме того, РСПП предлагает закрепить реализацию Концепции "в среднесрочных программах и планах действий, а самое важное – в проектах федерального бюджета и иных финансовых и бюджетных документах, которые должны учитывать как налоговые новации, так и изменения в приоритетах расходования средств". Это поможет избежать неправильной трактовки принятых экономических решений.
РСПП советует обратить больше внимания на условия, которые могут помешать успешной реализации Концепции - например, инфляцию или финансовый кризис. Необходимо "определить направления политики, которые обеспечат минимизацию этих рисков", говорится в замечаниях.
Очень важно, по мнению РСПП, четко определить в Концепции роль государства и бизнеса в экономике. "Российская экономика — это экономика смешанного типа, в которой есть потенциальные условия для эффективного сосуществования нескольких видов субъектов: частный малый и крупный бизнес, государственные компании, акционерные компании с государственным участием, государственные компании, включая госкорпорации". РСПП считает, что государство должно не заставлять "бизнес участвовать в реализации подготовленных ведомствами "мегапроектов", а гарантировать благоприятные условия для развития частного бизнеса. "Государственная политика стимулирования диверсификации и эффективного использования возникающих конкурентных преимуществ должна выражаться в улучшении делового климата, обеспечении необходимой инфраструктуры, поддержании высокого уровня развития инновационной системы и системы образования. Прямое участие государства в хозяйственной деятельности должно ограничиваться сферами, критически важными для национальной безопасности, и теми секторами, где горизонт стратегических решений и сроки окупаемости инвестиций превышают текущие возможности частного бизнеса. К таким направлениям сейчас относятся, в частности, производство вооружений, освоение космоса, развитие фундаментальной науки и образования, реализация крупных инфраструктурных проектов". Кроме того, в замечаниях РСПП подчеркивается важность эффективного государственно-частного партнерства и предлагается обеспечить "участие бизнеса в управлении институтами ГЧП, в том числе в экспертизе и отборе проектов, создание реестра проектов ГЧП, повышение квалификации чиновников, в первую очередь региональных".
В замечаниях РСПП приводятся также предложения по "повышению роли бизнес-сообщества в выработке и реализации социально-экономической политики", а также по повышению "эффективности корпоративного управления в компаниях с государственным участием".
Большое внимание в замечаниях уделено защите прав собственности. По мнению РСПП, для этого необходимо решить целый комплекс проблем правового характера "(повышение эффективности судебной системы, завершение работы над "антирейдерским" законодательством и т.д."), а также принять важные политические решения "(ответственность не только бизнеса за ущерб, нанесенный государству, но и чиновников за ущерб бизнесу; невозможность использовать контрольно-надзорные и правоохранительные органы в «рейдерских» захватах и в целях личной наживы)".
РСПП подчеркивает необходимость закрепления в сфере государственного контроля и надзора презумпции невиновности бизнеса и предлагает "создать независимый блок органов государственного контроля (надзора) и перейти к реализации комплексных межведомственных проверок. В перспективе можно ставить вопрос о введении моратория на повторные проверки вне зависимости от размеров компании".
Не менее важно для успешного развития экономики и снижение "негативного влияния административных барьеров". "Абсолютно все административные процедуры должны быть закреплены в совместно выработанных регламентах работы органов государственной власти и опубликованы, чтобы граждане знали обязанности каждого конкретного чиновника, имели реальную возможность обжаловать его незаконные действия или бездействие", - считает РСПП.
Для инновационного развития экономики, по мнению РСПП, необходимо повышение "инновационности среднего бизнеса. "Сейчас эти компании нередко недокапитализированы, пользуются изношенным оборудованием, испытывают нехватку средств для модернизации, наиболее подвержены жесткой конкуренции с иностранными компаниями, но, в то же время, обладают определенным потенциалом развития. Крупные государственные мегапроекты забирают ресурсы поддержки "срединных" производств, а стало быть, резко уменьшают с их стороны спрос на инновации". Кроме того, "необходимо сформулировать более четкие предложения по повышению производительности труда". Среди них РСПП называет модернизацию оборудования, приобретение новых технологий и повышение квалификации работников. "Параллельно процесс модернизации позволит сократить малоэффективные рабочие места, создавая конкурентоспособные и хорошо оплачиваемые", - подчеркивается в замечаниях. "Соответственно, ключевые предложения бизнес-сообщества в данной сфере – реализация как мер по изменению структуры экономики в пользу переработки (снижение НДС до 10 % и упрощение его администрирования, налоговые каникулы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций для вновь создаваемых перерабатывающих производств), так и мер, направленных на преодоление технологического отставания (амортизационная политика, введение приростной льготы по налогу на прибыль в отношении расходов на НИОКР) и стимулирование инвестиций в человеческий капитал (реформирование ЕСН, НДФЛ, налога на прибыль и НДС в части развития механизмов софинансирования добровольных пенсионных, накоплений уплаты процентов по ипотечным кредитам, а также права учитывать при исчислении налога на прибыль организаций затраты на высшее и профессиональное образование сотрудников, включая затраты, связанные с оплатой договоров с высшими учебными заведениями по подготовке кадров)".
Большое внимание РСПП уделяет вопросу государственного регулирования цен. По мнению бизнес-сообщества, "компании должны знать, что в случае резкого роста цен государством сначала будут использоваться другие меры (развитие конкурентной среды и т.д.), а регулирование цен – исключительно как крайняя мера, в случае если остальные не дали результата, а пороговые значения инфляции были значительно превышены. При этом меры должны применяться по узкому и закрытому перечню товаров". Для сдерживания роста цен на продукцию естественных монополий РСПП предлагает, чтобы формированием внутренних цен занималось не государство, а сами монополии. "В случае расширения практики действенного антимонопольного регулирования с одновременной передачей тарифообразования в руки естественных монополий, ответственность последних резко вырастет, ввиду угрозы применения таких принудительных мер, как разделение, выведение непрофильных бизнесов и т.д".
Написать комментарий